Найти в Дзене
Максим Полянских

Рихард Вагнер: Гений немецкой музыки, создатель "Тангейзера" "Лоэнгрина" и других произведении.

Рихард Вагнер родился в Лейпциге 22 мая 1813 года. Его отец, офицер полиции, весной 1813 года по делам находился в Берлине, где надолго задержался из-за войны. Вскоре он умер, так и не увидев сына. Рихард рос в мире искусства - талантливый актер, писатель и художник Людвиг Гейер стал его отчимом. Гейер внезапно умер в 1821 году, и семья вернулась в Лейпциг. Именно здесь пятнадцатилетний Вагнер впервые услышал Бетховена, чья музыка к «Эгмонту» произвела на него ошеломляющее впечатление. Рихард начал пробовать свои силы в качестве композитора. Недолго - всего полгода - он брал уроки у Теодора Вайнлига, кантора церкви Святого Фомы, где когда-то работал И.-С. Бах. Уроки гармонии и контрапункта, а также знакомство с произведениями Моцарта принесли свои плоды, и композиторский талант Вагнера развивался необычайно быстро. В 1828-1832 годах он написал несколько фортепианных сонат и других пьес, ряд оркестровых увертюр, симфонию и музыку к «Фаусту» Гете (семь пьес). Молодому автору, которому не
Оглавление

Его биография

Рихард Вагнер родился в Лейпциге 22 мая 1813 года. Его отец, офицер полиции, весной 1813 года по делам находился в Берлине, где надолго задержался из-за войны. Вскоре он умер, так и не увидев сына. Рихард рос в мире искусства - талантливый актер, писатель и художник Людвиг Гейер стал его отчимом.

Гейер внезапно умер в 1821 году, и семья вернулась в Лейпциг. Именно здесь пятнадцатилетний Вагнер впервые услышал Бетховена, чья музыка к «Эгмонту» произвела на него ошеломляющее впечатление. Рихард начал пробовать свои силы в качестве композитора. Недолго - всего полгода - он брал уроки у Теодора Вайнлига, кантора церкви Святого Фомы, где когда-то работал И.-С. Бах. Уроки гармонии и контрапункта, а также знакомство с произведениями Моцарта принесли свои плоды, и композиторский талант Вагнера развивался необычайно быстро. В 1828-1832 годах он написал несколько фортепианных сонат и других пьес, ряд оркестровых увертюр, симфонию и музыку к «Фаусту» Гете (семь пьес). Молодому автору, которому не было еще и двадцати лет, удалось добиться того, что некоторые из этих произведений, включая симфонию, прозвучали в концерте.

Его общественно-политические и эстетические взгляды были не менее бурными, и Вагнер признавался, что его тронула буря освободительного движения, прокатившаяся по Европе в начале 1830-х годов, и особенно тронули польские революционные события. Свои симпатии к повстанцам он выразил в увертюре «Польская» (1832, закончена в 1836 году), которая наполнена мелодиями и ритмами польских песен и танцев. К этому времени у Вагнера уже сформировалось гневное и критическое отношение к буржуазной и ограниченной общественной жизни в Германии. Ему близок язвительный сарказм Гейне, литературный стиль которого он перенимает и демонстрирует в своих критических статьях.

Творчество во время путешествии

С 1833 года у Вагнера начался период путешествий, который продолжался почти десять лет. Сначала его пригласил брат, певец и режиссер, в Вюрцбургский оперный театр. В течение трех лет (1834-1837) Вагнер работал в Магдебурге; после короткого пребывания в Кенигсберге он поселился в Риге (1837-1839).

В это время он написал свои первые оперы - «Фея» и «Верботинская любовь, или Жрица из Палермо». Оба произведения довольно слабые. Третья опера, «Риенци» (1838-1840), - совсем другое дело. В ней Вагнер обратился к историческому сюжету. Популярный в те годы роман Бульвера-Литтона (опубликован в 1835 году) рассказывает о последнем народном трибуне, свергнувшем власть патрициев в Риме в XIV веке. И в этом произведении драматург Вагнер превзошел композитора Вагнера, хотя в опере есть сильные моменты.

