Найти в Дзене

Историко-антропологические исследования в XX в.

Две ключевые особенности историко-антропологических отношений – отказ от представления об однонаправленном, жестко детерминированном прогрессе и акцентирование творческой роли человека в истории. Человек как личность и как член общества способен влиять на общий ход истории и определять свою судьбу. Жак Ле Гофф – с 1969 г. один из руководителей журнала «Анналы», 1972–1977 гг. – президент Школы высших исследований в социальных науках (после Л. Февра и Ф. Броделя). Представитель третьего поколения школы «Анналов». Раскрывает содержание «антропологического поворота» в истории на материале западноевропейского Средневековья. Ключевая работа в контексте антропологических исследований – «Цивилизация средневекового Запада»: повествование о деградации римского и варварского миров и становление нового, «христианского мира», а затем его кризис в XIV–XV вв., зачавший «общество эпохи Возрождения и Нового времени», более открытое и для многих более счастливое + раскрываются основные черты цивилизации

Две ключевые особенности историко-антропологических отношений – отказ от представления об однонаправленном, жестко детерминированном прогрессе и акцентирование творческой роли человека в истории. Человек как личность и как член общества способен влиять на общий ход истории и определять свою судьбу.

Жак Ле Гофф
Жак Ле Гофф

Жак Ле Гофф – с 1969 г. один из руководителей журнала «Анналы», 1972–1977 гг. – президент Школы высших исследований в социальных науках (после Л. Февра и Ф. Броделя). Представитель третьего поколения школы «Анналов». Раскрывает содержание «антропологического поворота» в истории на материале западноевропейского Средневековья. Ключевая работа в контексте антропологических исследований – «Цивилизация средневекового Запада»: повествование о деградации римского и варварского миров и становление нового, «христианского мира», а затем его кризис в XIV–XV вв., зачавший «общество эпохи Возрождения и Нового времени», более открытое и для многих более счастливое + раскрываются основные черты цивилизации в духе концепции «тотальной истории» (см. № 34). Однако эта «тотальная история» носит историко-антропологичский характер, центрируясь вокруг человека во всех сферах его чувствования и поведения. Таким образом Ле Гофф воссоздает мир средневекового европейца, структуры средневековой ментальности и чувствования, отмечая глубочайший пессимизм мировосприятия. Особенно останавливается Ле Гофф на восприятии времени и осознании человеком своей сопричастности к вечности (= жажда спасения) в работе «Средневековый человек и время».

В «Средневековом мире воображаемого» Ле Гофф раскрывает мировосприятие средневековых людей (их ценностные ориентации, отношение к труду, восприятие пространства и времени), это так называемый «мир воображаемого» или «другое Средневековье».

В итоге Ле Гофф приходит к следующему выводу: «Средневековый Запад – это прежде всего универсум голода, его терзал страх голода и слишком часто сам голод». В центр исследования Ле Гофф ставит деятельного, мыслящего, чувствующего и страдающего человека. Методология Ле Гоффа базируется на двух основных концептуальных подходах: цивилизационном и формационном, где первый находится в приоритете и вбирает в себя второй.

Происходит реанимация жанра исторической биографии. Особый вклад в это внес Ле Гофф работой «Людовик IX Святой». Здесь революция также осуществляется в русле глобальной истории в ее историко-антропологической варианте, так как в фокусе историка находится человек, в данном случае, Людовик IX. Его жизнь и деяния сотканы из столетия, в котором он жил. Историческая личность создается временем, в то время как она сама творит время. Поэтому Ле Гофф сначала характеризует эпоху и окружение, а потом переходит в личности и образу короля.

Три методологические составляющие переворота в жанре исторической биографии:

1. Историко-антропологический подход, включающий понимание рассматриваемого персонажа как исторической индивидуальности;

2. Обращение к языку длительной временной протяженности, используемому в связке с микроисторическим анализом;

3. Отказ от противопоставления индивидуума и общества.

Подводя итог, идеи Ле Гоффа движутся к антропологизации исторического познания, сопровождающееся отказом от широких историко-социологических построений в духе «глобальной истории» Ф. Броделя. Ж. Ле Гофф отразил новый этап в трансформации школы «Анналов» – «антропологический поворот», этот подход был направлен против чрезмерной социологизации истории и вульгаризации понятия «ментальность» в жанре исторической биографии. Также Ле Гофф обратился к политической истории, которая игнорировалась предшествующими поколениями «Анналов» в новом ее качестве (создание новой тотальной истории политическому измерению).