43 год.
В 43 году у немцев на Востоке осталось только четыре эскадры, да и то – на Запад забрали по одной группе JG51 и JG54, а в августе 43 года, в самый неподходящий момент, целиком сняли JG3. Вот тут уж им пришлось выкручиваться, создавать «пожарные команды», которые тасовали туда-сюда.
В небе Ленинграда всё было по-старому: несколько раз здесь вспыхивали ожесточённые воздушные бои, в остальное время было относительно тихо.
В небе Старой Руссы бои шли всю зиму и весной, после чего завершились. В этот период здесь было, однако, по-настоящему жарко.
Бои за Ржев завершились, сменились боями в небе Великих Лук. Зимой и весной это были схватки не самого большого накала, летом здесь вообще боев не шло, но осенью началась неудачная Невельская операция. В небе в этот период тоже шли ожесточённые бои.
В небе Смоленска и Брянска сражение началось после Курской Дуги. Здесь шли в воздухе весьма ожесточённые бои, фактически продолжение боев на северном фасе Дуги. Но и до Дуги здесь были бои, хоть и нечастые, но весьма ожесточённые.
Собственно, Курская Дуга – крупнейшее воздушное сражение Войны, где приняли участие все четыре эскадры немцев, оставшиеся на Востоке. JG3 и JG51 в полном составе, а JG52 и JG54 по одной группе оставили в небе Ленинграда и Кубани соответственно. Предшествовали этому сражению массированные обоюдные налеты на аэродромы.
Бои в небе Харькова делились на несколько частей. Весна 43 года, затем – как часть Курской битвы, после чего – финальные бои августа 43 года. Позже эти бои перешли в бои в небе Киева.
Отдельно стоит рассмотреть бои в небе Донбасса, которые тоже имели активную стадию в июле и августе 43 года. Затем – бои в Южной Украине, от Днепропетровска до Херсона. Наконец, знаменитая Кубанская битва, одно из крупнейших воздушных сражений Великой Отечественной. Она тоже делится на несколько этапов – режим отдельных схваток в феврале и марте 43, затем в апреле и мае – основные бои и потом – снова отдельные схватки. Она постепенно перетекла в бои в небе Керчи.
Все эти бои имеют мало сходства с боями 42 года. Прежде всего, конечно, потому, что количество немецких истребителей сильно снизилось. Но не качество.
Как мы увидим, изменился и характер этих боев. Тактика немцев пришла к своему идеалу. Сбивать их асов стало намного труднее, чем раньше. Появился новый истребитель фв-190, идеально приспособленный для борьбы с «Илами» и для группового боя, и с его появлением тактика JG51 и JG54, которые взяли его на вооружение, пришла к идеалу. В Советском Союзе самолёты производились в большом количестве, создавались новые полки, бросались на фронт, и там проходили суровую обкатку. В основном за счёт пилотов этих новых полков немцы пополняли счета, но о превосходстве в воздухе теперь речи не шло. Во всех боях, кроме Кубани и Курской Дуги, они сильно уступали по численности советским пилотам.
Изменилась и цена каждого аса. В 41 и 42 асов было у них достаточно, но теперь они столкнулись с дефицитом этих асов. И теперь каждый ас становился не просто хорошим пилотом, а тактической единицей. Асов уже распределяли по фронтам, дабы создать нужный баланс, и каждый ас выполнял огромный объем работы. Потеря любого из них становилась большой проблемой.
Напротив, в Советском Союзе асов стало очень много. Были полки, в которых асами был целый ряд пилотов. Потеря любого из них была, конечно, болезненной, но не снижала боеспособность полка.
Ленинград.
На этом направлении наиболее активные бои были зимой, в июне, во время серии ударов по Волхову, и в июле, в ходе Мгинской операции. Кроме того, время от времени шли бои в небе Балтики, где советским пилотам противостояли финны.
Немецкие асы потеряли здесь за 43 год 19 самолётов, и четыре – финские асы. Погибли два ярких финских аса – Киннунен и Терво, был также сбит известный ас Туоминен. У немцев самой серьёзной потерей, конечно, стала гибель Юнга, выдающегося аса и организатора. Также отметим ранение Тоймера, гибель Хекка, Паузингера, Фибера и Хуманна. В целом, конечно, эти бои не были для немцев особенно тяжёлыми, успехи были, прямо скажем, довольно существенные. Конечно, сказалось перевооружение на фв-190. JG54 в целом бои здесь вела успешно, можно даже сказать, что это были лучшие бои этой эскадры за всё время её существования. Чего не сказать про финнов, которые понесли первые по-настоящему болезненные потери своих асов.
