Найти в Дзене
Золотой век VHS

"Афоня": 7 интересных фактов о фильме

Оглавление

О, "Афоня"! Это же классика, настоящая жемчужина советского кино! Сколько раз пересматривал – и всё равно как в первый. Афанасий Борщёв — это такая смесь хохмы, лени и тоски по чему-то большему. Ну как тут не проникнуться? А эти сцены, когда он в клубе "Я — мужчина, мне всё можно!", или его вечные попытки найти лёгкие деньги… Это же каждый раз и смех, и грусть.

Пересматривая "Афоню" в который раз, я понял, этот фильм — не просто комедия. Это зеркало эпохи, где за каждым смешным моментом скрывается грустная правда. Считайте меня фанатом, но после стольких просмотров я начал вникать в детали, искать интересные факты о создании этой картины. Делюсь тем, что успел узнать.

1. Первоначальное название фильма

-2

Интересно, что фильм, который мы знаем как "Афоня", изначально задумывался совсем другим. Его рабочее название было "История водопроводчика Афанасия Борщова", а сам сюжет писался как драма. Сценарист Александр Бородянский хотел показать трагедию человека, который растрачивает свою жизнь на пустяки, теряя близких и перспективы.

Однако режиссёр Георгий Данелия увидел в этой истории потенциал для комедии. По его словам, смысл фильма оставался прежним, но драматические элементы решили преподнести через юмор. Этот подход сделал "Афоню" уникальным, зрители смеялись над ситуациями, в которых легко могли узнать себя или своих знакомых, но за каждым смешным моментом скрывалась грустная правда.

Рабочее название в итоге сменили на более лаконичное и яркое "Афоня", подчёркивающее простоту и лёгкость главного героя.

2. Настоящий сантехник в фильме

-3

Для того чтобы сделать образ Афанасия Борщёва максимально реалистичным, Георгий Данелия пошёл на интересный шаг, он привлёк к работе над фильмом консультанта — настоящего сантехника. Этот человек помогал актёрам освоить бытовые детали профессии, давал советы по поведению и жаргону сантехников, чтобы всё выглядело натурально.

Например, сцены с заменой крана или работой с трубами не просто взяты "с потолка" — они воссозданы так, как это делали бы реальные мастера. Сам Леонид Куравлёв, игравший Афоню, часто говорил, что подобные консультации помогли ему глубже вжиться в роль и даже научили его паре "ремонтных хитростей".

Эта проработка деталей добавила фильму аутентичности, из-за чего зрители так легко поверили в образ Борщёва как обыкновенного водопроводчика. Кстати, после выхода картины в народе стали шутить, что "у каждого сантехника должна быть своя Таня и своя Люба".

3. Владимир Высоцкий в роли Афони?

-4

Изначально на роль Афанасия Борщёва рассматривали не только Леонида Куравлёва. Среди кандидатов был сам Владимир Высоцкий! Его харизма и умение играть многогранных персонажей привлекли внимание режиссёра Георгия Данелии. Высоцкий действительно мог бы стать интересным выбором, добавив роли больше драматизма и остроты.

Однако на этапе обсуждения стало ясно, что образ Высоцкого слишком сильный и глубокий для лёгкой комедийной линии фильма. Афоня должен был быть простым и слегка беззаботным "человеком из народа". В итоге выбор остановили на Леониде Куравлёве, который идеально вписался в эту концепцию.

Любопытно представить, каким был бы "Афоня" с Высоцким в главной роли. Возможно, фильм приобрёл бы более драматический оттенок. Но, как сказал сам Данелия, Куравлёв внёс в образ героя ту самую лёгкость, которая сделала картину всенародно любимой.

4. Киноляпы и детали

-5

Как и в любом фильме, в «Афоне» можно найти несколько киноляпов, которые внимательные зрители замечают даже спустя годы. Однако эти мелкие огрехи совсем не портят общего впечатления, а лишь добавляют фильму очарования.

