При падении астероида, как правило, происходит как минимум один неоспоримый результат: астероидный беспорядок. Наиболее очевидная часть этого беспорядка, как правило, имеет вид красивого и кинематографичного кратера, но есть и вторая часть. Она называется «эжект» и представляет собой все то, что поднимается с поверхности земли при столкновении - и все становится немного странным, когда мы начинаем думать о том, куда деваются частицы эжекта.
Как далеко они могут улететь? Могут ли они взлететь на 10 миль вверх? 100 миль? 1000 миль? Это не такие уж надуманные возможности, учитывая, насколько ничтожно малыми могут быть такие частицы. Но есть ли предел? Возможно, но некоторые ученые утверждают, что до этого предела частицы могут улететь непостижимо далеко - например, на другую планету. И, как будто это не достаточно интересно, одна команда также думает о том, что может содержать этот выброс.
Например, земная эжекция может содержать земную жизнь.
«Мы пытаемся выяснить, какая масса достигает Венеры с Земли и сколько клеток может нести эта масса», - рассказала Эмма Гинан, первый автор статьи на эту тему и научный сотрудник Школы исследования Земли и космоса Аризонского государственного университета, на конференции Американского геофизического союза 2024 года в Вашингтоне. »Что если там есть жизнь, но она перенесена с Земли, потому что здесь уже есть жизнь?»
Вот теория
Гинан и ее команда исследователей считают, что астероиды, столкнувшиеся с Землей за последние несколько миллиардов лет, могли периодически выбрасывать в космос земной материал - клетки растений и одноклеточные организмы - и что если крошечное количество этих клеток пережило суровое путешествие через космос, то они могли попасть на Венеру. Если это правда, то эти прочные клетки могут до сих пор жить в атмосфере Венеры. Некоторые из них могли даже скопиться вместе, наполнив мир органикой, которая, как мы долгое время считали, обитает только у нас.
«К счастью для нас, когда клетки переносятся, они, как правило, собираются вместе», - говорит она. «Так что одновременно будут переноситься несколько клеток. Это не будет просто одна клетка сама по себе, доставленная на Венеру».
Вся эта концепция называется «панспермия», формально определяемая как перенос жизни из одной части Вселенной в другую, и, как ни странно, она не является чем-то дико новым. О ней говорят уже довольно давно, и некоторые ученые даже считают, что жизнь на Земле могла появиться благодаря панспермии, зародившись где-то в глубоком космосе, а затем попав на нашу планету.
Если вы задаетесь вопросом, почему мы зациклились на Венере - теоретически, как следует из многих публикаций, панспермия может происходить во всей Солнечной системе, - то это потому, что ученые обнаружили в атмосфере янтарного мира фосфин, соединение фосфора и водорода. Фосфин считается индикатором жизни (в том виде, в котором мы ее знаем, конечно).
Миллиард клеток за миллиард лет
«Мы обнаружили, что на Венеру попадает примерно 1 миллиард клеток за миллиард лет», - говорит Гинан о расчетах своей команды. Это, однако, не означает, что на Венеру попадает ровно одна клетка в год, поскольку импакторы, создающие выбросы, содержащие такие клетки, происходят не совсем регулярно. Расчет просто означает, что в среднем одна клетка в год, вероятно, попадает с Земли на ее злого планетарного близнеца.
Кроме того, есть важная оговорка: «Мы не говорим, что все клетки жизнеспособны. Мы даже не говорим, что они выживают при переносе или выживают в атмосфере - но они переносятся».
Как отмечает Гинан, область в атмосфере Венеры, где может существовать такая перенесенная жизнь, находится в диапазоне от 28 до 37 миль (45-60 километров) над поверхностью планеты. Это облачный слой, и, по ее словам, он характеризуется очень похожими температурой, атмосферным давлением и другими факторами окружающей среды, которые мы наблюдаем здесь, на поверхности Земли. Однако, поскольку он находится в облаках планеты, его условия сильно отличаются от тех, в которых живем мы. «Это не очень связано с жизнью, - говорит она, - поэтому все задаются вопросом: «А смогут ли эти микробы выжить в таких условиях?»».
Это подводит нас к следующим шагам в этой саге - ответам на вопросы, которые могут дать этой теории хоть какую-то опору.
Прежде всего, смогут ли эти клетки в частицах эжекции пережить перенос с Земли на Венеру? Космос - место не для слабых: там полно радиации, микрометеоритов и еще неизвестно чего. Но, допустим, некоторые клетки чудом выжили в этом путешествии. Нам нужно знать, смогли ли эти клетки выжить и в атмосфере Венеры, которая, как известно, горячая, плотная и во многих местах просто адская (вспомните ссылку на злого близнеца).
А затем эти клетки должны были бы успешно размножаться в атмосфере Венеры.
Гинан говорит, что сторонники этой теории считают, что более подробная инфракрасная съемка и спектроскопический анализ атмосферы Венеры могут дать ответы на эти главные вопросы, и полагает, что в этом случае миссия на Венеру окажет неоценимую помощь. НАСА, например, в настоящее время планирует две миссии к планете - DaVinci и Veritas - обе они должны быть в состоянии изучить новые особенности облаков Венеры. В зависимости от того, что они обнаружат, мы можем начать задумываться о чем-то необычном.
Может ли наше первое обнаружение жизни за пределами Земли быть просто жизнью с Земли?