В небе Старой Руссы действовала JG54, только в 43 году здесь некоторое время действовали части JG3, кроме того действовала спецгруппа JG26. Любопытно, что за гораздо меньшее время эскадра здесь, не добившись каких-то супер-успехов, потеряла целый ряд знаменитых асов. Всего здесь немецкие асы потеряли 12 своих самолётов. Формально немного, но зато впечатляет расшифровка. Сбит Киттель, причём имел отличные шансы попасть в плен. Что произошло с двумя другими сильными асами – Мундерло и Ханом. Здесь же был сбит Ханниг, и ему очень повезло, что он уцелел при падении. Были здесь сбиты, но уцелели, такие известные люди, как Штерр и Шляйнхеге. Попал в плен и погиб там видный ас JG26 Цинк. Мог попасть в плен Рупп, ещё один знаменитый ас, но, как и Киттель, смог добраться до своих. Ну и, конечно, особенно отметим гибель Байссвенгера, который один стоил целой группы.
В общем, немцам здесь было солоно, и очень даже. Конечно, причина не в них: бои, в которых сбиты их асы, были боями хорошими, просто советские асы оказались в этих боях лучше. Советские полки 6 ВА имели хорошую организацию, были вооружены современными самолётами и имели сильный состав. Здесь было сразу несколько очень сильных полков. Всё это в сумме и дало для немцев такой результат. 13 ВА, которая действовала в небе Ленинграда, была хотя и неплохой, но в плане организации многие её полки уступали полкам 6 ВА. 14 ВА имела, напротив, хорошую организацию, но ей не хватало опытных пилотов в составе. Особенно, конечно, интересные приёмы группового боя демонстрировал 32 гиап.
Великие Луки.
Здесь противостояли друг другу части JG51 и JG54 и 3-я ВА. Как выше было сказано, перманентные бои здесь шли с осени 42 года по осень 43, когда из перманентных перешли в стадию «горячую». Стоит заметить, что именно здесь немцы активно применяли новые способы атаки на «Илы», которые заключались в отвлечении страхующей группы и последующем уничтожении «Илов». Поскольку не все истребительные полки, которые здесь работали, были равнозначны, порой немцам удавалось достичь больших успехов в уничтожении «Илов». Это происходило в 43 году, тогда как конец 42 года проходил в виде охоты асов JG51, которые устраивали дерзкие налеты на советские аэродромы. Впрочем эти налеты, как выяснилось, были более губительны для самих охотников. В 44 году здесь продолжались редкие стычки до самой операции «Багратион».
JG51 распрощалась во время одного из таких налётов с Бееренброком, своим очередным лидером. На другой день был сбит ещё один видный ас, Бартен, и тяжело ранен. Затем в схожей ситуации погиб Крафт. В 43 году ликвидация её асов продолжалась. В не самом сложном, как казалось, бою погиб Буш, командир группы, сменивший Крафта, а командир эскадры Нордманн после столкновения с ним с трудом смог вернуться и более не летал. Также во время совсем несложного вылета погиб яркий ас Бёвинг-Тройдинг.
Вообще небо Великих Лук стало могилой для многих асов, и JG54 есть тоже понесла много потерь, хотя, как кажется, эти потери не пропорциональны накалу боев. 23 аса было здесь сбито, большинство из них погибли, были ранены или попали в плен. Чуть не погиб Айзенах, Рудольф Вагнер, переживший столкновение во время ожесточённого боя, также повезло выжить Шёнфельдеру, Ролли, Вайссенбергеру, Кордесу. Выжил, но более не воевал, Шнёррер, верный ведомый Новотны.
А вот, помимо вышеперечисленных асов JG51, не повезло вернуться таким асам, как Дёбеле, фон Бонин, Штёбер, Фухс, Винцент, Деттке, Брехтль, Фишер, Проске, Кикерт.
Заметим, что почти все потери понесены в ходе боев небольших групп либо при атаке «Илов». И снова на арену выходит его величество личный фактор, то есть искусство советских пилотов, которые здесь воевали. Грозный Павел Игнатович Муравьёв, например, или его однополчанин – скромный Александр Семёнович Потапов. Здесь же действовал 32 гиап некоторое время и существенно «пощипал» немецких асов. Конечно же, эти бои ярко дают понять, что стиль работы JG51 и JG54 давал иногда большой эффект, но был очень рискованным. Групповой бой всегда представлял собой риск.
Смоленск и Брянск.
Строго говоря, этот участок включал в себя и Ельню, и Ярцево, и Духовщину, и другие пункты. Все эти бои можно объединить в одно. До Курской Дуги немцы здесь потеряли немного асов – разве что на ум приходит гибель Штадека или Бёльца, но эти асы не входили в элиту.
После же боев на Дуге здесь развернулись крупные воздушные бои, причём с Советской стороны тут работали четыре армии – 3 ВА в районе Духовщины, 1 ВА в районе Ельни, 15 ВА в районе Брянска и 16 ВА в районе Севска. Весь этот огромный фронт держали разрозненные части JG51 и JG54, часть которых периодически перебрасывалась на другие направления. Кроме того, все эти немецкие части были порядком потрепаны в боях на Дуге. Поэтому немногие уцелевшие асы работали здесь с тройной энергией. Это, прежде всего, Адемайт, Вольф и Шак, которые здесь сильно пополнили счета и, надо признать, их победы подтверждаются данными Советской стороны. Порой немецким асам приходилось за один день вылетать в районы Ельни и Севска, скажем. Продолжением этих боев были бои в небе Рогачева, где фронт застопорился до лета 44 года.
