Найти в Дзене

Новая социальная история

«Новая социальная история» выдвигает задачу интерпретации исторического прошлого в терминах социологии, описывающих внутреннее состояние общества, его отдельных групп и отношений между ними. Важное отличие социальной истории – ее подвижность и способность адаптироваться к радикальным изменениям в развивающейся современной историографии. 1960-е – начало 1970-х гг. – стремление к изучению социальных отношений в рамках историко-социологических исследований. Возрождается интерес к исторической и сравнительной социологии и к наследию Макса Вебера. 1970-е – начало 1980-х гг. – бурный рост «новой социальной истории» и ее субдисциплин. Расширяется понятие социальной истории: наряду с классами и иными большими группами людей предметом изучение становятся и социальные микроструктуры: семья, община, приход, корпорации и т.д. Принципиальной исходной установкой становится взгляд на общество как на целостный организм. Заимствуются подходы из антропологии и социальной психологии. На авансцену междисц

«Новая социальная история» выдвигает задачу интерпретации исторического прошлого в терминах социологии, описывающих внутреннее состояние общества, его отдельных групп и отношений между ними. Важное отличие социальной истории – ее подвижность и способность адаптироваться к радикальным изменениям в развивающейся современной историографии.

1960-е – начало 1970-х гг. – стремление к изучению социальных отношений в рамках историко-социологических исследований. Возрождается интерес к исторической и сравнительной социологии и к наследию Макса Вебера.

1970-е – начало 1980-х гг. – бурный рост «новой социальной истории» и ее субдисциплин. Расширяется понятие социальной истории: наряду с классами и иными большими группами людей предметом изучение становятся и социальные микроструктуры: семья, община, приход, корпорации и т.д. Принципиальной исходной установкой становится взгляд на общество как на целостный организм. Заимствуются подходы из антропологии и социальной психологии. На авансцену междисциплинарного взаимодействия вышла культурная антропология. Вслед за социологическим в современной историографии происходит антропологический поворот.

Период 1970–1980-х гг. – это время взлета отдельных социально-исторических исследований, совершивших подлинный прорыв в области изучения индивидуальных и коллективных поведения и сознания. Однако со временем инициативу захватила историческая антропология, поставившая перед собой задачу синтеза всей исторической действительности в фокусе человеческого сознания.

Социальная история всегда была частью предмета исторической науки, так же как экономическая, политическая, идеологическая и другие «истории» ее составляющие. Исторический процесс является неразделимым целым и вычленение вышеуказанных его аспектов помогает более глубоко исследовать отдельные факторы, обуславливающие его содержание и развитие.

В предмет социальной истории входит изучение внутреннего состояния общества, отдельных его групп и отношений между ними с использованием методов социологии. Социальные группы анализируются с двух сторон:

· со стороны индивидов, составляющих общность – жизненный путь человека, описываемый через смену социальных ролей и стереотипов поведения в контексте социального жизненного пространства;

· раскрытие внутренней организации и функционирования социальной среды, микромира общины…, малых групп и выявления соотношений между ними.

Под воздействием культурной антропологии в социальную историю проникает взгляд на прошлое с точки зрения действующих лиц-индивидов (изучается обыденное сознание, ментальность, символические системы, психологические установки, стереотипы восприятия, модели поведения) Происходит реконструкция картины мира каждой социальной общности. В предмет социальной истории входит сфера человеческого сознания, как неотъемлемой структуры социальной жизни.

Социальная история становится ведущей областью научных исследований в рамках «новой научной истории». Ее составляющие компоненты:

· история общественных отношений;

· история социальной структуры;

· история повседневной жизни;

· история частной жизни;

· история социальных общностей и социальных конфликтов (крестьянства, рабочего класса) – Эрик Томпсон «История рабочего класса» – ответ марксизму (совсем не плохо жил рабочий класс в Англии – как все); Джемс Скотт «История крестьянства»;

· история семьи и детства (Арьес Ф. «Ребенок и семейная жизнь при «старом порядке»);

· история полов (гендерная история) – история женщины получила развитие. Гендерной историей преимущественно занимаются женщины: Симона Бовуар (женя Сартра) «Второй пол» – вся история написана мужчинами о мужчинах и для мужчин. Джоан Скотт, Пушкарева, Репина и др.

Социально-структурная история переходит к социально-культурной истории, где включены методы культурной антропологии, социальной психологии и лингвистики. Формируется интерес к микроистории.