Найти в Дзене

Сборник научных трудов АГиОН-НГИСУ. Выпуск 8 (1). 2025

Духовный опыт – это способность человека подниматься над си­туацией, над ограниченностью собственного «я», над мотивами и движущими факторами своего поведения, над любой заданностью, структурой, механизмом психики. Выходя за рамки обусловленности привычными схемами восприятия, мышления и действия человек со­прикасается со своей сущностной свободой. Как писал В. Франкл, «человек вообще является человеком тогда и постольку, когда и по­скольку он как духовное существо выходит за пределы своего телес­ного и душевного бытия». Таким образом, трансперсональный или духовный опыт является важнейшим условием бытия человека. Важность библейской книги «Бытие» [1], особенно его первых трёх глав, для рассмотрения свойственного авраамической религиозности трансперсонального опыта, заключается в том исключительном смы­словом значении, которое этот отрывок занимает в священных тек­стах. Это начало всей библейской истории, объясняющее библейский взгляд как на появление тварного мира и человечества, так

Духовный опыт – это способность человека подниматься над си­туацией, над ограниченностью собственного «я», над мотивами и движущими факторами своего поведения, над любой заданностью, структурой, механизмом психики. Выходя за рамки обусловленности привычными схемами восприятия, мышления и действия человек со­прикасается со своей сущностной свободой. Как писал В. Франкл, «человек вообще является человеком тогда и постольку, когда и по­скольку он как духовное существо выходит за пределы своего телес­ного и душевного бытия». Таким образом, трансперсональный или духовный опыт является важнейшим условием бытия человека.

Важность библейской книги «Бытие» [1], особенно его первых трёх глав, для рассмотрения свойственного авраамической религиозности трансперсонального опыта, заключается в том исключительном смы­словом значении, которое этот отрывок занимает в священных тек­стах. Это начало всей библейской истории, объясняющее библейский взгляд как на появление тварного мира и человечества, так и религии как таковой. Под «бытием» понимается сущее: то, что существует сейчас, существовало в прошлом, и будет существовать в будущем. Описывая процесс создания мира, библейский автор воздействует на читателя посредством многочисленных аллюзий, свойственных ме­тоду библейского параллелизма. Об одном и том же может быть на­писано разными словами, сюжетные повторы способны усиливать, уточнять, конкретизировать смысл, углубляя его восприятие заинте­ресованным читателем и делая этот смысл личностно значимым для посвящённого верующего человека, оставаясь в то же время недос­тупным для непосвящённого.

В этом процессе мировоззренческого экстаза («восхищения») чи­тающий переживает трансперсональный опыт возникновения в нём нового, интуитивного знания. Но каковы же те психологические ме­ханизмы, способствующие и/или препятствующие работе интуитив­ного знания читающего, которые задействованы в данном библейском отрывке?

[1] от греч. Genesis – «Происхождение», в евр. בראשית Берейши́т– «В начале…».

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение

1.1. Опыт «духовной инициации» в рамках познавательных процессов

1.2. Опыт «духовного самопознания» в рамках сознательных и бессознательных процессов

1.3. Опыт «личностного самоопределения» в рамках волевых процессов

1.4. Опыт переживания экзистенциальной «виновности» и «искупления» в рамках эмоциональных процессов

2.1. Опыт переживания духовной «смерти» и «возрождения» в рамках психических состояний

3.1. Опыт духовного «развития» или «деградации» в рамках личностной «самоактуализации»

Заказать и приобрести сборник (Лагутов Н.В., Уласович М.В. Л14 Психологический анализ библейского трансперсональ­ного опыта (на примере 1-3 глав книги Бытия). / Сборник научных трудов. Выпуск 8 (1). Сергиев Посад. Изд-во. АГиОН, НГИСУ. 2025 – 25 с.) можно в Издательстве АГиОН-НГИСУ, по эл. почте ngisu.rf@yandex.ru.

-2