Лёгкими для немцев эти бои не были, по меньшей мере в 20 случаях немецкие асы терпели поражения. Сбит был ряд известных асов, но они уцелели: Вюрфель, Шнайдер, Шак, Диттлманн, Вайсс, Хафнер, Айхель-Штрайбер. Очень серьёзно ранен был выдающийся ас JG54 Вильгельм Филипп. Выделим погибших и попавших в плен: Ксавьер Мюллер, Хессель, Кранке, Лотар Май, Шварц, Реппле, Груберт, Хаммер. С одной стороны, вроде бы это не ведущие асы, с другой – тут и так асов было весьма немного. Все выбывшие асы были прекрасными «пожарными», большинство из них победы свои одержали за короткий период, их потеря была очень болезненной.
Описать эти бои можно просто: постоянные схватки немцев с превосходящим противником. Чтобы не лишиться окончательно своих асов, немцам пришлось вырабатывать совершенную тактику, близкую к идеалу. Выражалась она в комбинации внезапных атак по группам сопровождения и бомбардировщикам/штурмовикам и групповых боев, которые шли впоследствии. Немцы применяли здесь массу интересных приёмов, например во время боя вверху всегда была страхующая пара на случай появления подкрепления. Атакам подвергались в первую очередь ведущие Советских пар, поэтому в этих боях выбыл, к сожалению, ряд опытных Советских асов. Если возможности атаковать «Илы» не было, то атаковали только сопровождение, дабы таким образом оставить «Илы» без сопровождения и сделать их уязвимой мишенью уже для других групп истребителей. Активно шли при случае в лобовые, используя мощь фв-190. Словом, немцев было мало, но они были опасны, как никогда. Все победы над их асами достигнуты в жесточайшей борьбе. Вы можете сами прочитать ещё раз в наших исследованиях обстоятельства этих побед и убедиться, насколько сложными они были. Конечно же, тем выше их ценность. Советская сторона могла противопоставить немцам только идеальную работу в группе. Такой работой могли похвастаться, прежде всего, 721 иап, 64 гиап, 4 иап. Эти полки здесь показали себя с самой лучшей стороны.
Курская Дуга.
Итак, переходим к главному сражению 43 года. Сначала скажем, что до начала Курской Дуги тут тоже кое-что происходило. Поначалу просто редкие стычки маленьких групп истребителей, которые, однако, немцам стоили некоторых хороших асов – Зайделя, Бооса, Шварца, также очень глупо погиб видный ас Лебер. Затем начались редкие, но масштабные взаимные удары, которые для немецких асов, как ни странно, прошли гораздо с меньшими потерями, разве что выбыл на долгий срок Танцер. Действительно, советским пилотам отлично удавались именно бои «звено на звено», в масштабных боях немцы с их рациями и отработанной системой взаимодействия звеньев чувствовали себя увереннее. В менее масштабных боях многое решало искусство пилотажа, в чем советским пилотам равных не было, и слетанность звеньев, которая была у Советских пилотов на должном уровне. А вот когда в воздухе оказывались большие формации, периодически возникала суета и несогласованность, чем немцы и пользовались.
Курская Дуга, как известно, включала в себя «Северный фас», где JG51 и JG54 противостояли 16 и 15 ВА, а позже и 1 ВА (бои в небе Ульяново можно рассматривать как часть Воздушной битвы в небе Курска) и «Южный фас», где 17 и 2 ВА, а позже и 5 ВА сражались против JG3 и JG52, а также венгров.
Проявили себя здесь советские части по-разному. 17 ВА проявила себя плохо: выяснилось, что сопровождение «Илов» налажено отвратительно, в первый же день многие группы «Илов» шли на цель без сопровождения, а, учитывая тот фактор, что «Илы» были в основном в варианте одноместном, то они шли на верную смерть. Истребителей здесь не хватало. В общем, после огромных потерь 17 ВА была выведена из боев, пришлось на её смену в срочном порядке дёргать с Кубани 5 ВА. Напротив, 2 ВА оказалась для немцев более «крепким орешком». В отличие от 17 ВА, здесь придерживались тактики работы небольшими формациями «Илов». Сопровождали их намного лучше. Впрочем, здесь были собраны в целом более сильные полки, чем в 17 ВА.
На северном фасе слабее всего себя показала 15 ВА, где тоже были большие проблемы с организацией сопровождения «Илов». Напротив, хорошую организацию показала 1 ВА. 16 ВА выглядела несколько неоднородно, так как её полки были далеко не равнозначны по силе.
Немецкие асы на Дуге понесли большие потери. Мы насчитали 58 случаев их поражений на Дуге. Из них в 35 случаях асы выбыли (гибель, плен, тяжёлое ранение, поставившее крест на карьере), ещё в 7 случаях асы получили тяжёлое ранение и временно выбыли. Это был серьёзнейший удар для немцев. Именно после этого они вынуждены были перейти к «тактике пожарных групп» - элита их асов была выбита в тех боях.