Немного о личной жизни

В 1839 году Вагнер и его жена, актриса Минна Планер, тайно бежали из Риги в Париж, спасаясь от кредиторов. Вагнеру не удалось закрепиться в Париже. Не помогли ни собственная энергия композитора, ни дружеская поддержка Мейербера, которого он впоследствии возненавидел. Вся горечь унижений, пережитых в Париже, переплавилась в ненависть Вагнера. А унижений было много. Он буквально жил на широкую ногу и провел четыре недели в тюрьме для должников, хотя не пренебрегал никакой работой: перекладывал для фортепиано партитуры модных опер и переписывал ноты.

Его творческая работа до самого конца

Обездоленный и голодный, Вагнер много работал и упорно занимался композицией. Здесь, в Париже, он закончил «Риенци» и свое лучшее произведение раннего периода - симфоническую увертюру «Фауст» (1840).

Парижские годы унижений провели резкую черту не только в мироощущении композитора, но и в его творчестве. Он отказался от своих прежних, недостаточно продуманных увлечений и все больше выступал как национальный художник.

Всего один год отделял «Риенци» от «Голландца», но уже в этом году в сознании Вагнера произошли значительные перемены. «Риенци» обещал успех, и премьера оперы, состоявшаяся в Дрездене в 1842 году, действительно имела большой успех. Но в то же время это был и соблазн: композитор хотел обратиться к вкусам буржуазной публики. Теперь Вагнер вступил на бескомпромиссный путь смелых творческих дерзаний. Он погрузился в царство романтико-легендарного, которое для него было синонимом возвышенного, гуманистического, «истинно человеческого».

Характерен сам выбор сюжета. Он основан на старых легендах времен великих заморских путешествий XVI века.

Драма относится к середине девятнадцатого века. Текст драмы был набросан в 1840 году, а музыка завершена в 1841-м. «Я начал с хора моряков и хора у прялки», - вспоминал Вагнер. - Вся опера была написана за семь недель». Увертюра была написана двумя месяцами позже. Премьера «Голландца» состоялась в Дрездене в 1843 году под руководством автора и прошла с успехом, но опера все еще не была оценена по достоинству.

Во время репетиций «Летучего голландца» Вагнер уже писал «Тангейзера». Он начал разрабатывать сюжет новой оперы в 1842 году, в следующем году написал текст либретто, весной 1845 года завершил партитуру, а осенью провел премьеру в Дрездене.

Еще в юности Вагнер любил красивую антиклерикальную легенду о грешнике, в руках которого расцвел посох в знак Божьего прощения, несмотря на проклятие Папы. Грешника звали Тангейзер. Истории о нем появились в середине XIII века. Людвиг Тик воскресил их в поэтической сказке, которую хорошо знал Вагнер.

Музыка оперы отличается живой, чувственной окраской. Она полна театральных и завораживающих контрастов. Стремясь более выпукло и правдиво изобразить историческую ситуацию, Вагнер уделяет большое внимание зрелищным эффектам. Тангейзер» сыграл значительную роль в закреплении музыкального стиля и принципов драматургии Вагнера. Новым творческим достижением этого периода стал «Лоэнгрин».

Идея этой оперы была задумана еще в 1841 году, но текст либретто был написан только после окончания «Тангейзера» в 1845 году. Работа над партитурой велась с 1840 по 1848 год; постановка, запланированная на тот же год в Дрездене, была отложена из-за революционных событий (премьера состоялась в Веймаре под руководством Листа в 185Q году).

Как и в «Тангейзере», Вагнер соединил в «Лоэнгрине» сюжеты и образы различных народных сказок, подчеркнув тем самым то, что считал близким к современности. Музыка оперы очень поэтична. А что касается текста, то «Лоэнгрин» - самое чистое, самое возвышенное и самое поэтичное, что вышло из-под пера Вагнера-либреттиста.

Дрезденский период в жизни Вагнера был временем интенсивной работы в самых разных областях. Как только высыхали чернила на одной законченной партитуре, он приступал к следующей, одновременно обдумывая планы других произведений.

