Найти в Дзене

Диспетчера. Часть 2.

Всем привет! Сегодня мы продолжаем наше путешествие в мир авиадиспетчеров. В первой части мы рассмотрели их типы, задачи и функции. Теперь давайте углубимся в то, где они работают и как получают необходимые знания и навыки. Авиадиспетчеры работают в командно-диспетчерском пункте (КДП), который подчиняется Главному центру управления воздушным движением (ГК ОрВД). Если вы еще не знакомы с этой структурой, рекомендуем вернуться к первой части статьи для лучшего понимания.
В больших аэропортах, таких как московская троица, Пулково (Санкт-Петербург), Кольцово (Екатеринбург) и других, командно-диспетчерский пункт может включать несколько уровней и секторов: На смене обычно работает 10 человек: Рабочее место диспетчера оборудовано всем необходимым для выполнения его обязанностей: Чтобы стать авиадиспетчером, необходимо получить среднее или высшее профессиональное образование. Выбор зависит от ваших целей, предпочтений и уровня подготовки. Рассмотрим оба варианта. Некоторые военные вузы го
Оглавление

Всем привет! Сегодня мы продолжаем наше путешествие в мир авиадиспетчеров. В первой части мы рассмотрели их типы, задачи и функции. Теперь давайте углубимся в то, где они работают и как получают необходимые знания и навыки.

Рабочее место диспетчера

Авиадиспетчер. КПД международного аэропорта Пулково (Санкт-Петербург). Фото из открытых источников.
Авиадиспетчер. КПД международного аэропорта Пулково (Санкт-Петербург). Фото из открытых источников.

Авиадиспетчеры работают в командно-диспетчерском пункте (КДП), который подчиняется Главному центру управления воздушным движением (ГК ОрВД). Если вы еще не знакомы с этой структурой, рекомендуем вернуться к первой части статьи для лучшего понимания.

Структура командно-диспетчерского пункта

В больших аэропортах, таких как московская троица, Пулково (Санкт-Петербург), Кольцово (Екатеринбург) и других, командно-диспетчерский пункт может включать несколько уровней и секторов:

  1. Верхний уровень
       На этом уровне находятся диспетчеры, которым требуется прямой визуальный контакт с самолётом и обзор на аэродром. Это диспетчеры руления, взлёта, посадки и другие, перечисленные в первой части статьи.
  2. Средний уровень
       Здесь работают диспетчеры районного центра. В отличие от коллег на верхнем уровне, им не требуется видеть самолёты, но они контролируют воздушное пространство в пределах своего района.
  3. Нижний уровень
       На этом уровне могут работать диспетчеры, контролирующие движение на земле и в воздухе на больших расстояниях от аэропорта.

Количество диспетчеров на смене

На смене обычно работает 10 человек:

  1. Руководитель полётов
       Отвечает за координацию работы всех диспетчеров, принимает важные решения и контролирует безопасность полётов.
  2. Старший диспетчер
       Помогает руководителю полётов, координирует работу остальных диспетчеров и контролирует выполнение инструкций.
Авиадиспетчер. КПД международного аэропорта Пулково (Новосибирск). Фото из открытых источников.
Авиадиспетчер. КПД международного аэропорта Пулково (Новосибирск). Фото из открытых источников.

  1. Восемь простых диспетчеров
       Каждый из них отвечает за определённый участок работы: руление, взлёт, посадка, контроль движения в районе аэропорта и т.д.

Оборудование рабочего места

Рабочее место диспетчера оборудовано всем необходимым для выполнения его обязанностей:

  • Компьютер
      С доступом к актуальной информации о движении самолётов, метеорологических условиях, аэронавигационных данных и т.д.
  • Документация и инструкции
      Включая правила воздушного движения, инструкции на случай аварийных ситуаций, а также карты и схемы аэродромов.
  • Радиогарнитура
      Обязательный атрибут, позволяющий поддерживать постоянную связь с пилотами и другими службами.
  • Визуальные средства
      Мониторы для отслеживания движения самолётов, а также бинокли и телескопы для улучшения обзора.

Образование для авиадиспетчеров

Чтобы стать авиадиспетчером, необходимо получить среднее или высшее профессиональное образование. Выбор зависит от ваших целей, предпочтений и уровня подготовки. Рассмотрим оба варианта.

Среднее профессиональное образование

  1. Красноярский авиационный технический колледж гражданской авиации (Красноярский филиал и Хабаровский филиал)
       Специальность: «Управление движением воздушного транспорта».  
       Обучение длится 2 года 10 месяцев. После окончания колледжа можно сразу начать работать диспетчером в гражданской авиации или продолжить обучение в вузе.
  2. Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева
       Специальность: «Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения».  
       Обучение длится 3 года 10 месяцев, но также есть возможность заочного обучения.

Высшее образование

  1. Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева
       Специальность: «Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения».  
       Бакалавриат длится 4 года, а магистратура — 2 года.
  2. Ейский высший военный авиационный институт имени В.М. Комарова
       Специальность: «Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения».  
       Обучение длится 5 лет. После окончания вуза необходимо пройти курсы переподготовки для работы в гражданской авиации.
  3. Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени А.К. Серова
       Специальность: «Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения».  
       Обучение длится 4 года. После окончания также требуются курсы переподготовки.
  4. Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации (Университет ГА)
       Специальность: «Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения».  
       Обучение длится 4 года.

Военные вузы

Некоторые военные вузы готовят специалистов для работы в гражданской авиации. После окончания обучения необходимо пройти курсы переподготовки. Требования к поступающим могут отличаться, поэтому рекомендуется ознакомиться с ними на сайте конкретного учебного заведения.

Заключение

На этом мы заканчиваем серию статей про авиадиспетчеров. Мы рассмотрели, где они работают, какие задачи выполняют и как получают необходимые знания и навыки. В следующих статьях мы поговорим о военном аналоге авиадиспетчеров — офицерах ПУА.

Если вам понравилась эта статья, не забудьте поделиться ей с друзьями! До новых встреч!
*Если вы опытный автор, я буду рад конструктивной критике в сторону оформления статьи. Если вы человек непосредственно связанный с гражданской авиацией, буду рад конструктивной критике информации написанной мной.