Найти в Дзене
Добавь цвета

Кто такой Арчибальд

Того, кого позже некоторые из людей будут звать «Арчибальд» с улыбкой взирал на человека, склонившегося над пергаментом, и в тусклых лучах сальной свечи аккуратно выводившего «Яко вси бози язык бесове…», что на современном языке может звучать как: «Ибо все боги народов – демоны».
«Ничего и это переживем», подумал про себя демон, вылетая из кельи монаха, который своим вольным переводом сразу переместил в сознании мирян, таких как он на темную сторону.

Вообще, эту статью следовало написать в самом начале, когда по ходу «пьесы» стало понятно, кто такой Арчибальд, но теперь уж как есть))) Сейчас я просто приведу информацию, которая мне попалась при неглубоком поиске по просторам интернета.

Итак, что нам говорит «всезнающий», но требующий проверки источник знаний по имени «Википедия»:

«Де́мон (ст. слав. де́монъ[3] от др.-греч. δαίμων [da͜ɪ́.mɔːn] «дух», «божество»[4][5]) — собирательное название сверхъестественных существ или духов, занимающих низшее по сравнению с богами положение[5], которые могут играть как положительную, так и отрицательную роль[5].» (https://ru.wikipedia.org/wiki/Демон)

И следом:

«У древних греков существовало философское понятие Даймоний. Сократ и его последователи — Платон, стоики и другие, отождествляли с даймонием «внутренний голос» человека, совесть. В римской мифологии им соответствует гений[5], в христианстве — ангел-хранитель[6][7][8]. И как замечает Википедия: «[Демона] Не следует путать с Даймон — личный ангел-хранитель, внутренний голос, совесть, в философии Сократа и его последователей.»

В древнегреческой литературе считалось, что даймоны могли иметь любую природу, в том числе и смешанную, то есть могли в равной степени творить как зло, так и добро.

Платон называет даймонов разновидностью воздушных существ, имеющих в иерархии духов третий и четвёртый ранги и занимающих своё место после звёзд и богов. Даймоны, будучи чем-то средним между богами и людьми, исполняют функции посредников (между богами и людьми) и потому их следует особенно почитать в молитвах. Они относятся к роду «умеющему быстро учиться и обладающему хорошей памятью».

У славян в христианстве демон — синоним слова бес[9], которым с XI века[10] на Руси христиане собирательно называли всех языческих богов и существ, принадлежащих языческой традиции. К этой же категории были отнесены все зловредные духи и различные мифические существа. Также при переводе Библии с греческого языка на церковнославянский и русский языки греческое слово демон переводилось словом бес[11]»

Тут интересно будет привести иерархию демонов, которая есть в той же статье в Википедии:

«В целом можно выделить несколько основных групп:

• Гении — демоны-хранители, приставленные к человеку, предмету или местности. Сюда могут быть отнесены различные персонажи фольклора[18] вроде леших, водяных, домовых, домашних духов, ведьм (фамилиары), нимф и дриад, хранители дворцов древних культур, наподобие шеду.

• Не привязанные к конкретному месту духи, вроде стихийных духов, гномов, эльфов, русалок, сатиров, чертей, суккубов и т. п.

• Архонты — демоны, выступающие в роли персонификации сил природы и космоса, которые поддерживают неизменным порядок естественных вещей или служат бессмертными прототипами для всех существ на земле (что роднит их с понятием архетипа и идей в философии)»

Выходит, что до определенного момента времени демоны не были однозначно плохими и злыми. Идем дальше.

Примерно о том же, но более сжато, с юморком и без ссылок, говорит ресурс wikitropes.ru (https://wikitropes.ru/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D0%BD):

«Демон — в христианской и позднее исламской мифологии злой дух и падший ангел. Название, по всей видимости, восходит к даймонам из античной мифологии, вовсе не обязательно связанным со злом и находившимся где-то между духами и мелкими божествами.

Ныне под демонами подразумевают конкретно обитателей ада и они приобрели характерные отличительные черты в форме рогов, крыльев и хвоста.

Чёрт с рогами — классический внешний вид, продукт культурного штампа средневековой Европы. Может использоваться чисто символически, а может буквально»

Куда сложнее и тяжеловеснее, а также авторитетнее будет лекция Андрея Зубова «Демон и человек в религии Древней Греции». Ниже привожу некоторые цитаты из его лекции. https://abzubov.com/new_course/lecture_075

Для Гомера боги, теи, и демоны – это взаимозаменяемые понятия. Великим демоном именуют и Зевса, и Посейдона. Плутарх, как вы помните, богослов I - II века после Р. Х., в «Осирисе и Исиде» именует большинство богов великими демонами. То есть для греческого уха эти два понятия были взаимозаменяемы. У Гесиода они различаются: демоны у него тоже божества, но божества, если угодно, второго порядка.

«…После того, как земля поколение это покрыла, в благостных демонов все превратились они наземельных. Волей великого Зевса людей на земле охраняют. Зорко на правые наши дела и неправые смотря. Тьмою туманной одевшись, обходят всю землю, давая людям богатства. Такая им царская почесть досталась».

[Гесиод. Труды и дни. 122. с.53]

Это представление о демонах как о предках людей, как об усопших людях первого поколения, оно очень важно. Это практически то, во что верили люди испокон веков, ещё в глубочайшей древности - это культ предков. По греческим представлениям, предки пребывают рядом с нами и судят наши поступки, и дают нам богатства, дают нам блага.

В отличие от нашего понимания демонов как каких-то злых существ, греки в основном говорили о демонах как о существах положительных и добрых.

