Найти в Дзене

"Земляноиды" Саяки Мураты - провокация или сомнение в сомнении?

Ещё одно приобретение на книжной выставке Non-fiction – повесть Саяки Мураты «Земляноиды». У неё я уже читала «Человек-комбини», тоже повесть, которая меня не особенно впечатлила. Решила вот дать второй шанс автору. Итак, в повести «Земляноиды» Саяка Мурата продолжает рассматривать это самое понятие социальной нормы, о котором была предыдущая книга. На этот раз писательница не ограничивается героиней-женщиной, которая пытается порой «стать нормальной». Теперь героиня повести, Нацуки, не переросла свои детские фантазии о том, что на самом деле они с братом Юу с другой планеты и не являются людьми вовсе. Отдельная проблема, о которой говорит автор, – это причина, по которой Нацуки (скорее всего) стала такой, детская травма, после которой она не смогла вписаться в общество и стала выдумывать себе другую историю. Как бы то ни было, Нацуки втягивает в эту затянувшуюся игру и других. Ну а раз она (и парочка её последователей) не являются людьми, то, значит, и человеческие ограничения и табу

Ещё одно приобретение на книжной выставке Non-fiction – повесть Саяки Мураты «Земляноиды». У неё я уже читала «Человек-комбини», тоже повесть, которая меня не особенно впечатлила. Решила вот дать второй шанс автору.

Итак, в повести «Земляноиды» Саяка Мурата продолжает рассматривать это самое понятие социальной нормы, о котором была предыдущая книга. На этот раз писательница не ограничивается героиней-женщиной, которая пытается порой «стать нормальной». Теперь героиня повести, Нацуки, не переросла свои детские фантазии о том, что на самом деле они с братом Юу с другой планеты и не являются людьми вовсе.

Отдельная проблема, о которой говорит автор, – это причина, по которой Нацуки (скорее всего) стала такой, детская травма, после которой она не смогла вписаться в общество и стала выдумывать себе другую историю.

Как бы то ни было, Нацуки втягивает в эту затянувшуюся игру и других. Ну а раз она (и парочка её последователей) не являются людьми, то, значит, и человеческие ограничения и табу для них не существуют. И в преодолении этих табу они зайдут действительно очень далеко, даже шокирующе далеко, хотя меня не так-то просто шокировать. Понятно, что всё это провокация от Саяки Мураты, чтобы посмотреть на устройство общества и существующие в нём гласные и негласные ограничения под другим углом. Да вот незадача – никакое общество, хоть землян, хоть инопланетян – не может существовать без определённых правил. И здесь речь не о законах, которые могут иметь разную степень маразматичности в зависимости от страны и эпохи, а о базовых запретах. О вещах, которые порицались если не везде и всегда, то в подавляющем большинстве случаев, за исключением, наверное, каких-нибудь древних цивилизаций вроде майя, у которых были, например, человеческие жертвоприношения. Если говорить о временах, более близких к современности, чем цивилизация майя, Габсбурги тоже отличились, на другом, правда, табуированном поприще – но всем известны печальные последствия кровосмешения. Поэтому ответ на задаваемые Муратой вопросы – почему то или иное ненормально и запрещено – на мой взгляд, довольно очевиден. Потому что иначе общество не сможет существовать. И как бы человек ни хотел, он не может полностью отделить себя от общества и жить в совершенной изоляции. Можно, наверное, уйти в лес, но там за неимением себе подобных будет невозможно нарушить эти самые общественные ограничения.

Герои книги, кстати, попытались воссоздать такое «земляноидное» сообщество, жить отдельно по своим инопланетянским законам, то есть, нарушая различные человеческие табу, но ясно, что долго бы они так не протянули, потому что просто-напросто поубивали бы (и слопали) друг друга через некоторое время.

Если в предыдущей повести, «Человек-комбини», героиня вызывает сочувствие, а давление общества на человека, живущего по-своему, кажется неприемлемым, то в «Земляноидах» всё не так однозначно. И здесь возникает вопрос – не это ли автор и хочет нам показать? За постоянным постмодернистским сомнением в прописных истинах не кроется ли ответ, что есть грани, которые нельзя переступать? Постмодернизм всё подвергает сомнению, этим же занимается и Саяка Мурата, но она ещё и показывает наглядно, куда ведёт этот путь. Хотя такая интерпретация, скорее всего, ошибочна, поскольку сама автор говорила в своих интервью о том, что с детства ей были непонятны «сами собой разумеющиеся» вещи. Например, почему родители кормят и содержат её, почему убийство – это табу, но допустимо при самообороне или в качестве государственного наказания (казни).

Оценивать «Земляноидов» только как провокацию и критику социальных устоев было бы слишком плоско, эта тема буквально лежит на поверхности. Если это было единственным замыслом автора, мне очень жаль. Поначалу я написала намного более резкий обзор на эту книгу, поскольку восприняла только эту тему (поддалась на провокацию), но сейчас, через некоторое время, мне кажется, что «Земляноиды» – это всё же сомнение в сомнении. И если это так, то честь и хвала автору!

Книга, как и предыдущая, написана легко и читается буквально за пару вечеров, само издание сделано качественно и тактильно приятно.

Я ставлю 4/5: балл за провокацию, балл за лёгкий слог и балл за хорошее издание. И дополнительный балл за неоднозначность трактовки. Рекомендовать могу, пожалуй, только закалённым читателям.