На Пречистенке (дом 35)- старинная московская усадьба.
Классическая.
Главный дом с колоннами.
Лепниной принаряженный.
Два флигеля по бокам.
Правда, немного разных. И по форме. И по колеру.
Часто называют- усадьба Самсонова – Голубевых – фон Мекк. По фамилиям хозяев.
Правда табличка называет проще-
"Усадьба Самсонова".
Справедливо.
Во- первых, хозяев у этой усадьбы за ее долгую историю хозяев побольше было.
А, во- вторых, короче.
Пишут, что еще 1731−1741 годам советник Камер-коллегии Иван Оголин скупил несколько земельных участков. И построил усадьбу.
Оголин был требовательным и жестким начальником. В Веневском монастыре его инспекторскую проверку до сих пор помнят. Выезжая из монастыря, «он забрал с собою крытыя монастырские экипажи с необходимою для езды сбруею, монастырское сукно, железо не мало монастырской столовой посуды».
Но все, что было нажито непосильным трудом сгорело в пожаре 1812 года.
На уцелевшем фундаменте надворный советник Петр Александрович Самсонов построил новую усадьбу. Но опять деревянную.
При нем же и флигели появились. Но уже каменные.
Человек был небедный. Наследникам 2524 душ крестьян и дворовых людей оставил. И 15656 десятин (17000 гектаров) земли. В Самарской, Рязанской, Пензенской и Владимирской губерниях
Усадебные постройки во второй половине XIX века неоднократно переделывались и перестраивались сменявшими друг друга хозяевами. В том числе, в 1860-е годы профессором Московского университета А.А.Альфонским.
- Не плохо профессора при царизме жили – скажет читатель.
Ну, во- первых, Аркадий Алексеевич был не просто профессором. А деканом медицинского факультета. А когда усадьбу приобрел- уже и ректором Московского университета. Он так и остался первым и единственным в истории МГУ ректором-медиком.
А, во- вторых, по сегодняшним временам Альфонский не то что ректором. Простым кандидатом наук вряд ли бы стал. Научных трудов- раз- два и обчелся. Зато хирург выдающийся был. Виртуоз литотомии.
Последним владельцем усадьбы стал наследник железнодорожной империи Николай Карлович фон Мекк.
«Отец решил купить дом на Пречистенке*, предложенный ему по очень дешёвой цене,- вспоминала его дочь Галина - поскольку он нуждался в большом ремонте. Это был деревянный оштукатуренный дом на каменном фундаменте, с красивыми изразцовыми печами».
Олигарх быстро привел дом в порядок.
«Лучшие строители и мастера были приглашены, чтобы привести дом в порядок, не нарушая его исторического стиля. Во всем доме было установлено центральное отопление и пристроен гараж. Но тогда только мы в городе имели автомобили по одному на каждого члена семьи» - это опять из воспоминаний Галины.
После революции буржуя выселили. Какое-то время Николай Карлович работал в Наркомате путей сообщения. Но потом все равно расстреляли. В 1928 году. Как врага трудового народа.
Что сейчас в старинной усадьбе?
Во дворе, за воротами, в одном из флигелей притаилось Гвинейское посольство.
А в главном доме, похоже, что-то типа бизнес центра.