Творческим планам Вагнера помешала революция в Германии. В мае 1849 года композитор вышел на баррикады. Вагнер искренне приветствовал революцию: «Я мог стоять только на стороне страдальцев, - писал он позднее, - я сочувствовал им тем больше, чем сильнее они сопротивлялись всякому гнету», «...я признавал необходимость надвигающейся революции 1848 года».

В дни восстания Вагнер проявил безудержное мужество. Он бежал из города, когда правительственные войска заняли Дрезден.

Десять лет, с 1849 по 1858 год, Вагнер почти безвыездно провел в Швейцарии. Это был трудный и сложный период в его жизни. Он был в замешательстве. И действительно, в каком направлении направить свою энергию? Откуда брать импульс для творчества? И это единственная причина, по которой он существует на свете! Будущее представлялось ему туманным и зловещим.

Его финансовое положение также было катастрофическим. Денег больше не было. Издатели отвернулись от него. Не было надежды и на исполнение опер. Хотя щедрому другу Листа удалось добиться исполнения «Лоэнгрина» в Веймаре в 1850 году, это принесло скорее моральное, чем материальное удовлетворение. Таков же был результат симфонических концертов, которые Вагнер провел в Цюрихе в 1853 году и в Лондоне в следующем году.

Несмотря на все эти испытания, Вагнер был лишь на время сломлен, но не сломлен. Он ставил перед собой высокие цели, и жизненные невзгоды не могли помешать ему их реализовать. Он увлеченно работал над своей будущей знаменитой тетралогией.

Полный текст «Кольца нибелунга» был завершен в конце 1852 года. В это же время Вагнер начал сочинять первую часть тетралогии, «Золото Рейна», которую он завершил в 1854 году. Без перерыва и без перспективы увидеть задуманный цикл на сцене он приступил ко второй части, «Валькирии», над которой работал в 1854-1856 годах. К третьей части - «Зигфриду» - Вагнер приступил с той же интенсивностью, но в следующем, 1857 году он забросил наполовину законченную партитуру оперы и не возвращался к ней в последующие годы. Вагнер писал Листу: «Я отправил моего Зигфрида в прекрасное уединение леса. Там, под липой, я со слезами на глазах простился с ним. Но в уединении ему будет лучше, чем где бы то ни было». Вагнер долгое время отвлекался на другие творческие начинания.

Причин тому было много. Но самая главная заключалась в том, что Вагнер больше не верил в возможность революционного переустройства общества.

Была и другая причина прерывания работы над тетралогией. Вагнер влюбился в жену своего покровителя Матильду Везендонк. И Матильда влюбилась в Вагнера, но не ушла от мужа и не изменила ему. Неудовлетворенная страсть нашла свое выражение в музыке - в опере «Тристан и Изольда».

Вагнер дал шесть концертов в Петербурге и три в Москве. Они оставили неизгладимое впечатление в памяти русских музыкантов. Вскоре композитор вернулся в Германию, где столкнулся с большими трудностями. Вагнеру грозило обнищание, а его имущество было конфисковано. Спасаясь от кредиторов, он бежит в Швейцарию.

Нужно прочувствовать всю горечь испытаний, выпавших на долю гениального художника в эти годы, чтобы понять и оценить то великое творческое достижение, которое он совершил. В самые мрачные времена он написал свое самое жизнерадостное творение и был близок к завершению. Это была опера «Мейстерзингеры из Нюрнберга».

Еще в 1845 году у Вагнера возникла идея создать музыкальную комедию. Друзья посоветовали ему сделать это, чтобы облегчить доступ в театр для своих произведений и тем самым улучшить свое финансовое положение.

Опера «Мейстерзингеры» - самая оптимистичная опера Вагнера. Она была написана в самый сложный период жизни композитора, на грани духовной катастрофы, и завершена, когда он стоял на пороге полного, триумфального воплощения своих гигантских замыслов. Она стала важнейшим поворотным пунктом в его биографии.

