Найти в Дзене

Как СССР боролся с немецкими и американскими диверсиями. Трилогия о «Сатурне»: разведчики vs шпионы

@Нина Спутницкая Трилогия о «Сатурне» – это, конечно, шпионская история, но она снята в интеллектуальном жанре. В ней мало перестрелок и погонь, а много игр ума. Такой стиль повествования был свеж и необычен для шпионского кино, но не был новаторским для кино советского, ибо продолжал традицию, заложенную в 1937 году интеллектуальным триллером о троцкизме «Великий гражданин». В целом, фильмы, снятые по произведению Ардматского были предтечей сериала о Штирлице: здесь и внутренние монологи, и стилизация под хронику военных лет, и пунктирная, но от этого не менее трогательная любовная линия. Но герой не олицетворяет мощь и благородство, он тих, незаметен, его внешность трудно запомнить, непросто описать. В этом смысле Волкова можно считать основоположником традиции: он сыграл такой типа агента, который спустя десятилетия будут развивать на экране Дэниел Крейг и Мэтт Даймон. 10 причин посмотреть трилогию Трилогия заканчивается хэппи-эндом. Крылов-Крамер, наконец, выходит из игры и

@Нина Спутницкая

Трилогия о «Сатурне» – это, конечно, шпионская история, но она снята в интеллектуальном жанре. В ней мало перестрелок и погонь, а много игр ума. Такой стиль повествования был свеж и необычен для шпионского кино, но не был новаторским для кино советского, ибо продолжал традицию, заложенную в 1937 году интеллектуальным триллером о троцкизме «Великий гражданин».

Разведчик Волков
Разведчик Волков

В целом, фильмы, снятые по произведению Ардматского были предтечей сериала о Штирлице: здесь и внутренние монологи, и стилизация под хронику военных лет, и пунктирная, но от этого не менее трогательная любовная линия.

Но герой не олицетворяет мощь и благородство, он тих, незаметен, его внешность трудно запомнить, непросто описать. В этом смысле Волкова можно считать основоположником традиции: он сыграл такой типа агента, который спустя десятилетия будут развивать на экране Дэниел Крейг и Мэтт Даймон.

Михаил Глузский в фильме Сатурн почти не виден
Михаил Глузский в фильме Сатурн почти не виден

10 причин посмотреть трилогию

  1. Для писателя Василия Ардаматского было важно написать про нашу разведку: это во многом было связано с его опытом работы фронтовым корреспондентом во время войны, он наблюдал шпионов и диверсантов, имел возможность присутствовать на их допросах.
  2. Уникальность разведчика Александра Козлова, его история принципиально отличается от множества историй.
  3. Узнаете, как история Александра Козлова отражена в фильме, интересно в процессе просмотра найти, что убрали из неё, а что, наоборот, добавили.
  4. С Александром Козловым лично встречались режиссёр трилогии о «Сатурне» Виллен Азаров и исполнитель главной роли Михаил Волков.
  5. Михаил Волков убедителен в роли разведчика и его персонаж кардинально отличается от западного канона шпионского кино своего времени.
  6. Знакомство с историей работы школы Абвера.
  7. Впервые на советском экране понятия чести и долга, пусть и спорные, были не чуждыми немецким офицерам. (Например, фон Клее застрелился, когда понял, что его перехитрили).
  8. После капитуляции Германии советский разведчик Крылов внедряется в шпионскую организацию Гелена, чтобы сорвать планы организаторов новых диверсий.
  9. В фильмах любопытные образы предателей – таких, как майор Андронов (Григорий Гай) и капитан Спиваков (Михаил Глузский). Они предали, потому что хотели выжить, а потом их уделом стал стыд и раскаянье. Это было новым взглядом в кино на проблему предательства во время войны. Не менее новаторским стал образ женщины-предателя в исполнении Валентины Талызиной.
  10. Последний фильм трилогии «Бой после победы» рассказывает уже о переделе проигравшей Германии, о том, как союзники делили её на зоны влияния. Это тема впервые была поднята в советском кино в реалистическом, остросюжетном ключе. Ее убедительно оттеняет история любви Крамера и Софи Краузе.
Крылов и Краузе / Волков и Максакова
Крылов и Краузе / Волков и Максакова

Трилогия заканчивается хэппи-эндом. Крылов-Крамер, наконец, выходит из игры и возвращается к своим. Но в реальности Александр Крылов был осужден и только в 1990-х годах реабилитирован. Это было типично для разведчиков, возвращавшихся в СССР из-за рубежа. Крылову не удалось поступить в вуз и обучиться профессиональной разведке, как он планировал по окончание войны. И однако признание пришло к нему в годы Оттепели. А одним из его итогов стала кинотрилогия о «Сатурне».

-4

А вы смотрели трилогию?

Насколько, по-вашему, правдоподобно изображены в фильме исторические персонажи – такие, как начальник Абвера адмирал Вильгельм Канарис? Или Рейхард Гелен – один из руководителей разведки на Восточном фронте?