Все помнят яркие речи Адгура Ардзинба о закулисных договорняках и сделках бывшего президента Бжания.
Не остыл в памяти пафос обвинений в предательстве национальных интересов, продаже суверенитета и т.п.
Ноябрьские события у президентской резиденции стали их прямым следствием.
И что же? Даже если не брать во внимание безрадостные последствия (хотя ощутил их каждый житель Абхазии), оказалось, что Ардзинба устроил свою «революцию» только потому, что Бжания его обошел в забеге по высоким кабинетам Москвы. А так вообще посулы Ардзинба отличались от обязательств действовавшего президента крайне незначительно.
В утекшем в интернет протоколе рабочей встречи зам. руководителя Администрации Президента РФ Дмитрия Козака и председателя АНД Адгура Ардзинба, еще 24 сентября 2024 года (до ноябрьского «штурма»!) лидер абхазской оппозиции обещал российской стороне: оказывать содействие ратификации в парламенте инвестсоглашения (с возможностью подписания обновленных версий); поддерживать иные соглашения и законопроекты, обеспечивающие дополнительные гарантии российским инвесторам; поддерживать усилия, направленные на противодействие НПО, получающим финансирование из недружественных РФ государств; содействовать усилиям для полноценного участия республики Абхазия в интеграционных процессах на постсоветском пространстве, реализуемых по инициативе и при содействии РФ.
Как же теперь расценивать давешние обязательства Адгура Ардзинба? И если он их подтвердит в случае своей победы на выборах — можно ли им верить? Ведь он сам с легкостью сравнил аналогичные обещания Бжания с предательством.
Уже сам факт утечки протокола не может быть случайностью. Это вполне определенный сигнал Москвы абхазской общественности: смотрите, мол, чего стоят ваши оппозиционные политики. На двух стульях пытается усидеть товарищ. Это ли не пример политического лицемерия, двуличия — в первую очередь по отношению к поверившим ему соотечественникам, особенно молодежи. Он говорит лишь то, что выгодно и что от него хотят услышать в конкретный момент. Политик — и этим все сказано. Ну, или политикан — чтоб ненароком кого не обидеть.
Георгий Аскеров
Эксперт Центра исследований гражданских и военных конфликтов (ЦИГиВК)