Сегодня я начинаю серию публикаций на основе имеющегося фото архива ретроспективных материалов по нашему любимому городу - Каменску-Уральскому.
Все фото материалы были восстановлены со старых фотографий начиная с 1900 года и до 80-х годов прошлого века. Представленные фото в HD качестве. Фотографии не подвергались излишней ретуши для сохранения максимального количества деталей.
Для тех кто хочет видеть камим был город раньше, узнать новое вспомнить старое. Итак начнем.
Первый выпуск посвящен Зданию железнодорожной станции.
На первом фото Станция Островская (1-я Синарская) и нет это не старое здание вокзала, все начиналось очень давно.
В 1883 году средствами казны было начато строительство железной дороги Екатеринбург-Тюмень с Каменской ветвью от станции Богданович до станции Островская с окончанием постройки и открытием движения в декабре 1885 года.
Станция Островская открыта 6 декабря 1885 года как конечная станция Каменской ветви (от станции Богданович) казённой Екатеринбуржско-Тюменской железной дороги. Названа в честь начальника Уральской горнозаводской железной дороги Н. С. Островского. В 1904 году станция была переименована в Синарскую.
Станция Островская была простроена в лесу и имела вначале три железнодорожных пути, помещение для пассажиров – вокзал, багажную кладовую, два пакгауза и водоёмное здание для снабжения паровозов водой, а также два жилых дома для работников станции.
Именно это здание было первой станцией будущего Каменска.
Как раз на фото мы видим справа водонапорную башню, сохранившуюся и по сей день. Она находится 292 км, сейчас это место между сельской полицией и трубновским переездом. При пересечении ж/д переезда ее хорошо видно.
Улица вдоль 292 км носит название 1-я Синарская - очень символично и исторически закономерно.
Станция грузила хлеб, руду, чугун и другие изделия Каменского завода.
В 1913 году открыто движение по ветви Синарская — Шадринск. В 1917 году построена ветвь Синарская — Багаряк. Шадринск в то время считался житницей Урала. Строительство железной дороги на Багаряк было вызвано вывозом железной руды.
В 1929 году, уже в годы Советской власти, началось строительство железной магистрали Свердловск — Синарская и Шадринск-Курган, получившей в обиходе громкое название «Урал-Курган». В 1930 году в двух с небольшим километрах от станции Синарская-1 была построена станция Синарская-2.
На фото здание Синарская-2, ориентировочно на месте современного Вокзала.
На новой станции были построены паровозное депо, два двухэтажных деревянных, жилых дома и контора строительного участка.
15 июня 1932 года была сдана в эксплуатацию железнодорожная магистраль. Станция Синарская-2 перешла к Южно-Уральской железной дороге.
После Великой Отечественной войны, в 1952 году было построено новое здание вокзала.
Рождение двух гигантов индустрии того времени – Синарского трубного завода, Уральского алюминиевого комбината, а также Красногорской ТЭЦ – привело к дальнейшему развитию железнодорожного узла. Уже в 1936 году на станции было построено восемь путей, строилось новое депо, жилые дома. В 1940 году был создан Вагонный участок (позднее, в 1957 году – Вагонное депо).
Здание вагонного депо также сохранилось, его можно увидеть в конце пешеходного моста через ж/д пути (справа при движении от вокзала).
1 мая 1959 года станция Синарская-2 была передана Свердловской железной дороге, а в 1963 году станция переименована в станцию Каменск-Уральский.
В то время начала действовать электрическая централизация, гарантирующая безопасность движения поездов и увеличивающая пропускную способность станции. Для руководства маневровой работой паровозы были заменены на тепловозы.
Значительную роль в развитии станции и железнодорожного узла сыграла электрификация движения. 24 декабря 1971 года со станции Каменск-Уральский в сторону Кургана ушёл первый электровоз. Через год электровозы пошли и в другую сторону, на Свердловск. Далее были электрифицированы участки до Богдановича и до Челябинска.
28 декабря 1972 г. открылось регулярное движение электропоездов на Каменск-Уральский из Свердловска.
А здание станции Синарская-1 сейчас осталось только в истории города. На его месте вернее чуть поотдаль мы можем видеть только скромную станцию 292 км пути...
и старую водонапорную башню для обслуживания тепловозов
которая скромно проживает свой 140 год постройки.
Забытая и покинутая, но все еще олицетворяющая собой памятник основанию первого ж/д пути нашего города.