Всем привет! Сегодня мы продолжаем наше путешествие в мир авиадиспетчеров. В первой части мы рассмотрели их типы, задачи и функции. Теперь давайте углубимся в то, где они работают и как получают необходимые знания и навыки.
Рабочее место диспетчера
Авиадиспетчеры работают в командно-диспетчерском пункте (КДП), который подчиняется Главному центру управления воздушным движением (ГК ОрВД). Если вы еще не знакомы с этой структурой, рекомендуем вернуться к первой части статьи для лучшего понимания.
Структура командно-диспетчерского пункта
В больших аэропортах, таких как московская троица, Пулково (Санкт-Петербург), Кольцово (Екатеринбург) и других, командно-диспетчерский пункт может включать несколько уровней и секторов:
- Верхний уровень
На этом уровне находятся диспетчеры, которым требуется прямой визуальный контакт с самолётом и обзор на аэродром. Это диспетчеры руления, взлёта, посадки и другие, перечисленные в первой части статьи. - Средний уровень
Здесь работают диспетчеры районного центра. В отличие от коллег на верхнем уровне, им не требуется видеть самолёты, но они контролируют воздушное пространство в пределах своего района. - Нижний уровень
На этом уровне могут работать диспетчеры, контролирующие движение на земле и в воздухе на больших расстояниях от аэропорта.
Количество диспетчеров на смене
На смене обычно работает 10 человек:
- Руководитель полётов
Отвечает за координацию работы всех диспетчеров, принимает важные решения и контролирует безопасность полётов. - Старший диспетчер
Помогает руководителю полётов, координирует работу остальных диспетчеров и контролирует выполнение инструкций.
- Восемь простых диспетчеров
Каждый из них отвечает за определённый участок работы: руление, взлёт, посадка, контроль движения в районе аэропорта и т.д.
Оборудование рабочего места
Рабочее место диспетчера оборудовано всем необходимым для выполнения его обязанностей:
- Компьютер
С доступом к актуальной информации о движении самолётов, метеорологических условиях, аэронавигационных данных и т.д. - Документация и инструкции
Включая правила воздушного движения, инструкции на случай аварийных ситуаций, а также карты и схемы аэродромов. - Радиогарнитура
Обязательный атрибут, позволяющий поддерживать постоянную связь с пилотами и другими службами. - Визуальные средства
Мониторы для отслеживания движения самолётов, а также бинокли и телескопы для улучшения обзора.
Образование для авиадиспетчеров
Чтобы стать авиадиспетчером, необходимо получить среднее или высшее профессиональное образование. Выбор зависит от ваших целей, предпочтений и уровня подготовки. Рассмотрим оба варианта.
Среднее профессиональное образование
- Красноярский авиационный технический колледж гражданской авиации (Красноярский филиал и Хабаровский филиал)
Специальность: «Управление движением воздушного транспорта».
Обучение длится 2 года 10 месяцев. После окончания колледжа можно сразу начать работать диспетчером в гражданской авиации или продолжить обучение в вузе. - Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева
Специальность: «Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения».
Обучение длится 3 года 10 месяцев, но также есть возможность заочного обучения.
Высшее образование
- Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева
Специальность: «Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения».
Бакалавриат длится 4 года, а магистратура — 2 года. - Ейский высший военный авиационный институт имени В.М. Комарова
Специальность: «Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения».
Обучение длится 5 лет. После окончания вуза необходимо пройти курсы переподготовки для работы в гражданской авиации. - Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени А.К. Серова
Специальность: «Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения».
Обучение длится 4 года. После окончания также требуются курсы переподготовки. - Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации (Университет ГА)
Специальность: «Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения».
Обучение длится 4 года.
Военные вузы
Некоторые военные вузы готовят специалистов для работы в гражданской авиации. После окончания обучения необходимо пройти курсы переподготовки. Требования к поступающим могут отличаться, поэтому рекомендуется ознакомиться с ними на сайте конкретного учебного заведения.
Заключение
На этом мы заканчиваем серию статей про авиадиспетчеров. Мы рассмотрели, где они работают, какие задачи выполняют и как получают необходимые знания и навыки. В следующих статьях мы поговорим о военном аналоге авиадиспетчеров — офицерах ПУА.
Если вам понравилась эта статья, не забудьте поделиться ей с друзьями! До новых встреч!
*Если вы опытный автор, я буду рад конструктивной критике в сторону оформления статьи. Если вы человек непосредственно связанный с гражданской авиацией, буду рад конструктивной критике информации написанной мной.