В мае 1864 года жизнь Вагнера круто изменилась: взошедший на престол восемнадцатилетний король Баварии Людвиг II пригласил его в Мюнхен, столицу Баварии, и щедро поддержал материально. Возвышенный мечтатель и крайне психически неуравновешенный человек (Людвиг покончил с собой после смерти Вагнера) делал все возможное, чтобы гениальный художник, которого он обожал, не испытал горестей жизни. Но Людвиг не смог защитить его от зависти и мести придворных, возмущенных тем, что король так близок к музыканту.

Вагнер был окружен интригами, его имя измазали грязью, бульварные газеты подхватывали каждую клевету о нем и разжигали ее. В декабре 1865 года Вагнер был вынужден покинуть Мюнхен. Он оказался благодарной мишенью для нападок: Вагнер бежал из баварской столицы вместе с Козимой Бюлов, женой своего друга и поклонника, который совсем недавно осуществил в Мюнхене долгожданную постановку «Тристана и Изольды».

Счастливые влюбленные (Вагнеру в то время было 53 года, ей - 29) покинули Баварию и поселились в Швейцарии - в Трибшене.

Вагнер прожил в Трибшене 6 лет - с 1866 по 1872 год - и это было плодотворное время. Сразу после завершения «Мейстерзингеров» Вагнер вернулся к главной работе своей жизни - «Кольцу нибелунга», которая была прервана в 1857 году. В 1868-1871 годах он завершил третью часть тетралогии - оперу «Зигфрид»; тогда же, в 1869-1874 годах, он создал заключительную часть - оперу «Гибель богов».

Гномы Нибелунги выковали волшебное золотое кольцо, дающее своему владельцу власть над миром. Но в обмен на власть владелец кольца должен навсегда отказаться от любви, преданности, верности и человечности и навсегда ожесточить свое сердце. Между нибелунгами, богами и людьми разгорается битва за обладание золотом и властью над миром. Вместе с героями и богами погибает и юный Зигфрид, призванный освободить мир от проклятия кольца Нибелунгов. Чудо искусства Вагнера настолько велико, что сказочные образы несут на себе отпечаток его современников. По-своему пересказывая старые легенды, композитор развертывает великую картину жизни своего времени и передает духовное содержание своей эпохи в прекрасной, вдохновенной музыке.

Далее следует последний период жизни композитора, длившийся чуть более десяти лет. Окруженный ореолом славы и обожания, признанный мастер вернулся в Мюнхен весной 1882 года. С этого момента все его мысли были связаны с созданием собственного музыкального театра.

В 1872 году в Байройте, на севере Баварии, был заложен первый камень в основание нового театра. По этому случаю Вагнер дирижировал Девятой симфонией Бетховена на торжественной церемонии - это было его последнее публичное выступление в качестве дирижера. Два года спустя он переехал с семьей в Байройт и назвал построенную по его планам виллу «Умиротворенная мечта».

Строительство театра не раз грозило Вагнеру финансовым крахом, несмотря на огромные пожертвования его важных поклонников. Однако, преодолевая все препятствия, он уверенно шел к своей цели. Театр открылся в 1876 году. Все в нем казалось необычным: зрительный зал на 2 000 мест, ряды которого поднимались вверх, как в древнегреческом амфитеатре, и отсутствие привычных ярусов и лож.

Еще в 1857 году, работая над «Тристаном», Вагнер хотел сопоставить эту оперу с другим произведением, которое прославило бы самоотречение и сострадание как источник не смерти, а жизни - просветленной и мудрой. Главным героем этого произведения должен был стать Амфортас, недостойный предводитель рыцарей Грааля. Сюжет оперы складывался постепенно. Вагнер не оставлял этот замысел в течение многих лет. В 1862 году - за двадцать лет до завершения работы над «Парсифалем» - он пророчески написал Бюлову, что это будет его последняя работа.

В 1877 году Вагнер создал либретто оперы. Композитор посвятил работе над «Парсифалем» последние пять лет жизни. Спустя полгода после премьеры, во время отдыха в Венеции, 13 февраля 1883 года он внезапно скончался, не дожив до своего семидесятилетия.