Найти в Дзене
Записки не краеведа

Памяти Донских героев

С глубоким удовлетворением патриотического чувства уважения к памяти славного нашего богатыря, героя Дона и Кавказа, Якова Петровича Бакланова, встретили мы, донцы, находящиеся в полках, известия с родины о торжественном праздновании в марте сего года столетней годовщины его рождения и о разрешении воздвигнуть ему памятники в городе Новочеркасске и в станице Баклановской, к которой он принадлежал. Отныне имя Бакланова уже не будет забыто. Остаётся лишь пожелать, чтобы благое начинание скорее осуществилось. Надо надеяться, что не только донцы поддержат это начинание своей материальной помощью, но и седой товарищ Кавказ, для которого так много послужил генерал Бакланов, поможет в этом донцам. Кликните же клич, донские патриоты, помогите поддержать славу Дона, которая, к нашему стыду, начинает постепенно угасать среди нашей молодёжи. И если не будет она у нас поддержана с отеческой заботливостью, то незаметно для самих себя казаки утратят свои вековые доблести, как начинает утрачивать св

С глубоким удовлетворением патриотического чувства уважения к памяти славного нашего богатыря, героя Дона и Кавказа, Якова Петровича Бакланова, встретили мы, донцы, находящиеся в полках, известия с родины о торжественном праздновании в марте сего года столетней годовщины его рождения и о разрешении воздвигнуть ему памятники в городе Новочеркасске и в станице Баклановской, к которой он принадлежал.

Отныне имя Бакланова уже не будет забыто. Остаётся лишь пожелать, чтобы благое начинание скорее осуществилось. Надо надеяться, что не только донцы поддержат это начинание своей материальной помощью, но и седой товарищ Кавказ, для которого так много послужил генерал Бакланов, поможет в этом донцам. Кликните же клич, донские патриоты, помогите поддержать славу Дона, которая, к нашему стыду, начинает постепенно угасать среди нашей молодёжи. И если не будет она у нас поддержана с отеческой заботливостью, то незаметно для самих себя казаки утратят свои вековые доблести, как начинает утрачивать своё прежнее значение наш, когда то многоводный старый Дон. Спросите, уважаемые читатели, любого молодого казака, что он знает о наших героях: Ермаке, Платове, Бакланове и других, создавших неувядаемую славу Дону, и убедитесь, что эта молодёжь, эти потомки славных предков, слишком мало знают об этих героях. Знают, что был Ермак, который покорил Сибирь и утонул в Иртыше (знают это только по песне); знают Платова, что он был герой 12 года, но чем каждый из них прославился, где покоится его прах – никто не знает…

Про Бакланова тоже знают только по песням да по отрывочным рассказам, доходящим иногда до искажения.
Кто же виноват в том, что казаки мало знают о своих героях? Не виноваты ли наши хуторские и станичные школы, ничего об этом не сообщающие; не виноваты ли станичные правления, заботящиеся только о станичном хозяйстве и о нарядах на службу, но не заботящиеся о поддержании казачьего доблестного духа? Не виноваты ли станичные и окружные атаманы? Не виноваты ли, в особенности, полковые и батарейные командиры? И если у нас будет так идти и дальше, то погибнет седая слава Дона и не будет истинных, доблестных казаков. Следовало бы в станичных и хуторских правлениях, школах, полках, батареях устраивать чтения молодым, да и старым, казакам, читать биографии и деяния наших героев, историю казачества и, по возможности, заставлять рассказывать прочитанное, тогда это принесло бы громадную воспитательную пользу в знании своего прошлого. Затем следовало бы каждой станице приобрести портреты героев и снимки с их памятников и могил, которые необходимо войску заказать, так как их в продаже нет. Такие портреты должны бы находиться в школах и в станичных и хуторских правлениях – в залах общественных собраний. Тогда бы молодёжь интересовалась этим, знала бы, где находятся могилы дорогих Донскому казачеству героев.