Тяжко пострадала JG54. Она потеряла своего лучшего аса Макса Штотца, также выбыл Зайлер, выдающийся ас и командир II группы. На замену его был выдернут с Запада выдающийся ас Хомут, но и он погиб. Затем погиб и третий командир злополучной группы – Гётц. Сменивший его Новотны был весьма средним командиром. Она же лишилась Шееля, аса, который штамповал победы, как пряники. Пока сам не попал в прицел Ащаулова. Также эскадра потеряла таких хороших асов, как Бремера, Герекке, Хаппача, Хельда…
Но ещё больше пострадала злополучная JG51. Она вообще лишилась большей части своих асов. Выбыли Брендель (правда, не навсегда), Хёфемайер, Рудольф Реш, Йенневайн, Люкке (тоже временно), Танге, Штрассль, Тайманн, Вальтер, Пфалер, Фёрштер… Учитывая, что ещё до начала активных боев на этом направлении она умудрилась растерять кучу талантливых асов, дела этой эскадры выглядели очень плачевно.
На южном фасе всё же было для немцев дело несколько благоприятнее. Хотя и здесь асам доставалось, но в целом тактика JG52 и JG3 была экономнее. Используя практически исключительно резкие, внезапные атаки и избегая любого виражного боя, асы здесь если и терпели поражения, то обычно все же оставались живы. Чуть не потеряла в первый же день JG52 Крупински, одного из своих лучших охотников. Он получил довольно тяжёлое ранение. Мог закончить карьеру и Ралль, который дважды терял самолёт, но сам остался невредим. Потеряны были такие асы, как Штеффен, Хаусвирт, Толль, Хоэнберг(тяжело ранены оба), Лоберг, Кюртен, Люти, Лоцманн. Кроме того, надолго выбыл Шумахер. Но все же эти потери нельзя сравнить с потерями JG54 и JG51, которые лишились ключевых своих асов.
JG3 как-то меньше теряла асов именно безвозвратно. Успешно спаслись с парашюта ми Шлееф, Грюнберг, например, Шютте отделался ранением. Единственной по-настоящему тяжёлой утратой стал плен Эвальда. Неприятна была и потеря Зиблера. И, пожалуй, всё.
Как ни странно, именно эта успешность сыграла с JG3 злую шутку. Её посчитали лучшей эскадрой Востока и сняли в спешном порядке на защиту Рейха. Это было совершенно неудачное решение. JG3 на Западе никаких успехов не добилась и потеряла кучу асов.
Между тем, JG3 никак нельзя назвать лучшей эскадрой. Отсутствие потерь – это не показатель. На самом деле, пилоты её исключали всякий риск, работали с вертикалей, практически не вступали в бои на виражах, а если вступали, то итог чаще всего был плачевен. Да и завышали успехи гораздо больше остальных. Простота этой тактики имела плюсом то, что можно было одержать довольно много побед сравнительно малой кровью. Минусом – что такой тактикой победить было нельзя.
JG52 была эскадрой более максималистичной. Её пилоты не просто атаковали, а избирали целями атак исключительно ведущих советских групп. Они старались выбить в первую очередь именно советских опытных пилотов. После таких атак, заметив, что советские пилоты теряют строй, они могли атаки повторить, а в противном случае выходили из боя. Пилоты JG54 и JG51 в этом смысле были большие максималисты, атаковали и монолитные советские группы, стараясь расчленить их в ходе группового боя. Иногда это им стоило весьма дорого.
Тактика JG52 была наиболее подходящей. Понеся в первый же день ряд потерь, они её скорректировали и в дальнейшем несли потерь меньше.
Ровно наоборот было с JG51 и JG54. Они подготовились хорошо, в первый день провели ряд успешнейших боев, понесли весьма мало потерь, особенно если смотреть по асам, и успокоились, поскольку групповой бой получался замечательно. Однако затем копилась усталость, а советские пилоты действовали всё слаженнее. И потери начали сыпаться, как из рога изобилия. Большинство из них эти эскадры несли в ходе ожесточённых групповых боев благодаря слаженным действиям советских пилотов. Сюда можно отнести поражения Хомута, Гётца, Люкке, Штрассля, Хёфемайера, Штотца, Зайлера, Пфалера, Бремера, Вальтера, Тайманна. Впрочем, некоторые были итогом невнимательности, которая была следствием переутомления. Танге, Йенневайн, Шеель – это, наверное, как раз такие примеры.
Харьков и Киев.
Бои в небе Харькова начались весной 43 года. Данная операция была следствием Сталинградской битвы и оказалась неудачной. Однако в воздухе здесь в этот период не шло особенно жестоких боев. Причина понятная: погода. Здесь в основном действовали новые полки, которые пополнили состав 2 ВА, в которых были в основном новички, однако организация и вооружение было хорошим. Все же в 6 случаях немецкие асы здесь теряли самолёты, в частности потеряли сильного аса Хаммерля, а также таких хороших асов, как Шнайдера и Хюбнера. Потери эти были похожи: небольшие группы советских истребителей, выскакивая из облаков, атаковали немецких охотников. То есть работала немецкая тактика против самих же немцев.
