Подборка "Мир толтеков. Карлос Кастанеда"
- Безмолвное знание - это нечто такое, что есть у каждого из нас, - сказал дон Хуан. - Это нечто такое, что в совершенстве всем владеет и в совершенстве все знает. Но оно не может думать и поэтому не может и говорить, о том, что знает.
Маги полагают, что когда человек начинает осознавать свое безмолвное знание и хочет осмыслить то, что он знает - он утрачивает это знание. Безмолвное знание, которое ты не можешь выразить словами, является, конечно, "намерением", "духом", "абстрактным". Ошибка человека заключается в том, что он стремится познать его непосредственно, так же, как он познает мир повседневной жизни. Но чем больше он стремится к этому, тем более эфемерным оно становится...
Я резко свернул машину на обочину дороги. В этот момент у меня впервые в жизни возникло ясное понимание собственной раздвоенности. Внутри меня существовали две совершенно обособленные части. Одна была чрезвычайно старой, спокойной и равнодушной. Она была тяжелой, темной и связанной со всем остальным. Это была та часть меня, которая ни о чем не беспокоилась, поскольку ко всему относилась одинаково. Она всем наслаждалась, ничего не ожидая. Другая часть была светлой, новой, легкой, подвижной. Она была нервной и быстрой. Она беспокоилась о себе, потому что была неустойчивой и не наслаждалась ничем просто потому, что не имела способности связать себя с чем бы то ни было. Она была одинокой, поверхностной и уязвимой. Это была та часть меня, из которой я смотрел на мир.
- Почему ты остановился? - спросил дон Хуан. Я сказал дону Хуану о понимании, которое возникло у меня относительно моей раздвоенности. Он улыбнулся. - Когда точка сборки двигается и достигает "места без жалости", позиция рационализма и здравого смысла становится шаткой... Древний человек самым непосредственным и наилучшим образом знал, что делать и как делать что-либо. Но, выполняя все действия так хорошо, он начал развивать эгоизм, из-за чего у него возникла уверенность в том, что он может предвидеть и заранее намечать действия, которые он привык выполнять. Вот так появилось представление об индивидуальном "я", которое начало диктовать человеку характер и диапазон его действий.
По мере того, как ощущение индивидуального "я" усиливалось, человек постепенно утрачивал естественную связь с безмолвным знанием. Современный человек, пожиная плоды этого процесса, в конечном счете обнаруживает, что безвозвратно утратил связь с источником всего сущего и что ему под силу лишь насильственные и циничные действия, порожденные отчаянием и ведущие к саморазрушению. Причиной человеческого цинизма и отчаяния является та небольшая часть безмолвного знания, которая у него еще осталась, и, во-первых, дает человеку возможность интуитивно чувствовать свою связь с источником всего, во-вторых, понимание того, что без этой связи у него нет надежды на покой, удовлетворение, завершенность.
Мне показалось, что в словах дона Хуана есть противоречие. Я помнил, как однажды он говорил мне, что битва является естественным состоянием воина и что покой для него противоестественен. - Правильно, - согласился он. - Но битва для воина не означает совершение поступков, которыми движет индивидуальная или коллективная глупость или бессмысленное насилие. Битва воина - это тотальная борьба против индивидуального "я", которое лишает человека силы. Жалость к себе - это реальный враг и источник человеческого страдания. Когда включается чувство собственной важности, оно начинает набирать свою собственную силу, и именно эта, на первый взгляд независимая, природа чувства собственной важности придает ему мнимую ценность. Так что чувство собственной важности - это просто скрытая жалость к себе.
Находясь в положении саморефлексии, точка сборки собирает мир ложного сострадания, который на проверку оказывается миром жестокости и эгоцентризма. В этом мире единственно реальными чувствами оказываются лишь те, которые каждому из нас удобно испытывать в данный момент. Для магов безжалостность - это не жестокость. Безжалостность - это противоположность жалости к самому себе и чувству собственной важности. Это трезвость... Возросшая энергия магов, полученная за счет исчезновения чувства собственной важности, позволяет их чувствам расширить свой диапазон восприятия. И поэтому цель Нагваля в отношении его учеников - это разбить зеркало саморефлексии...
- Единственной конкретной помощью, которую ты когда-либо получал от меня, является разрушение твоей саморефлексии. Я учил тебя разным вещам только для того, чтобы завладеть твоим вниманием. Хотя ты уверен, что это обучение было важной частью моих инструкций, однако ты заблуждаешься. От инструкций немного пользы. Значение имеет лишь сдвиг точки сборки, который зависит от возрастания энергии, а не от инструкций. Если кто-нибудь дает нам возможность осознать, что необходимо освободиться от чувства собственной важности, - это и есть реальная помощь. Сдвиг точки сборки уже сам по себе означает отход от саморефлексии, а это, в свою очередь, обеспечивает четкое связующее звено с духом. Именно саморефлексия когда-то и разъединила человека с духом.
Магия - это путешествие с целью возвращения. Мы, одержав победу, возвращаемся к духу, спускаясь при этом в ад. И из ада мы приносим трофеи. Одним из таких трофеев является понимание. Наши трудности на этом простом пути вызваны нежеланием большинства из нас принять факт, что на самом деле требуется так мало, чтобы идти по нему... Он разразился своим необъяснимым смехом. Наверное я выглядел раздраженным.
- Время от времени я смеюсь потому, что ты сумасшедший. Ответ на все, о чем ты меня спрашиваешь находится прямо у тебя перед глазами. Однако ты не видишь его. Я думаю, сумасшествие - твой бич. Его глаза были такими лучистыми, такими озорными, что я и сам рассмеялся...
Продолжение . . . Предыдущая стр.