Например, в одной из сцен, где Афоня пытается заменить кран, зрители, знакомые с сантехникой, заметили, что инструмент, которым он пользуется, в реальной жизни не подходит для такой работы. С другой стороны, это подчёркивает халатность и "рукожопость" героя.

Есть и забавные мелочи в одежде персонажей. Например, в сцене с деревенским танцем видно, что костюмы гостей иногда меняются между дублями, а один из актёров появляется в кадре в другой одежде, чем в предыдущем эпизоде.

Но, пожалуй, самый знаменитый "киноляп" связан с тем, как Афоня оставляет чайник на газовой плите, а через несколько секунд его там уже нет. Скорее всего, сцену просто переснимали с небольшими изменениями, но внимательные зрители это заметили.

Что касается деталей, которые сложно назвать ошибками, но которые добавляют фильму очарования, это, например, мелочи в интерьерах. К примеру, на стене квартиры Афони висит знаменитая картина с кораблями — такой декор был типичным для советских домов того времени. Это создавало ощущение, что мы заглядываем в настоящую жизнь 70-х.

Киноляпы в «Афоне» не просто прощаются, а становятся частью его очарования, ведь они лишь усиливают ощущение, что перед нами живая, настоящая история, а не вылизанная до блеска постановка.

5. Прототип Афони

-6

Интересно, что образ Афанасия Борщёва был списан с реального человека. Сценарист Александр Бородянский вдохновлялся своим знакомым сантехником, который и стал своеобразным прототипом Афони. Этот человек обладал тем же обаянием, ленью и непростым характером, который мы видим у героя Леонида Куравлёва.

Сценарист рассказывал, что этот знакомый всегда был душой компании, но имел слабость к выпивке и не любил брать на себя ответственность. Многие из фраз и привычек настоящего прототипа перекочевали в сценарий. Например, любовь к оправданиям вроде «да это ерунда, потом сделаем!» — это прямо из реальной жизни.

Кроме того, Бородянский наблюдал за многими водопроводчиками и рабочими, чтобы придать образу Афони подлинности. Он хотел показать типичного "человека из народа", который вроде бы неплох, но тратит свою жизнь впустую.

Таким образом, Афоня — это собирательный образ, в котором каждый зритель мог узнать кого-то из своих знакомых или даже себя. И, возможно, именно поэтому герой так близок и понятен многим поколениям.

6. Город съёмок

-7

Хотя действие фильма «Афоня» происходит в Ярославле, не все сцены снимались в этом городе. Основной съёмочной площадкой действительно стал Ярославль, и именно его улицы, дворы и набережные можно увидеть в ключевых эпизодах фильма. Однако часть сцен снималась в Москве и её окрестностях, что было удобно для съёмочной группы.

Например, знаменитая сцена, где Афоня бежит по лестнице, была снята в Ярославле на Волжской набережной. Этот участок города с его неповторимой атмосферой идеально передал дух советского провинциального быта. А вот интерьеры, такие как квартира Афони или клуб, где он танцует, в основном были сняты в столичных павильонах или в реальных квартирах Москвы.

7. Сцена с телевизором

-8

Одна из запоминающихся сцен фильма «Афоня» — это эпизод, где главный герой вместе с друзьями смотрит спортивную передачу. Мало кто знает, что этот эпизод снимался в квартире самого Георгия Данелии, режиссёра картины.

Телевизор, который стоит в кадре, принадлежал его семье. Для Данелии было важно создать максимально правдоподобную атмосферу, и именно поэтому он предложил использовать реальную квартиру, а не декорации. В комнате, где проходили съёмки, всё осталось как в жизни, мебель, обои, даже мелкие предметы, которые были на полках.

Эта сцена получилась настолько аутентичной, что зрители легко поверили, будто Афоня действительно сидит у себя дома, а не на съёмочной площадке. Такое внимание к деталям — один из секретов успеха фильма, который делает его живым и близким каждому зрителю.

-9

Я часто задумываюсь, а что бы сказал Афоня, живя он в наше время? Всё так же бежал бы от ответственности или наконец нашёл бы своё счастье? Каждый раз, пересматривая фильм, я задаю себе этот вопрос. А вы?