В преддверии Курской Дуги здесь шли бои не самые ожесточённые, по сути сшибки. Большого интереса они не представляют, так как для немецких асов особого урона не несли. Но вот после Курской Битвы здесь сразу же началась четвёртая и решающая битва за Харьков.
Битва эта была не особо долгой, со стороны немцев здесь работали части «пожарных» от JG51 и JG54, орлы Новотны, плюс, конечно же, JG52. Частью этой битвы были и бои в небе Славянска. В ходе этих боев немецкие асы потерпели не менее 10 поражений. Были понесены неприятные потери, например погиб ас JG51 Бранд, погиб ас JG52 Пульс, ас JG54 Бернхард. Хотя они и не относились к ведущим асам, но, учитывая общий дефицит асов, эти потери все же были чувствительны. Главной же бедой стала гибель одного из выдающихся асов JG52 Мельцера.
Затем эти бои перетекли в сражение за Киев. В воздухе немцы на сей раз выглядели абсолютно бледно, отчасти потому, что работавшие здесь Рудорффер, Ланг и иже с ними врали просто безудержно и за этим враньем не делали абсолютно ничего. Во 2 ВА было к тому времени много отличных полков, да и в целом дивизий: так, 256 иад и 8 гиад были в целом отлично организованы. Отметим и 3 гиап. Всё вместе это вело к тому, что немцам здесь было очень непросто. Они понесли весьма существенные потери, причем, как нами отмечено, эти потери не компенсировались успехами. Мы нашли не менее 12 поражений известных асов во время этой битвы. Но важно не количество, а качество. Выбыл, например, лидер JG52 Хайнрих Шмидт, ас экстра-класса. Кроме него, ранения получили видные асы – Герхард Хоффманн и Штерр, погиб сильный ас Курц, погиб один из лидеров JG51 Рудольф Вагнер, причём уже после окончания непосредственно боев за Киев. Вагнер был штучный ас, с его гибелью IV группа разом снизила боеспособность. Отметим ещё гибель аса Финклера.
Теперь посмотрим, что творилось на Донбассе. Здесь шли перманентные бои всю весну 43 года, не то чтобы очень ожесточённые, зато регулярные. Здесь работала 8 ВА, которая не имела аналогов по степени организованности в Советском Союзе. В её составе вовсе не было слабых истребительных полков. Иное дело 17 ВА, которая сильно уступала 8-й.
Бои в этот период времени немцам не стоили особо тяжёлых потерь. А вот румыны потеряли одного из своих лучших на тот момент асов – Полицу.
В июле 43 года здесь закипели уже по-настоящему серьёзные бои и шли до сентября. Немцы не знали, что им делать: сил наличных не было. Румыны ситуацию не могли держать под контролем. Пришлось сюда бросить одну из групп JG3, однако её вскоре сняли с фронта. Взамен прислали III группу JG52. Она ситуацию слегка выправила, но и сама не избежала тяжелых потерь. Основная задача здесь заключалась в борьбе с советскими «Илами», и борьба эта была крайне тяжела, так как сопровождали пилоты 8 ВА штурмовики образцово. Именно при попытках прорыва к штурмовикам немцы несли большинство потерь своих асов на этом участке. Кроме того, нелёгкой оказалась и свободная охота, учитывая внимательность советских пилотов.
JG3 успела здесь потерять трех хороших асов – Мона, Шустера и Дозе. Для JG52 было всё хуже. Погиб Кортс, один из её лучших асов на тот момент, причём как раз во время свободной охоты. Попал в плен после поражения при атаке на «Илы» Хартманн, также уже очень видный ас на тот момент, но чисто случайно смог спастись. Выбыл на долгое время сильный ас Мунц. Выбыл по серьёзному ранению Френцель. Выбыл по ранению навсегда Швинтек, ещё один сильный ас, погибли Меркле, Альбранд, Тимме. В целом мы находим здесь аж 19 случаев поражений немецких асов. Это весьма большая цифра, особенно с учётом того, что в ответ немцы не смогли нанести особо серьёзных потерь советской стороне.
Эти бои перетекли в воздушные бои в небе Днепра. Эти бои шли по всей дуге Днепра, от Мишурина Рога через Запорожье до Мелитополя. Здесь работали 5, 17 и 8 ВА. От немцев работали JG52 и время от времени IV группа JG51, которую мотали по фронту туда-сюда. И вот эти бои были в целом для немцев успешны. Причём всё держалось на кучке уцелевших асов. Это было в прямом смысле сражение немецких асов. Их было немного: Ралль, Хартманн, Бунцек, Крупински, Визе, Тренкель, Облезер, Вагнер, Гайзер. Зато они крутились за всех остальных. Тактика была отработанной: внезапные атаки по ведущим советских групп, которые имели целью снизить здесь количество именно опытных советских пилотов. Неплохо немцы работали и по «Илам». К сожалению, немцам удалось достигнуть своей цели, было выбито много видных советских асов… В основном страдала 17 ВА. 8 ВА была более приспособленной, хотя и она не избежала серьёзных потерь.