Теперь у нас в столице Дона – чудный, величественный, кафедральный собор, краса не только своего края, но краса и России. Не нашлось ли бы места, если не в самом войсковом соборе, то вблизи его устроить усыпальницу для бренных останков наших героев?..
Стыдно приходится отвечать на вопрос не казаков, где похоронены граф Платов и генерал Бакланов и, краснея говорить, что Платов похоронен на мало известной и мало посещаемой Мишкинской даче, которая всего в трёх верстах от города; Бакланов – даже в далёком Петербурге, среди тысячи других могил. И вот получаешь замечание, от которого закипает кровь: «Хорошо же вы чтите память ваших героев, создавших вам славу!»

Усыпальница Донских героев М. И. Платова, В. В. Орлова-Денисова, И. Е. Ефремова, Я. П. Бакланова. Нижний храм Вознесенского войскового всеказачьего Собора, город Новочеркасск. Фото:http://www.novochmuseum.ru
Усыпальница Донских героев М. И. Платова, В. В. Орлова-Денисова, И. Е. Ефремова, Я. П. Бакланова. Нижний храм Вознесенского войскового всеказачьего Собора, город Новочеркасск. Фото:http://www.novochmuseum.ru

В бытность в Петербурге в 1904 году я встретил «заброшенную» могилу Бакланова. Сторож кладбища не мог указать мне её, и, только после долгих справок, я узнал приблизительно направление к месту могилы.
Грустно было смотреть на этот заброшенный казаками оригинальный памятник и дорогую могилу. Скала памятника была разрисована в некоторых местах мелом, проделки не уважающей и незнающей героя публики.

В №61 «Русского инвалида» текущего года была заметка «На могиле Бакланова», в которой описывается посещение могилы офицерами казачьего отдела офицерской кавалерийской школы и с горечью указывается на небрежное отношение сестёр-монахинь к могиле донского героя. 7 марта, всего за неделю до столетия, близ самой могилы положен какой-то младенец. Отсюда и возник вопрос, не следовало ли бы увезти дорогой прах, а с ним и памятник из далёкого Петербурга на родину героя – в город Новочеркасск.

Позволю себе сказать за всех донцов-патриотов. Не место героям лежать вдали от Дона, вдали от доблестных донцов, а место почившим, в нашей донской столице.
В Петербурге, в Казанском соборе, есть гробница Кутузова. Всегда горят около неё лампады, свечи и стоит молящийся народ…Возьмите могилу Суворова…
Почему же нам, донцам, не перенести с подобающими почестями останки наших героев Платова и Бакланова и не похоронить их, если не в соборе, то близ него? Почему бы в последнем случае не поставить в соборе чёрные мраморные доски с их именами и краткой хроникой из их жизни, а равно такие же доски и с именами других героев.
Тогда память о наших героях будет на виду у всех молящихся казаков, как сами они были когда-то перед их дедами, которых водили к победам. Тогда не одна рука поставит за них свечу пред распятием Христа Спасителя или другой иконой и с тихой молитвой за упокой их души сотворит крестное знамение.

Не один, наверное, старик, отправляя своего сына на службу, а тем более на войну, отслужит панихиду по почившим героям, чтобы тем вдохновить в своё детище заветы их о сохранении крепкой веры в Бога, преданности Царю, любви к родине и беззаветной храбрости.

Наконец, вообще в больших центрах принято называть улицы в честь героев. У нас есть Платовский, Ермаковский, а теперь и Баклановский проспекты. Почему же и в нашем городе не изменить названия других улиц, ничего собой не выражающих, вроде: Комитетской, Воспитательной и прочих. Почему бы не переименовать их и тем увековечить память других наших героев, имена которых с 1904 года носят наши одиннадцать донских полков.
Будем же надеяться, что рано или поздно память о наших героях будет восстановлена и слава их, как и слава Войска Донского, не заглохнет навсегда!

С. В. Р.
Газета «Донские областные ведомости» № 127 от 20 июня 1909 года.

НавигаторКазачье войско

Подборка "Слава Дона"