Наблюдая, как в Азербайджане проводится незаконный суд против руководства Арцаха, армянских военнопленных и российского миллиардера Рубена Варданяна - отмечаю огромные различия с тем, как в в Баку судили меня самого летом 2017 года.
Напомню, меня незаконно выдали из Белоруссии в Азербайджан и судили за журналистскую поездку в Арцах (Нагорный Карабах) в далёком 2011 году. Позже ЕСПЧ и Комитет по правам человека ООН признали Азербайджан виновным в незаконном аресте, пытках и покушении на убийство.
Обращает на себя внимание, что армянских чиновников и военнопленных азербайджанцы к суду как следует подготовили - опрятно одеты, адекватно выглядят, никаких советских клеток с решетками, огромный зал, адвокаты рядом сидят, множество журналистов и уже полно видео и фотографий судебного процесса. Всё выглядит более, чем солидно. Меня возили на суд в грязной, рванной и мятой одежде и в брюках с наполовину оторванной штаниной.
Внизу, под фотографией бывшего президента Арцаха, Араика Арутюняна в зале суда вы видите слева меня там же, в зале суда в 2017 году, а внизу справа фотография 1942 года в Варшавском гетто где евреи с нашивками в виде желтой звезды Давида отправляются на работу и рядом стоят фашисты и смеются. Вы спросите, какое эта трагическая фотография времен Холокоста имеет к суду над армянскими военнопленными в Баку? Я вам объясню.
Дело в том, что изначально власти Азербайджана в 2017 году хотели устроить мне такой же показательный суд, как и в случае с Рубеном Варданяном, Араиком Арутюняном и прочими армянскими пленными и заложниками. Чтобы был огромный зал, сотни журналистов и шоу на весь мир, как азербайджанцы судят еврейского журналиста из Израиля за поездку в Карабах.
Первое заседание суда именно таким и было, разве что судебный зал был чуть меньше, оно и понятно - я был один, а тут сразу судят множество армянских пленных и заложников. Но людей в зале было очень много, не меньше сотни, включая и журналистов и послов России и Израиля.
Внимание, вопрос.
Вас не удивляет, что власти Азербайджана радостно снимают на видео и публикуют фотографии судебного процесса против армян, но нет НИ ОДНОЙ фотографии (кроме единственной, что внизу слева) где судят меня в 2017 году? Почему выступления армянских заложников транслируются в прямом эфире, а в моем случае азербайджанцы лишь кричат, мол, "Лапшин признал Карабах азербайджанским" и "Лапшин извинился перед президентом Алиевым", но никаких фото или видео доказательств этому нет? И более того, Европейский суд признал якобы написанные мной письма Алиеву - фейком.
Так вот, я вам расскажу что случилось. Азербайджанцы серьезно готовились к суду надо мной и хотели сделать из этого шоу. Но, как я многократно говорил и повторю снова, вы можете евреев любить или ненавидеть, но умение евреев прагматично и хитро просчитывать варианты и больно бить по своим врагам достойно уважения. Не только азербайджанцы готовились к суду надо мной, но и я готовился к готовящемуся шоу в Баку, но меньше всего меня интересовал суд как таковой.
Когда азербайджанские прокуроры принесли мне материалы дела для ознакомления (такова процедура), ныне покойный мой адвокат Эдуард Чернин лишь удивленно разводил руками, почему мне абсолютно наплевать, в чем меня обвиняют азербайджанцы и какие документы они предоставили. Мы 11 томов моего уголовного дела (там тысячи страниц) просмотрели вскользь и не вникая в суть наверное за час или за два. Причем читал это адвокат, а я занимался непойми чем.
На самом деле, я готовился к жёсткой провокации против азербайджанцев во время суда, чтобы выставить азербайджанскую власть в негативном свете. Только ненависть меня и занимала, а не изучение материалов уголовного дела.
И вот, что я придумал. Я, как потомок польских евреев, переживших Холокост решил, что приду на суд в Баку с еврейской звездой на груди, такой же, какие германские нацисты обязывали носить евреев в гетто и концлагерях в Европе. Поскольку режим Алиева это безусловно режим фашистский и убогая пародия на германский Рейх, то и я как жертва имею моральное право быть со Звездой Давида на суде в Баку, поскольку я еврей и гражданин Израиля.
Я прикинул, что азербайджанские журналисты будут фотографировать меня со стороны зала и таким образом возникнет болезненный контраст: Лапшин с еврейской звездой на груди и исламский полумесяц на азербайджанских флагах рядом с моей клеткой, и герб Азербайджана с исламским полумесяцем над столом где сидят судьи. Это выглядело бы на видео и фотографиях так, словно радикальные мусульмане судят еврея с нарисованной на его груди еврейской звездой. И сфотографировать это на фото и видео как-то иначе было бы невозможно технически. Эти фотографии облетели бы весь мир. Причем, выглядело бы это настолько ужасно, что имидж Азербайджана был бы сильнейшим образом подорван.
Что за корявая еврейская звезда на груди Лапшина, ее нарисовали с целью издевательства сами же азербайджанцы? С какой целью, что за фашизм и антисемитизм? Что это за пародия на правосудие? Вот, о чем задумался бы любой, кто увидел бы такие фотографии.
С этой целью я будучи в тюремной камере взял ручку и на одной из белых футболок нарисовал огромную еврейскую звезду. Получилось конечно коряво, сами понимаете, что рисовать ручкой на футболке непросто. Затем, когда меня из тюрьмы Курдаханы везли на суд в Баку, я поверх футболки с еврейской звездой надел другую футболку, а сверху - красную куртку (как на фотографии).
Когда открылось первое судебное заседание и я увидел, что журналисты меня активно снимают на видео и фотографируют, а также отметил для себя, что послы России и Израиля прибыли - я быстро снял и куртку и футболку. После чего прижался к решетке клетки в которой меня держали на суде, чтобы еврейская звезда на груди была лучше видна всем присутствующим.
Должен сказать, что мои действия вызвали шок и в зале и среди азербайджанских судей и охраны. Заседание было немедленно прервано, меня в итоге вывели из клетки и отвезли назад в тюрьму Курдаханы. Мой адвокат Эдуард Чернин был в ужасе, если честно, он вначале сказал "Боже, что вы творите, Александр...", а потом, через день или два, приехав ко мне в тюрьму он сказал "Вы не понимаете, что этот суд курирует лично Президент Алиев и это вопрос его самоуважения? Вы не понимаете, чем для вас может обернуться такое поведение? Вы можете погибнуть в тюрьме".
После этого меня стали перед каждой поездкой на суд тщательно обыскивать, причем делали это несколько раз.
А сам суд в Баку сделали закрытым, запретили присутствие там журналистов, а все те фотографии и видео, что были сняты на первом заседании (где я был с еврейской звездой) так и не были нигде опубликованы в итоге. Это запретила азербайджанская цензура. Вы не найдете ни одной фотографии и нигде.