Бои эти продолжались и зимой 44 года, правда уже с меньшим напряжением. Асы немцев и румын за эти бои потерпели 14 поражений. В целом, хотя эти бои они безусловно могут занести себе в актив, были и тяжёлые потери. Особенно отметим тяжёлое ранение Петерманна и Тренкеля, гибель Бунцека и, пожалуй, гибель перспективного аса Эберхардта. Хотя это и немного, но, если учесть, что тут вообще асов можно было пересчитать по пальцам, все же результат хороший.
Для нашего разбора за 43 год осталась только битва за Кубань. Бои за Керчь мы рассмотрим в следующей части. Битва за Кубань считается крупнейшим воздушным сражением Великой Отечественной, причём в основном бои шли именно между истребителями. Оценки её разнятся. В Советское время на основе отчётов и воспоминаний, коих осталось множество, эту битву считали крупнейшей победой советских ВВС. Именно Кубань, а не Курская Дуга считалась той битвой, в которой немецкие истребители понесли основные потери. Позже, с открытием немецких архивов, исследователи, наоборот, отмечали огромный оверклайм со стороны Советских пилотов, отмечали огромные потери советских ВВС и оценивали итоги битвы крайне негативно. Обе точки зрения неправильны.
Прежде всего, отметим, что бои в Туапсе плавно перетекли в бои на Кубани. «Горячая» часть их была, действительно, в апреле, мае и в начале июня, но и до этого здесь шли бои достаточно серьёзные. Немецкие асы в них потеряли 14 самолетов, причём не добились каких-то выдающихся успехов. А среди потерь есть крайне неприятные: так, были сбиты Храбак, Гриславски, Штайнхофф, но они уцелели. Меньше повезло таким сильным асам, как Денк, Немитц, Киворра, Вальц. Все они погибли.
В ходе «горячей» стадии немецкие асы (а также их союзников) потерпели не менее 26 поражений. Причём данные явно не полные. Из них особо тяжкими были потери Митига, Хаберды, Ритценбергера, Гляйсснера, Мирхе, Смиатека, Дадда. Многие другие асы (Петерманн, Эттель, Крупински, Облезер) поражения имели, но уцелели. Если смотреть общие итоги по ущербу, то они действительно не самые тяжёлые для немцев. Так, в боях в июле и августе в небе Донбасса, где масштабы были несравнимы, немцы добились в разы меньших успехов, а потери их асов были, пожалуй, более серьёзные. Отметим, что ряд потерь асов немцы понесли уже в июне, когда бои пошли на спад. В целом эти бои немцы действительно могут занести в актив.
Затем бои здесь до самой керченской операции были в режиме редких схваток. Однако же в них советские пилоты выглядели вполне достойно. Хотя немцы и держали здесь всего одну группу JG52. С июня до ноября 43 года немецкие асы потерпели здесь 10 поражений. Выбыли такие асы, как Кваст (безусловно, это главная потеря немцев за этот период), Леманн, Куттенбергер.
Мы видим любопытный момент: в горячую стадию битвы в небе Кубани немцы значительно превосходили советских пилотов, но в другие периоды это превосходство не ощущалось. Объяснение этому, конечно же, есть. Зимой и весной здесь работали отличные советские авиаполки – 979, 42 гиап, 40 гиап, конечно же 6 гиап ВВС ЧФ. Эти полки, имевшие в составе ряд мощных, опытных асов, были для немцев опаснейшим противником.
Перед началом основных боев здесь появился 3 ИАК. На тот момент он включал в себя пилотов, большинство из которых опыта боевых действий не имело, хотя база была хорошая. 42 гиап был как раз на отдыхе, 40 гиап и вовсе покинул этот фронт. Основные потери понесли именно пилоты 3 ИАК. Напрасными эти потери не были: выжившие набрались опыта, и в итоге 3 ИАК стал мощной силой Советских ВВС. Но опыт этот достигался в страшных боях, в которых мало кто из будущих асов избежал поражений…
А когда здесь появился в июне 3 гиап, ещё один элитный полк, то потери немецких асов враз выросли снова. Потому что 3 гиап был прекрасным, отлично организованным полком. Вдобавок и 42 гиап, и 3 гиап, и 979 иап, и пилоты ЧФ не были склонны завышать свои успехи. Они и так были у этих полков велики. В отличие от пилотов 3 ИАК в тот период. Позже 3 ИАК оценивал свои успехи гораздо точнее. Причина тут тоже есть: частично из-за отсутствия опыта, часто казалось, что победа одержана там, где её нет. Частично из-за формального подхода к подтверждению побед со стороны наземных наблюдателей. Частично, наверное, и для поднятия боевого духа, обидно же видеть только поражения. Пилот достойно провел бой – получает на счёт засчитанный самолёт.
