О, "Афоня"! Это же классика, настоящая жемчужина советского кино! Сколько раз пересматривал – и всё равно как в первый. Афанасий Борщёв — это такая смесь хохмы, лени и тоски по чему-то большему. Ну как тут не проникнуться? А эти сцены, когда он в клубе "Я — мужчина, мне всё можно!", или его вечные попытки найти лёгкие деньги… Это же каждый раз и смех, и грусть.
Пересматривая "Афоню" в который раз, я понял, этот фильм — не просто комедия. Это зеркало эпохи, где за каждым смешным моментом скрывается грустная правда. Считайте меня фанатом, но после стольких просмотров я начал вникать в детали, искать интересные факты о создании этой картины. Делюсь тем, что успел узнать.
1. Первоначальное название фильма
Интересно, что фильм, который мы знаем как "Афоня", изначально задумывался совсем другим. Его рабочее название было "История водопроводчика Афанасия Борщова", а сам сюжет писался как драма. Сценарист Александр Бородянский хотел показать трагедию человека, который растрачивает свою жизнь на пустяки, теряя близких и перспективы.
Однако режиссёр Георгий Данелия увидел в этой истории потенциал для комедии. По его словам, смысл фильма оставался прежним, но драматические элементы решили преподнести через юмор. Этот подход сделал "Афоню" уникальным, зрители смеялись над ситуациями, в которых легко могли узнать себя или своих знакомых, но за каждым смешным моментом скрывалась грустная правда.
Рабочее название в итоге сменили на более лаконичное и яркое "Афоня", подчёркивающее простоту и лёгкость главного героя.
2. Настоящий сантехник в фильме
Для того чтобы сделать образ Афанасия Борщёва максимально реалистичным, Георгий Данелия пошёл на интересный шаг, он привлёк к работе над фильмом консультанта — настоящего сантехника. Этот человек помогал актёрам освоить бытовые детали профессии, давал советы по поведению и жаргону сантехников, чтобы всё выглядело натурально.
Например, сцены с заменой крана или работой с трубами не просто взяты "с потолка" — они воссозданы так, как это делали бы реальные мастера. Сам Леонид Куравлёв, игравший Афоню, часто говорил, что подобные консультации помогли ему глубже вжиться в роль и даже научили его паре "ремонтных хитростей".
Эта проработка деталей добавила фильму аутентичности, из-за чего зрители так легко поверили в образ Борщёва как обыкновенного водопроводчика. Кстати, после выхода картины в народе стали шутить, что "у каждого сантехника должна быть своя Таня и своя Люба".
3. Владимир Высоцкий в роли Афони?
Изначально на роль Афанасия Борщёва рассматривали не только Леонида Куравлёва. Среди кандидатов был сам Владимир Высоцкий! Его харизма и умение играть многогранных персонажей привлекли внимание режиссёра Георгия Данелии. Высоцкий действительно мог бы стать интересным выбором, добавив роли больше драматизма и остроты.
Однако на этапе обсуждения стало ясно, что образ Высоцкого слишком сильный и глубокий для лёгкой комедийной линии фильма. Афоня должен был быть простым и слегка беззаботным "человеком из народа". В итоге выбор остановили на Леониде Куравлёве, который идеально вписался в эту концепцию.
Любопытно представить, каким был бы "Афоня" с Высоцким в главной роли. Возможно, фильм приобрёл бы более драматический оттенок. Но, как сказал сам Данелия, Куравлёв внёс в образ героя ту самую лёгкость, которая сделала картину всенародно любимой.
4. Киноляпы и детали
Как и в любом фильме, в «Афоне» можно найти несколько киноляпов, которые внимательные зрители замечают даже спустя годы. Однако эти мелкие огрехи совсем не портят общего впечатления, а лишь добавляют фильму очарования.
Например, в одной из сцен, где Афоня пытается заменить кран, зрители, знакомые с сантехникой, заметили, что инструмент, которым он пользуется, в реальной жизни не подходит для такой работы. С другой стороны, это подчёркивает халатность и "рукожопость" героя.
