Найти в Дзене

Интеллектуальная история

Интеллектуальная история — история интеллектуалов, то есть история людей, которые создавали, обсуждали и пропагандировали различные идеи. В отличие от чистой истории философии (соответственно: науки, литературы и т. д.) и от истории идей, с которыми она тесно связана, интеллектуальная история изучает идеи через культуру, биографию и социокультурное окружение их носителей. Начиная с XIX в. «интеллектуальная история» и «история идей» означали одно и то же и связывались с историей философии. Артур Лавджой, автор книги «Великая цепь бытия: История одной идеи» отдавал приоритет термину «история идей». Он прослеживает судьбу философской идеи принципа изобилия. Само понятие Великая цепь бытия введено Лавджоем. Он утверждает, что данный принцип был впервые сформулирован Платоном и позже так или иначе встречается во всей мировой философии. Формулировка принципа изобилия: все существующие возможности непременно полностью реализуются. Подход состоит в изолировании и изучении странствующих во врем

Интеллектуальная история — история интеллектуалов, то есть история людей, которые создавали, обсуждали и пропагандировали различные идеи. В отличие от чистой истории философии (соответственно: науки, литературы и т. д.) и от истории идей, с которыми она тесно связана, интеллектуальная история изучает идеи через культуру, биографию и социокультурное окружение их носителей.

Начиная с XIX в. «интеллектуальная история» и «история идей» означали одно и то же и связывались с историей философии. Артур Лавджой, автор книги «Великая цепь бытия: История одной идеи» отдавал приоритет термину «история идей». Он прослеживает судьбу философской идеи принципа изобилия. Само понятие Великая цепь бытия введено Лавджоем. Он утверждает, что данный принцип был впервые сформулирован Платоном и позже так или иначе встречается во всей мировой философии. Формулировка принципа изобилия: все существующие возможности непременно полностью реализуются.

Подход состоит в изолировании и изучении странствующих во времени универсальных «идей-блоков», которые последовательно использовались как составные части в различных учениях и теориях. Основная задача истории идей – понимание того, как возникают и распространяются новые убеждения и интеллектуальные формы. Также исследуются идеи в коллективной мысли больших групп людей.

Хэйден Уайт
Хэйден Уайт

Хейден Уайт «Метаистория». В этой работе Уайт, используя методологический аппарат тропологии, рассмотрел особенности исторического повествования крупнейших историков XIX века и пришёл к выводу об использовании ими литературных приёмов для достижения целостности повествования путём заполнения недостающей информации и её интерпретации. Уайт обратил внимание на то, что законченное историческое исследование содержит не только набор исторических фактов, но и литературную форму; последняя, по Уайту, оказывает значительное влияние на конечный текст, на что ранее практически не обращалось внимания. СВЯЗЬ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ИСТОРИКА С ТЕКСТОМ, КОТОРЫЙ ОН СОЗДАЕТ.

Пьер Нора
Пьер Нора

Пьер Нора – автор концепции «мест памяти». Оно воплощает в себе единство духовного и материального, которое со временем и по воле людей стало символическим элементом наследия национальной памяти общности. Места, в которых, по мнению Пьера Нора, воплощена национальная память, — это памятники (культуры и природы), праздники, эмблемы, торжества в честь людей или событий, прощальные, погребальные речи, похвальные слова. ИСТОРИЯ – ЭТО ТО, ЧТО ЛЮДИ ПОМНЯТ. Зачем столько архивов и библиотек? Никто не пользуется. Историки замкнулись в своём кругу.

Лорина Петровна Репина «Образы времени и исторического представления».

Благодаря многочисленным учениками и «Журналу истории идей», подход Лавджоя доминировал несколько десятилетий, но уже в 1960–1970-е гг. интеллектуальная история оказалась на обочине историографии. Ее критиковали за сосредоточенность на теориях и доктринах при игнорировании социального контекста идей и социальных функций науки, отсутствие внимание к местным традициям и народной культуре.

Вследствие этого интеллектуальная история перешла к истории интеллектуалов и социальной истории идей, в которых акцентировалась роль социального контекста. История идей была переосмыслена в контексте истории ментальностей и социальной истории.

Одна из исходных предпосылок современной интеллектуальной истории – непрерывная связь между историей идей и идейных комплексов, с одной стороны, и историей условий и форм интеллектуальной деятельности, с другой. «Новая культурно-интеллектуальная история» видит свою основную задачу в исследовании интеллектуальной деятельности и процессов в сфере гуманитарного, социального и естественнонаучного знания в их социокультурном контексте. В наше время исследователи все больше уделяют внимание образованиям в интеллектуальной жизни прошлого, которые впоследствии не оформились институционально, не превратились в профессиональные виды деятельности или в современные академические дисциплины.