Найти в Дзене

Альфред Сислей - "тишайший" из бунтарей, или истинный импрессионист

Свежесть и удивительная нежность красок, глубина внутреннего восприятия, искренность и душевность... В своем творчестве он интересовался лишь пейзажами...танцующие тени в лучах солнца, небесная лазурь, очаровательные домики на берегах Сены, расцветающая весна, прозрачность воздуха или узенькие дорожки, занесенные снегом... Его прекрасные работы наполнены нежной лиричностью и тихим звучанием.

Он очень тонко и охотно раскрывал душу публике, зазывая в свой удивительный мир, подпуская к тайне, которую знал лишь сам... Но так и не дождался полного принятия импрессионизма. Этот художник уверенно отстаивал свое творчество, не отступая и не сомневаясь. Он не писал ради прибыли, не отчаивался от беспощадной критики, был верен себе и импрессионизму, как единственной и истинной любви... "Тишайший" из бунтарей, англичанин по происхождению и художник по призванию - Альфред Сислей.

Пьер-Огюст Ренуар, портрет художника Альфреда Сислея, 1876
Пьер-Огюст Ренуар, портрет художника Альфреда Сислея, 1876

Альфред Сислей родился 30 октября 1839 года в Англии. Только по стечению обстоятельств всю свою жизнь он прожил во Франции, считая ее своей родиной.

Альфред был самым младшим ребенком в семье успешного торговца шёлком. Несколько поколений семьи по обе стороны Ла-Манша занимались коммерцией. И никто не сомневался в том, что юный Сислей пойдет по протоптанной отцом и дедом дорожке. Только у Небес бывают свои планы, которые открываются не сразу...

Альфред не станет богатым торговцем, он будет бедным художником. Это случится чуть позже, а в 1857, когда юному Альфреду исполнилось 18 лет, отец отправит его в Лондон обучаться коммерческому делу. Никто не мог и предположить, что Национальная галерея, картины Уильяма Тернера и Джона Констебля вскружат молодому юноше голову сильнее самого крепкого виски. Именно в Лондоне Альфред понимает кем он хочет быть - только художником! Воспитательные планы семейства были сорваны!

В 1861 году Альфред возвращается в Париж. Отец принимает желание сына очень тяжело, он вздыхает и морщится, сердце его разбито. Но понимает, что попытки переубедить сына ни к чему не приведут. Альфред упорно настаивает только на своем. Более того, Сислей отправляется в мастерскую Шарля Глейра. Отец смиряется с выбором и назначает ему приличное содержание. Во время учебы молодой Сислей знакомится с Фредериком Базилем, Клодом Моне, Пьером-Огюстом Ренуаром, которые в дальнейшем будут считаться основателями импрессионизма.

Альфред был человеком чрезвычайно скромным, уравновешенным и очень благородным. По словам Ренуара, его ангельский характер не позволял "возразить даже женщине". Он не старался никому подражать, в нем не было неуемной дерзости Моне или невероятной уверенности Писарро, но присущий только ему индивидуальный стиль не мог оставаться незамеченным. Совершенно невероятное восприятие природы, внутреннее чувство гармонии и колористики будут выделять работы Сислея среди других художников.

С удивительным упорством он станет воспевать все то, что видели его глаза и радовало душу, отчего сердце сильно стучало в груди. Художник никогда не стремился к каким-то необычным эффектам, не стремился к революции, он использовал ограниченную палитру красок и писал совершенно простые композиции. Но его невероятные работы наполнены легкостью, воздушностью, особой прозрачностью и удивительной мягкостью.

Сислей очень любил писать небо...изменчивое, меланхоличное, лазурное, бездонное, трепетное...несомненно добиваясь эффекта глубины и движения. "Может ли быть что-нибудь прекраснее летнего неба, - однажды воскликнул он, - синего, высокого, с легкими белыми облаками!"

Ни один из импрессионистов не уделял ему столько времени в своих работах. В этом Сислей очень был близок к Констеблю. Небо, написанное художником, всегда прибывает в полной гармонии с пейзажем.