Комедиограф Менандр (342-291 гг. до Р.Х.) говорит: «Близ каждого человека при рождении находится добрый демон, который посвящает его в таинства жизни»[Менандр. 550К]. Это примерно то самое, что и ангел в христианской традиции, который от крещения дан человеку. Это очень древняя и общая традиция наличия некоего персонального духа-покровителя. С одной стороны, духи – это предки, а с другой стороны – это какие-то иные, не связанные родством с людьми, существа.

Мистически мыслящий поэт Пиндар говорит, что добрые демоны действуют не сами по себе, а направляются Зевсом. И демоны тех, кто любезны Зевсу, направляются им самим. Это, примерно так же, как христиане говорят, что ангел-хранитель, не действует сам от себя, а он человеку сообщает волю Божью и охраняет его по воле Божьей.

По словам философа Фалеса Милетского (640-548 до Р.Х.) всё полно богов. Все полно богов – и это, в первую очередь, демоны, они всюду. То есть для простого греческого ума это - какие-то духовные силы, имеющие личностную природу, способные вступать с людьми в многоразличные отношения. Для ума более возвышенного это были некие энергии, которые составляли суть тех или иных мест, людей, предметов.

В культуре неписьменных народов жизнь накрепко связана с миром духов (См. А.Б.Зубов. История религий. Доисторические и внеисторические религии. М.:РИПОЛ классик, 2017), и мы видим то же самое в греческой религии. Она полна демонического духа – не в негативном смысле. На каждом шагу грек чувствовал себя в контакте с теми или иными силами, даже внутри себя.

А это уже не про демонов, а про людей. Мне кажется, что эти слова актуальны по сей день. Нужно пояснить, что по мнению Гесиода человечество прошло пять поколений, точнее в его время жило пятое поколение (надо полагать, что оно живет и теперь). И вот, что он о нем говорит:

«…Если бы мог я не жить с поколением пятого века! – Восклицает Гесиод. – Раньше его умереть я хотел бы иль позже родиться. Землю теперь населяют железные люди. Не будет им передышки ни ночью, ни днем от труда и от горя, и от несчастий. Заботы тяжелые боги дадут им. Дети с отцами, с детьми их отцы сговориться не могут, чуждыми станут товарищ товарищу, гостю хозяин. Больше не будет меж братьев любви, как бывало когда-то. Старых родителей скоро совсем почитать перестанут; будут их яро и зло поносить нечестивые дети тяжкою бранью, не зная возмездья богов; не захочет больше никто доставлять пропитанье родителям старым. Правду заменит кулак. Города подпадут разграбленью. И не возбудит ни в ком уваженья ни клятвохранитель, ни справедливый, ни добрый. Скорей наглецу и злодею станет почет воздаваться. Где сила, там будет и право. Стыд пропадет. Человеку хорошему люди худые лживыми станут вредить показаньями, ложно кляняся. Следом за каждым из смертных бессчастных пойдет неотвязно зависть злорадная и злоязычная, с ликом ужасным. Скорбно с широкодорожной земли на Олимп многоглавый, крепко плащом белоснежным закутав прекрасное тело, к вечным богам вознесутся тогда, отлетевши от смертных, совесть и стыд. Лишь одни жесточайшие, тяжкие беды людям останутся в жизни. От зла избавленья не будет».

[Гесиод. Труды и дни, 110-201]

Автор лекции замечает: «Согласитесь, что прошло уже две тысячи семьсот лет, а воз и ныне там».

Для всех заинтересованных рекомендую прочитать лекцию полностью, а закончить этот краткий экскурс хочу заключительным словами автора: «Мы встаем перед проблемой зла. Откуда зло? Человек сам на себя навлекает зло – или зло органично в человеке? Для грека это была открытая и серьезная проблема».

Для нас, я полагаю, эта проблема не лишена актуальности.

Так кем же является наш Арчибальд? Порождением тьмы и носителем абсолютного зла, только потому, что он относится к категории демонов? Или он тот самый дохристианский Даймоний, языческий дух, Гений или Архонт? Пусть на эти вопросы каждый ответит в рамках своего мировосприятия))

Арчибальд пускал по волнам Моря Хаоса «блинчики» из плоских лепешек нейтральной энергии. Бесплотная Ангелина с улыбкой наблюдала за этим невинным занятием своего бывшего напарника. Несколько мгновений назад она покинула свою земную оболочку, но перед тем, как двинуться дальше, ей захотелось еще раз пообщаться с ним, чтобы задать несколько вопросов.
- А что будет дальше?
- Локально, глобально или конкретно для тебя? – уточнил Арчи, слепив затейливую лепешку, которая по его расчетом должна была побить предыдущий рекорд.
- По всем пунктам.
- Локально продолжится наше сотрудничество с твоими потомками. Глобально есть шанс на то, что мы еще дальше отодвинемся от точки невозврата. А конкретно для тебя, - Арчибальд повернулся к Ангелине. – Перерождение, встреча с Анатолием или как его там будут звать в новом воплощении. И, конечно же, я, - расплылся в улыбке Арчи. – Но это только, если ты пожелаешь.
- Я почему-то даже не сомневалась в последнем пункте, - хмыкнула Ангелина. – Слушай, а тебе не надоела вся эта суета? Что там у тебя насчет повышения или может быть снижения уровня ответственности? В боги не зовут? А человеком не хочешь стать?
- А зачем? Быть человеком слишком утомительно, быть богом – скучно. Меня устраивает мое настоящее положение, - оскалился Арчи, и запустил очередной «блинчик». – Я всегда буду где-то посередине. Я чужой для одних и уже никогда не стану своим для других. Для одних я слишком светлый, для других – слишком темный, а с вами страшно весело!
- Тебе весело, а нам страшно, - уточнила Ангелина.
- Знаешь, мне тоже иногда бывает страшно, но я не подаю вида, - то ли пошутил, то ли сказал правду демон.- Ничего, прорвемся! Ведь у нас еще есть ШАНС!