Тактика немцев была все та же – внезапные, резкие атаки. Плюсом для них было то, что недостатка в самолётах они ещё не испытывали и могли работать с позиции силы. Кстати, завышали они свои успехи тоже значительно, особенно JG3. Что до JG52, то любителям люфтваффе не мешает напомнить, что из лучших асов Кубани выбыли в 43 году Кваст, Хаберда, Шумахер (фактически), Хаусвирт, Кортс, Митиг, Петерманн… Так что на любого сильного аса находились более сильные асы в Советском Союзе.
Если подытожить, то мы видим, что для немецких асов 43 год стал очень тяжёлым. Сравнивая южную и северную часть России, мы все же должны признать, что «северяне» (JG54) и «центральники» (JG51) всё же пострадали сильнее «южан» (JG3 и JG52). Однако, чем меньше у немцев оставалось асов, тем они были опаснее и искуснее. Асы того периода не идут ни в какое сравнение с асами 41 и даже 43 года. Это уже не авантюрные Остеманны и не «гонщики за тенью» Графы. Тактика немцев достигла идеала, и победы Советских асов – это, в свою очередь, идеальные бои.
Если мы сравним, скажем, Ржевское небо с Курской Дугой и Кубань с Сталинградом в плане действий и особенно потерь немецких асов, то мы увидим большую разницу. Вот Вайссманн, например: опытный ас, ас реально сильный, но ввязался в горизонтальный бой с большой группой ЛаГГов. Итог – минус ас. Так же увлёкся Кванте или, например, Леппла. А вспомним гибель Зайлера, Эккерле, Штайнбатца. В небе Сталинграда немцы имели полный перевес, могли диктовать свои условия боя, действовать, как им удобно, но потери несли катастрофические. В ряде случаев даже пиковые грубо ошибались. Только JG77 действовала идеально.
К 43 году уже всё люфтваффе действовало, как JG77. Разумные атаки, без риска, точно рассчитанные, бои, расписанные, как по нотам. Конечно же, такие асы были более опасным противником. Не забудем ещё, что и Советская техника улучшалась, новые советские истребители не уступали бф-109 по многим показателям. В общем, бои вышли на новый уровень по своему качеству.
Стоит заметить ещё вот что, прежде чем мы перейдём в 44 год. В 41 и 42 году мы сталкивались с массовыми приписками со стороны немцев. В 43 году такие случаи тоже были. Рудорффер, Ланг, Новотны, Филипп, пилоты JG3 (не все), но в целом все же и в небе Курска, и в небе Южной Украины, и даже в небе Кубани немцы сохраняли объективность. В 44 году от этой объективности остались жалкие воспоминания: чем немцам было хуже, тем больше они прятались за бумажные успехи. В 43 году это были большей частью опасные, жёсткие враги, бои с которыми требовали от советских пилотов полного напряжения сил.
44 год.
В 44 году основными боями были следующие, если перечислять с Севера на Юг.
В небе Ленинграда боев почти не было до лета, когда началась Выборгская операция, крупнейшее сражение финских и советских пилотов, которым помогала II группа JG54.
В небе Пскова в первой половине года шли редкие бои. В августе они уже перекинулись на Эстонию. Немцы здесь были представлены столь малыми силами (основные силы JG54 были заняты южнее), что приходилось задачи истребителей перекладывать на штурмовые части.
В небе Белоруссии шли время от времени бои зимой и весной, бои, впрочем, не частые. Летом здесь началась масштабная операция «Багратион», которая переросла в бои по трём направлениям – Пруссия, Варшава и Латвия. Накал воздушных боев был на каждом направлении разный: в Латвии шли жестокие бои, здесь немцы всё ещё могли собрать достаточные силы в воздухе для сопротивления. Эти бои продолжались и в 45 году, хотя уже с гораздо меньшим накалом. В Пруссии бои шли до самого конца Войны, накал их был также велик. А вот Насельское направление явно «проседало». Здесь немцы не могли собрать достаточные силы для сопротивления советской авиации и несли большие потери, не добиваясь значимых успехов.
Бои на Северной Украине шли зимой 44 года в районе преимущественно Винницы и Корсуня. Затем была Хмельницкая операция, которая не сопровождалась массовыми воздушными боями. У немцев здесь попросту не хватало асов, а 2 ВА работала очень мощно. Перманентные воздушные бои шли здесь до июля, а в июле завязалось сражение в небе Львова и Ковеля: недолгое, но масштабное воздушное побоище. В августе шла Сандомирская операция, которая сопровождалась воздушными боями, однако не особо жестокими. К осени это направление окончательно стало «спящим».
На юге Украины серьёзные воздушные бои шли в небе Ясс в конце мая и начале июня, до этого в небе Молдовы бои шли, но весьма редкие, в режиме стычек. После Ясс на этом участке воздушные бои всё лето практически не велись. С осени начались бои в небе Венгрии. Это было масштабное сражение, которое продолжалось и в 45 году и впоследствии перетекло в бои в небе Австрии.
