Небольшая коллекция персональных радостей — фильмы, которые удивили в минувшего году. Часть из них — старые, увиденные впервые, еще несколько — премьеры 2023/2024, которые только недавно добрались до кинотеатрального или цифрового релиза. Бонус: хоррор, который я пересмотрел и не разочаровался (что бывает, увы, нечасто).
Старые
«Кайт — девочка-убийца» (1998)
Сава — старшеклассница с фарфоровым лицом, которая после гибели родителей оказывается под опекой циничного детектива Акаи. Тот использует её для борьбы с преступностью, но девушка подозревает, что всё не так, как представляет «босс». Невероятной красоты и кинематографичности (особенно после реставрации) криминальная драма Ясуоми Умэцу, которая вышла в один год с «Ковбоем Бибопом», но завораживает куда более яркими визуальными решениями. Явно не обошлось без влияния французской новейшей волны — в лице Люка Бессона («Леон») и Леоса Каракса («Дурная кровь»).
«Тамала 2010» (2002)
2010 год, с Планеты кошек, где Токио напоминает кошмар, по которому бродит исполинский полковник Сандерс с топором в голове, улетает на поиски матери годовалая кошечка Тамала — бунтарский микс Hello Kitty и Могучего Атома (вечно молодого Супермена Осаму Тэдзуки). Дикая, но симпатичная одиссея по вселенной победившего капитализма. Саркастический, нахрапистый и изобретательный полный метр, каким и представляешь инди-анимацию.
«Годзилла: Вторжение» (2016)
Когда возле Токио объявляется загадочный кайдзю, японская инфраструктура, городская и политическая, начинает мучительную борьбу не только с ним, но и внутри высоких кабинетов. Хидэаки Анно, автор «Евангелиона», дотошно показывает катастрофу через призму японской и мировой бюрократии, слишком поверившей в собственное могущество.
«Кости» (2021)
Якобы найденная во время раскопок в Чили кукольной анимации 1901 года (первой в мире!). На пленке запечатлен ритуал, при помощи которого некая девушка пытается избавить страну от (будущего) авторитарного и олигархического гнета. Остроумный макабр о работе с исторической памятью от автором «Дома волка» — Хоакина Косиньи и Кристобаля Леона. В их короткометражной работе еще больше мистики и потенциальной жути, но в то же время это остроумный манифест, вдохновленный протестами 2019 года.
«Запрещено собакам и итальянцам» (2022)
1880-е, Италия. Неподалеку от Турина и французской границы живет семейство Угетто, которому предстоит рабочая эмиграция (и не одна), соприкосновение с войной и простые фамильные драмы. Родовую историю французский постановщик итальянского происхождения Ален Угетто как бы узнает из уст бабушки — маленькой кукольной фигурки, которая занимается бытом в макете родного дома. Формат stop motion позволяет режиссеру балансировать между трагическим и комическим (представьте «Бесподобного мистера Фокса» в пекле настоящей истории), но и фокусироваться на обаятельных мелочах. Они раскрашивают каждый день семейства, предавая каждому индивидуальность и смысл жизни.
Пересмотр
«Оно приходит за тобой» (2014)
Старшеклассницу Джей (Майка Монро), живущей в пригороде умирающего Детройта, преследует загадочное проклятие, которое передается исключительно половым путем. Как и многие фильмы — ужасов, но не только, — замысел It follows явился Дэвиду Роберту Митчеллу в детском сне. Сомнологическую природу фильма трудно не заметить, и всё же хочется подчеркнуть, что она рождена кошмаром, структурирована и отчасти сконструирована его кинематографическим эквивалентом, а также предлагает зрителям персональный опыт тревоги и её интерпретации.
Новые
«Эвакуация из XXI века»
1999 год, три подростка с планеты К, похожей на Землю, обретают способность путешествовать на 20 лет вперед при помощи обычного чиха. Теперь они могут оказываться в своих взрослых телах — и помешать корпорации, которая задумала изгнать всех людей из прошлого. Режиссерский дебют Ли Яна — безумный микс «Скотта Пилигрима» и «Всё, везде и сразу», где каждая сцена стремится удивить, а осмыслить юность помогают путешествия во времени, теории заговора и визуальные мышцы культовой игры Street Fighter II.
«Эпоха безумия»
XVII век, придворный певец Теван (Арджун Ашокан) возвращается домой после смерти господина, но сталкивается с якшей, гоблином и властным брахманом (Маммутти), который заставляет себе прислуживать. В джунглях Малабара кастовая система и нечистая сила лишают героев воли, а зрителя обволакивает гипнотической атмосферой монохромного индийского фолк-хоррора о сортах власти. Финал, напоминающий «Властелина колец» и «Апокалипсис», завершает эпос, где борьба с внутренними демонами рифмуется с приближением португальских завоевателей.
«Только течет река»
Китай середины 90-х — старт эпохи «экономического чуда». Старомодный детектив Ма (Чжу Илун) ведет расследование убийства у реки в небольшом городке, пока в КНДР назревают перемены. Параллельно жена (Цзэн Мэйхуэйцзы) сообщает о беременности, и вот, полный смутной тревоги, Ма всё больше теряет связь с реальностью. В фильме Вэй Шуцзюня детектив оказывается отражением внутреннего кризиса героя на фоне эпохальных преобразований, что сближает картину с «Любовным настроением», «Моим другом Иваном Лапшиным» и, возможно, «Воспоминаниями об убийстве».
«Шторм»
Бродяга Дагуцзы вместе с найденышем Маньтоу отправляется в заброшенный город на поиски легендарного сатина. Когда-то в бухте произошло этапное сражение, а теперь снова накапливаются человеческие и мистические силы. Второй полный метр независимого китайского режиссера Яна Чжигана (Busifan), чей дебют «Дахуфа» много обсуждали критики и любители анимации семь лет назад. Его новая работа завораживает интерьерами и пейзажами, наследующими живописным традициям рисования тушью шань-шуй и гохуа, а сюжет дарит веру, что главный бой человечества звучит в такт сердцу.
«Степной волк»
В разгар неназванных беспорядков блаженная Тамара (Анна Старченко) отправляется на поиски сына. Ей соглашается помочь ушлый полицейский Брайюк (Берик Айтжанов из «Голиафа»), который на самом деле преследует собственные цели. Пронзительный бешбармак-вестерн Адильхана Ержанова, где встречаются реалии Казахстана, законы Джона Форда и юнгианские тени Германа Гессе (фильм открывается эпиграфом из одноименного романа). Одиссея по степям, где человек человеку волк, разбудит тьму, дремавшую в самом, казалось бы, беззлобном человеке.
Спасибо, что дочитали! Хотите больше обзоров, необычных и разных? Подписывайтесь на Бусти (или телеграм-канал). Интересные картины также ищите в рубрике «Фильм на выходные: vol.2».