Ленинградцы ждали этого дня почти полтора года. Авианалеты, артиллерийские обстрелы, голод, морозы, коллапс всех городских служб в конце 1941 года – вот что пришлось пережить ленинградцам за эти тяжелые месяцы.
Дорога Жизни – ледовая, водная и воздушная трасса, спасшая город Ленина, все же не могла в полной мере обеспечить объем перевозок, необходимый для нормального функционирования города, военных заводов и накопления сил, достаточных для успешных военных операций. В связи с этим восстановление железнодорожной связи Ленинграда со страной оставалось делом крайней важности.
Операция «Искра» стала пятой по счету попыткой прорыва блокады – и первой успешной.
Всю осень и начало зимы 1942 года Ладожская военная флотилия возила в город боеприпасы, вооружение и пополнение. Операции предшествовала тщательная разведка позиций противника и скрупулезная боевая подготовка. Ленинградскому фронту предстояло форсировать Неву по льду – до этого подобную операцию с большими потерями проводила лишь 2-я Ударная армия, на льду замерзшего Волхова в январе 1942 года.
Волховскому фронту предстояло наступать по торфяным болотам, штурмуя сильно укрепленные руины Рабочих поселков. Впервые два фронта наносили удар по противнику одновременно снаружи и изнутри кольца блокады.
12 января 1943 года операция началась громом сотен советских орудий. В конце артиллерийской подготовки, во время залпа «Катюш», воины 136-й стрелковой дивизии Ленинградского фронта молниеносно пересекли Неву под звуки советского гимна – «Русской Марсельезы» и захватили обширный плацдарм на левом берегу Невы. Сложнее была обстановка на Волховском фронте. Там наши войска продвигались значительно медленнее, встретив сильное сопротивление.
Противник быстро оправился от первого шока. Путь в 15 километров, отделявших ленинградцев от волховчан, пришлось пробивать шесть суток с ожесточенными боями. Только 18 января 1943 года наши войска соединились в районе Рабочих Посёлков №1 и №5.
Вечером о прорыве блокады было объявлено по радио. Радости ленинградцев не было предела – прямой эфир продолжался до поздней ночи, люди собирались на стихийные митинги, обнимались и плакали на улицах… В этот вечер ленинградские художники поклялись создать батальное полотно, прославляющее подвиг Красной Армии в операции «Искра» к 23 февраля. Полотно «Прорыв блокады Ленинграда» (другое название – «18 января 1943 года») площадью 20 квадратных метров они написали за пять суток.
На фронте же бои не утихали. Началась вторая фаза операции. Советские войска развернули боевые порядки фронтом на юг и продолжили наступление на Синявино и Мгу, чтобы освободить железнодорожную ветку в Ленинград. Но на их пути неприступной стеной встали Синявинские высоты – крайне выгодная, господствующая над торфяниками цепь высот. Взять их не удалось. К концу января 1943 года операция «Искра» была свернута в связи с высокими потерями.
Через коридор, пробитый на Большую землю, за рекордные две недели была построена временная железнодорожная ветка, названная «Дорогой Победы». Несмотря на опасность ее эксплуатации под огнем артиллерии противника, Дорога Победы позволила значительно нарастить объемы перевозок в Ленинград и накопить достаточные ресурсы для полного снятия блокады в январе 1944 года.
В начале 1944 года немецкие войска, державшие город в блокаде, были изгнаны в Прибалтику и к весне 1945 года окружены в Курляндии. После безоговорочной капитуляции Германии они сдались в плен советским воинским частям, которые прорвали блокаду в ходе операции «Искра».
Текст: Баир Иринчеев