Я всегда начинаю свои картины с неба. Это для меня не просто пустое пространство и не фон для пейзажа; это ключ ко всей композиции. Небо придает своими плоскостями не только глубину картине, но и вносит в нее движение. Оно же служит источником света для всего полотна. А. Сислей

Ранние работы А. Сислея кажутся немного темными, и по колориту они напоминают скорее полотна художников Барбизонской школы. В 1866 году картины были выставлены в Салоне, только признания совершенно не получили. Поэтому спустя несколько месяцев Альфред вместе со своими друзьями-единомышленниками организует оппозиционный Салон независимых.

В этом же году Альфред знакомится с очаровательной натурщицей Мари Эжени Лекуэзек и теряет голову...молодой художник влюблен настолько, что жизнь без нее не имеет никакого смысла. Он понимает, что Эжени та самая женщина, с которой и в горе, и в радости... По воспоминаниям Ренуара, Эжени казалась "чрезвычайно хорошо воспитанной". Ровно через год у молодой семейной пары появится наследник - сын Пьер, а затем и дочь Жанна. Он не писал ее портретов, лишь на фоне пейзажей неясной фигурой. Супруга художника Сислея - осталась самой туманной и загадочной персоной, но однажды после ее смерти Альфред скажет: "Когда у меня опускались руки, моя добрая и отважная подруга всегда старалась поддержать меня, говоря: "Нужно сражаться до последнего". Наверное художник был уверен в том, что счастье любит тишину...

Пьер Огюст Ренуар "Портрет А. Сислея с женой", 1868
Пьер Огюст Ренуар "Портрет А. Сислея с женой", 1868

Только это событие совершенно не примет Сислей-старший и лишит сына всяческой поддержки. Да к тому же, с началом франко-прусской войны бизнес отца разорится. И он в любом случае не смог бы поддержать Альфреда. Единственным средством выживания для художника становятся его картины. В течении всей своей жизни Альфред Сислей будет терпеть нищету и лишения, а успех и ценность полотен придет к нему лишь после смерти.

Импрессионизм не принимали, картины продавались крайне тяжело, но Сислей продолжает творить несмотря на трудности. Он часто переезжает с семьей из города в город, стараясь найти вдохновение, снимая небольшие домики подальше от Парижа. "Городок Вильнев-ла-Гаренн" станет одним из лучших его произведений того периода.

А. Сислей "Городок Вильнев-ла-Гаренн", 1872
А. Сислей "Городок Вильнев-ла-Гаренн", 1872

Это маленький провинциальный город, который был когда-то рыбацким поселком. Со временем он разрастается до пригорода Парижа. Сислей разделяет полотно - это затененный деревьями передний план и залитый солнцем противоположный берег реки. Атмосфера полной гармонии и безмятежности, невероятно естественный солнечный свет придает глубину и мягкость звучания. Здесь все еще заметна сдержанность и нет свободного мазка, а солнечные пятна очень нерешительны, словно художник все еще старается сохранить материальность предметов. Но уже заметны перемены и незаурядный талант художника.

Прусские войска решительно наступали. Сислей с семьей покидает дом, оставляя все свое имущество. Картины пропали безвозвратно. Сохранились лишь семнадцать работ, которые были проданы до войны.

После военных действий художник поселяется в местечке Вуазен. Именно с этим городом и связывают зрелый и осмысленный период творчества художника. Каждый день он работает без устали, отдыха на берегах Сены.

Художник не зависел от ярких оттенков, не старался писать лишь солнечные полотна, но уважал тонкую игру света и тени, припудренные и слегка стертые тона. Возможно, что именно это отталкивало от его работ критиков и коллекционеров. Живописная манера была схожа с другими импрессионистами, но яркость и звучание явно проигрывали. Сислей оставался в тени своих друзей. Только есть в его работах своя индивидуальная особенность - он передавал только то, что видел глаз, его композиции - выверены и точны. Чувство цвета художника было безупречным.