Есть и забавные мелочи в одежде персонажей. Например, в сцене с деревенским танцем видно, что костюмы гостей иногда меняются между дублями, а один из актёров появляется в кадре в другой одежде, чем в предыдущем эпизоде.
Но, пожалуй, самый знаменитый "киноляп" связан с тем, как Афоня оставляет чайник на газовой плите, а через несколько секунд его там уже нет. Скорее всего, сцену просто переснимали с небольшими изменениями, но внимательные зрители это заметили.
Что касается деталей, которые сложно назвать ошибками, но которые добавляют фильму очарования, это, например, мелочи в интерьерах. К примеру, на стене квартиры Афони висит знаменитая картина с кораблями — такой декор был типичным для советских домов того времени. Это создавало ощущение, что мы заглядываем в настоящую жизнь 70-х.
Киноляпы в «Афоне» не просто прощаются, а становятся частью его очарования, ведь они лишь усиливают ощущение, что перед нами живая, настоящая история, а не вылизанная до блеска постановка.
5. Прототип Афони
Интересно, что образ Афанасия Борщёва был списан с реального человека. Сценарист Александр Бородянский вдохновлялся своим знакомым сантехником, который и стал своеобразным прототипом Афони. Этот человек обладал тем же обаянием, ленью и непростым характером, который мы видим у героя Леонида Куравлёва.
Сценарист рассказывал, что этот знакомый всегда был душой компании, но имел слабость к выпивке и не любил брать на себя ответственность. Многие из фраз и привычек настоящего прототипа перекочевали в сценарий. Например, любовь к оправданиям вроде «да это ерунда, потом сделаем!» — это прямо из реальной жизни.
Кроме того, Бородянский наблюдал за многими водопроводчиками и рабочими, чтобы придать образу Афони подлинности. Он хотел показать типичного "человека из народа", который вроде бы неплох, но тратит свою жизнь впустую.
Таким образом, Афоня — это собирательный образ, в котором каждый зритель мог узнать кого-то из своих знакомых или даже себя. И, возможно, именно поэтому герой так близок и понятен многим поколениям.
6. Город съёмок
Хотя действие фильма «Афоня» происходит в Ярославле, не все сцены снимались в этом городе. Основной съёмочной площадкой действительно стал Ярославль, и именно его улицы, дворы и набережные можно увидеть в ключевых эпизодах фильма. Однако часть сцен снималась в Москве и её окрестностях, что было удобно для съёмочной группы.
Например, знаменитая сцена, где Афоня бежит по лестнице, была снята в Ярославле на Волжской набережной. Этот участок города с его неповторимой атмосферой идеально передал дух советского провинциального быта. А вот интерьеры, такие как квартира Афони или клуб, где он танцует, в основном были сняты в столичных павильонах или в реальных квартирах Москвы.
7. Сцена с телевизором
Одна из запоминающихся сцен фильма «Афоня» — это эпизод, где главный герой вместе с друзьями смотрит спортивную передачу. Мало кто знает, что этот эпизод снимался в квартире самого Георгия Данелии, режиссёра картины.
Телевизор, который стоит в кадре, принадлежал его семье. Для Данелии было важно создать максимально правдоподобную атмосферу, и именно поэтому он предложил использовать реальную квартиру, а не декорации. В комнате, где проходили съёмки, всё осталось как в жизни, мебель, обои, даже мелкие предметы, которые были на полках.
Эта сцена получилась настолько аутентичной, что зрители легко поверили, будто Афоня действительно сидит у себя дома, а не на съёмочной площадке. Такое внимание к деталям — один из секретов успеха фильма, который делает его живым и близким каждому зрителю.
Я часто задумываюсь, а что бы сказал Афоня, живя он в наше время? Всё так же бежал бы от ответственности или наконец нашёл бы своё счастье? Каждый раз, пересматривая фильм, я задаю себе этот вопрос. А вы?