Привет. Седьмой испытательный полёт КК Starship или IFT-7 (Integrated Test Flight 7) в составе первой ступени Super Heavy B14 и, собственно, КК Starship S33 начался 16 января 2025 года в 22:37 UTC. Эта было, по сути, повторение двух предыдущих полётов, то есть выход на квазиорбитальную траекторию с повторным входом в атмосферу над Индийским океаном.
В итоге B14 был успешно захвачен легендарной Мехазиллой. И это стало вторым подобным успешным захватом первой ступени КК Starship, проделанным SpaceX. Впервые подобная манипуляция была произведена с Super Heavy B12 в ходе выполнения полёта IFT-5.
К сожалению, S33, первый Starship типа v2, в ходе полёта разрушился. По словам Илона Маска, всё указывает на то, причиной аварии стала утечка метана и кислорода, которая произошла в отсеке над двигателями в той зоне космического корабля, где не предусмотрена система пожаротушения.
Телеметрия S33 замерла на отметке 8 минут 25 секунд. В этот момент космический корабль находился на высоте 146 километров, и двигался со скоростью 21 317 км/ч. Ранее, после 7 минут 40 секунд полёта, двигатели Raptor S33 начали глохнуть, и из правого заднего закрылка появилось пламя. Когда телеметрия была потеряна, активным остался только один вакуумный Раптор.
Останки S33 были замечены падающими над островами Теркс и Кайкос, к северу от Доминиканской Республики. На многочисленных видео, которые сделали жители этих районов, запечатлён вход останков КК в атмосферу, в том числе момент его взрыва.
Коммерческие авиарейсы получили информацию о возможной опасности, и некоторые лайнеры изменили свой курс, чтобы избежать пролёта через зону падения обломков.
Инцидент с S33 — это, конечно, ушат холодной воды для программы после трёх последних миссий, поскольку в ходе выполнения IFT-4, IFT-5 и IFT-6 Starship не только сумел сформировать запланированную квазиорбитальную траекторию, но и «выжил» с успешным перезапуском двигателя.
Теперь же основная задача заключалась в том, чтобы испытать усовершенствованный тепловой экран, который позволил бы относительно быстро повторно использовать КК и, конечно же, продемонстрировать, что корабль может безопасно замедлять свою орбитальную скорость. Не стоить забывать, что это был первый Starship версии v2, хотя именно из-за всех включённых в него улучшений можно было бы надеяться, что этой вариант КК должен быть более надёжен.
B14 выполнил свою задачу почти безупречно. Почти потому, что во время повторного зажигания один из 13 центральных Рапторов-2 не активировался. Любопытно, что этот двигатель отлично работал во время набора высоты, не вызывая никаких вопросов.
В остальном полет был практически идентичен полёту B12 в ходе выполнения испытания IFT-5, с чистым набором высоты, и в принципе идеальным горячим отделением второй ступени (на высоте 64 километра при скорости около 4300 км/ч). Горячее разделительное кольцо также отработало без происшествий. Захват ступени Мехазиллой был, как и в случае с B12, весьма зрелищным техническим подвигом, вполне достойным восхищения.
S33 был первым экземпляром версии Starship v2, которая включала многочисленные улучшения и изменения в дизайне. КК был на 2,1 метра выше предыдущей версии. По этой причине комплект B14/S33 имел высоту 123,1 метра, став самой высокой ракетой в истории, превзойдя 121,3 метра комплектов Starship IFT-2 и IFT-6 (IFT-1, у которого не было горячего разделительного кольца, имел высоту 120 метров).
Следующая по высоте ракета в истории — «Сатурн-5» высотой 111 метров.
S33 имел на борту десять моделей спутников Starlink v3 той же массы, что и настоящие. Фактически, основным отличием от предыдущего профиля полёта было включение этого испытания на развёртывание имитаторов. Если бы КК не взорвался, S33 развернул бы макеты Starlink, которые затем были бы уничтожены при падении в Индийский океан.
Помимо 2,1 метра дополнительной высоты, S33 более массивен — 135 тонн в сухом состоянии по сравнению с почти 120 тоннами версии 1. Новая версия несёт большее количество топлива — 1500 тонн по сравнению с 1200 тоннами.
Самым ярким внешним изменением является замена передних закрылков новыми, меньшими по размеру и расположенными ближе к части фюзеляжа, наиболее удалённой от плазмы во время входа в атмосферу, чтобы уменьшить проникновение горячего воздуха, которое повторялось в последних полётах, и поставило под угрозу конструктивная целостность корабля. Задние закрылки также были переработаны.
Среди других усовершенствований — внедрение нового покрытия топливных магистралей, позволяющего создавать вакуум между ними и трубами, облегчающего их теплоизоляцию и предотвращающего появление на них льда. Эти улучшения должны позволить увеличить время пребывания Starship в космосе, которое на данный момент составляет не более примерно четырёх витков.
Также в конструкцию S33 были внесены многочисленные улучшения в части авионики и программного обеспечения, включая оснащения новым, более мощным бортовым компьютером и электрической системой, способной подавать мощность в 2,7 мегаватта на 24 высоковольтных привода.
Число камер на КК возросло до более чем тридцати. Топливные баки также были переработаны, чтобы вместить дополнительные 300 тонн топлива. В результате внутренний объем, доступный для полезной нагрузки в v2, по сравнению с v1, значительно уменьшился.
Все эти изменения всё ещё позволяют Starship в теории выводить на НОО более 100 тонн полезной нагрузки. Но позже, когда Starship v2 будет использоваться совместно с Super Heavy v2 (а с v3 масса полезной нагрузки должна превысить 200 тонн).
На данный момент грузоподъёмность комбинации Super Heavy v1 и Starship v2 достоверно неизвестна.
В любом случае, после провала S33, почти наверняка в восьмом полете не будет попытки захвата Starship с помощью стартовой башни, поскольку SpaceX сначала должна убедиться, что системы нового корабля v2, особенно тепловой экран, позволяют безопасно войти в атмосферу над населёнными районами после орбитального полёта.
Вопрос заключается лишь в том, повторится ли ещё раз квазиорбитальный профиль последних полётов, или же Starship отправят на орбиту.
Что действительно кажется более неопределённым после всего произошедшего – сроки долгожданных испытаний по перекачке топлива на орбите. Они всё ещё могут состояться в этом году. Посмотрим, удастся ли SpaceX снова удивить нас.
Всем добра.
Лучшие товары по низким ценам!
Реклама ООО Яндекс ИНН 7736207543