В 1874 году художник представляет на выставке пять своих работ, которые были не приняты ни критиками, ни публикой. Никто не смог разглядеть на его полотнах музыку ветра и танец солнечных бликов. Грани реальности и воображения не смогли соединиться в закономерную цепь событий.

Друзья-импрессионисты старались поддержать Сислея. Арт-дилер Дюран-Рюэль, с которым познакомились Клон Моне и Камиль Писсарро, назначает Альфреду небольшое содержание в обмен на несколько картин в месяц. На аукционах за работы художника дают не больше 30 франков.

Летом того же года Сислей совершит недолгую поездку в Англию, где напишет совершенно уникальную серию картин Хэмптон-корта.

После Англии Альфред Сислей поселится с семьей в Марли, где создаст лучшую серию своих работ. Наводнение 1876 года даст этому отличный толчок. Стихия утихла, вода пошла на убыль, входя в привычные свои русла, лишь небольшие озерца, отражающие небеса.

Художник показал в своей работе не горе и отчаяние, а полную гармонию: здания, ласково освещенные солнечными лучами, местных жителей, занимающихся привычными делами и ничего страшного не случилось. Все хорошо! Невероятно светлая работа...весело бегущие облака, пропитанная влагой земля, голые тонкие ветви деревьев...удивительное ощущение света и прозрачности воздуха...делаешь глубокий вдох и понимаешь, что все продолжается...запрокидываешь голову и смотришь в небесную высь, чувствуя каждой клеточкой своей души этот простор и ветер, напоенный влагой...

Альфред Сислей упорно верит в себя и борется с трудностями...он работает даже в самый тяжелый период своей жизни, проявляя упорство и мужество, чтобы стать востребованным художником. Лишь после неудачной очередной выставки Сислей вместе со своей семьей уедет в Морэ-сюр-Луэн. Это случится в 1887 году. Появится невероятная усталость от борьбы за успех, да и с преуспевающими товарищами находиться было морально не просто.

Альфред Сислей - истинный и классический импрессионист - это несомненно. Только в таких тонкостях разбираться никто не стал и не хотел. Сислей выбрал добровольное изгнание и перестал участвовать в выставках, всецело отдавая себя искусству. Его навещали немногочисленные поклонники и молодые художники с более зорким взглядом на новое направление в искусстве.

Лето 1898 года художник провел на южном побережье Уэльса и официально оформил свой брак с Эжени, признав своих наследников. Пройдет совсем немного времени, и в 1898 году супруга Сислея тяжело заболеет раком горла. Альфред забросит живопись, чтобы ухаживать за любимой, понимая, что сам тоже болен. В январе 1899 года Эжени не стало, а художник пригласил в гости Моне, попросив старого друга позаботиться о своих детях. Встреча друзей была тяжелой. Ровно через неделю художника Альфреда Сислея не стало...29 января 1899...ему было всего пятьдесят девять лет...

Первая выгодная продажа картины состоялась ровно через год после его ухода - сорок три тысячи франков - сумма, о которой Сислей и мечтать не мог.

Невероятный Альфред Сислей - художник, который никогда не писал ночных пейзажей. Времена года стали главной темой его творчества. Жаркое летнее солнце, осенние краски, свежая весенняя зелень и зимнее вдохновение - совершенно удивительные поэтичные работы в истории импрессионизма.

Все его работы выполнены в теплых, душевных оттенках и буквально пронизаны светом...городские и сельские пейзажи...искренняя простота, тонкий вкус и совершенно ненавязчивая интеллигентность... Его работы хочется рассматривать не торопясь, погружаясь в удивительный мир души художника. Творчество Альфреда Сислея навсегда останется в истории искусства как отражение вечной красоты и полной гармонии, свободы самовыражения и удивительной веры в себя...

Всегда с вами - Летящая стрекоза)))

Подписывайтесь на мой канал, чтобы узнать то, чего еще не знали)))