Найти в Дзене
AUTOMPS

Ford Probe IV: сверхзвуковая аэродинамика!

Ford Probe IV
Ford Probe IV

Ford Probe IV 1983 года был удивительно аэродинамичным, но при этом практичным хэтчбеком. Его коэффициент аэродинамического сопротивления 0,152 был таким же, как у сверхзвукового истребителя F-16, чего удалось добиться благодаря колёсам, покрытым полиуретановыми «мембранами», тщательному управлению воздушным потоком и спойлеру у основания лобового стекла. Но не только этим.

Корма специально поднималась, а передок опускался для получения прижимной силы и уменьшения турбулентности
Корма специально поднималась, а передок опускался для получения прижимной силы и уменьшения турбулентности

Малый дорожный просвет сводил к минимуму поток воздуха под автомобилем, причем в Probe IV была предусмотрена система изменения клиренса и положения кузова в зависимости от скорости. Разгоняясь,Probe IV мог принимать ярко выраженное положение с опущенным носом. Фактически, его корма могла подниматься на 15 сантиметров, в то время как передок на 10 см опускался, что улучшало также устойчивость на высоких скоростях. Передний воздухозаборник также управлялся электроприводом, компенсируя изменения положения кузова и дополнительно изменяя положение по команде водителя в случае неровной поверхности.

Фары были закрыты пластиковыми колпаками, боковые окна утоплены в своих рамах, а в нижней части располагались небольшие панели с электроприводом для вентиляции и... оплаты проезда. Радиатор и компрессор кондиционера располагались сзади, чтобы исключить высокое аэродинамическое сопротивление при обычной компоновке. Соответственно, воздухозаборники для них также были и сзади, а воздух в них нагнетался специальными вентиляторами. Тонкие шины P155/75R16 LDC с мелким рисунком протектора были специально разработаны Goodyear Probe IV. Единственным препятствием для потока воздуха были наружные зеркала, которые, однако, утопили насколько возможно в корпус и резко загнули назад.

Здесь схематически показаны большинство описанных нами аэродинамических фишек Probe IV
Здесь схематически показаны большинство описанных нами аэродинамических фишек Probe IV

Для соответствия всем требованиям Probe IV потребовались и чисто механические инновации, в том числе очень сложная передняя подвеска с короткими стойками Макферсона. Переднемоторный заднеприводный автомобиль приводил в движение 1,6-литровый 4-цилиндровый двигатель с турбонаддувом, который пришлось наклонить в сторону аж на 70º для понижения капота.

Этот 8-клапанник с рабочим объемом 1598 см³, степенью сжатия 8,0 и распределенным впрыском развивал 120 л.с. при 5200 об/мин и максимальный крутящий момент 163 ньютонометра при 3400 об/мин., что позволяло разгонять автомобиль габаритами 4755 х 1790 х 1202 мм с колесной базой 2718 и массой всего 1000 кг до сотни за 9,0 секунды, набирая в итоге впечатляющие для того времени 200 км/ч.

Одной из самых необычных особенностей Probe IV являлись полностью закрытые колёсные диски и шины, в которых используются дополнительные мембраны-колпаки между внешними кожухами и кузовом. Эти мембраны изгибаются при повороте передних колёс и значительно снижают турбулентность в колёсных арках.

Кокпит Ford Probe IV порадовал бы любителей физических кнопок, рычажков и переключателей!
Кокпит Ford Probe IV порадовал бы любителей физических кнопок, рычажков и переключателей!

Пассажиры Probe IV полулежат в специально разработанных серых велюровых сиденьях в стиле «слинг», которые обеспечивают поддержку поясницы и бёдер, что позволяет сэкономить 4 сантиметра в высоте крыши. Приборы расположены прямо перед водителем, а другие элементы управления находятся на изысканных чёрных панелях с белыми надписями по обеим сторонам односпицевого руля, верхняя часть которого прозрачная.

Придумал всё это дизайнер из Канады Говард Пейн
Придумал всё это дизайнер из Канады Говард Пейн

Какие-то полученные в ходе создания этого необычного концепта наработки позднее пошли в серию, но далеко не все создаваемые ими неудобства стоили полученного эффекта и так и остались в истории автомобилестроения...