Наконец, упомянем Крым. Освобождение его шло с двух сторон – со стороны Керчи и со стороны Сиваша. В небе Керчи бои шли с ноября 42 года всю зиму, а затем продолжались и весной, но в то время основные бои уже шли в районе Севастополя. В мае эти бои закончились, освободилось две сильные советские воздушные армии, которые усилили другие фронты.
Итак, начнём с боев за Выборг. Как мы уже писали, это было единственное большое воздушное сражение Войны, в котором участвовали финны. Здесь же воевала II группа JG54, которая, несмотря на то, что в её составе было совсем немного асов, превзошла в успехах финнов. Бои здесь в основном носили характер отражения ударов советских ВВС, часто были масштабными и довольно продолжительными, так как финны охотно шли в такие бои. Будучи хорошими пилотажниками, они достойно выглядели в этих боях. Если бы, конечно, не их безудержное вранье, то их можно было бы назвать хорошими асами.
Потерь они понесли много. 16 раз их асы теряли свои самолёты, а в 9 случаях выбыли и сами. Немецкие асы потерпели 6 поражений, однако почти все они были болезненные. Выбыл, например, Гроллмус, один из ведущих асов на этом направлении, на которого явно возлагались большие надежды. В самом начале боев выбыл, пусть и не навсегда, Хайнцеллер, ещё один сильный ас, и в боях этих не участвовал. Выбыли хорошие асы Алоэ и Фрэдих. Отметим, что потери немцев в целом известны отрывочно, наверняка их было намного больше. Но и то, что есть, впечатляет. Эти потери существенно снизили боеспособность II группы.
Псковское направление, как выше упоминалось, не сопровождалось особенными боями, как и бои на Эстонском направлении. Нам известно всего 7 поражений немецких асов на этом направлении, однако именно, что известно: их, конечно, было намного больше. Ведь это в основном потери личного состава. А они внушительные: гибель Зигфрида Шнелля, выдающегося аса и командира, гибель Альбина Вольфа. Обе потери были для немцев невосполнимы, особенно Вольфа, который был штучным воздушным пожарным. Сбит и ранен был видный ас Коллер. Погибли Брюхер, Грат, Эрленкэмпер. Эти асы не относились к числу элиты, но всё же их потери тоже были весьма болезненными. Особенно потому, что, в свою очередь, немцы на этом направлении особо ничем похвастаться не могли.
Обратимся к боям в небе Белоруссии зимой и весной 44 года. Как выше сказано, бои здесь шли нечасто, но, хотя в целом JG51 здесь работала неплохо, серьёзных неприятностей 16 ВА принести не могла, просто по причине нехватки асов. Как мы помним, большинство её асов остались навсегда в 43 году. В тот период истребление её асов продолжалось. Мы находим 10 случаев поражений немецких асов на этом направлении. И это, конечно же, далеко не предел, поскольку, опять же, документы сохранились отрывочно. И, если Хафнер, Айхель-Штрайбер, Шак и Брендель, то есть все четверо её лучших асов на тот момент, хотя и были сбиты, но успешно спаслись, то Вюрфель, Диттлманн и Таучер выбыли в боях. А эти асы относились к элите. В итоге к операции «багратион» эскадра подошла в совсем куцем составе по асам. Из эскадры ещё и выдернули отличного аса Вебера на запад, где он тут же и погиб. Вопрос на засыпку либералам: вы говорите, что советское руководство допускало массу ошибок. А как оценить немецкое авиационное руководство?
Операция «Багратион» отличается от Курской и Сталинградской тем, что, если на земле кипели масштабные бои, то в небе бои не отличались подобной масштабностью. Немцы попросту потеряли небо Белоруссии. Крыть им было нечем, эскадра JG51 была обескровлена, в ходе операции она лишилась почти всех самолётов даже не в боях – пришлось бросить все самолёты, которые нуждались даже в малом ремонте. Асы её в ходе боев здесь и в небе Литвы, что было сопряженными боями, потерпели всего 10 поражений. Потому что и асов-то почти не осталось. Ещё разок сбили Хафнера, Бренделя, чуть не пропал в плен Лайе. Остальным повезло меньше. Погибли Люддекке, Тиль (оба от огня ЗА), Йоханнес Бернхард, ас-штурмовик, Баузубер, Цоуфал, выбыл по ранению Вефер, попал в плен Хаала, выдающийся ас IV группы JG54. Все эти потери были очень болезненные.
Если в целом смотреть эти бои, то мы видим, что JG51 так и продолжала вести групповые бои, отражать налеты «Илов», вести бои с большими группами истребителей. Заодно летала на штурмовку. В этих боях JG51 не было равных, но ведь и советские истребители вели такие бои отлично. Поэтому JG51 продолжала рисковать. И продолжала нести большие потери. К концу лета эта эскадра осталась почти без самолётов и без большинства асов. Воспитать новых асов за короткий период, что отлично вышло у JG54, у JG51 не вышло. Причина, кажется, в том, что она снова воевала на бф-109, плохо пригодным для таких боев. И на нем только опытные асы могли в таких боях добиваться успехов. Только «штабной отряд» воевал на фв-190.
Далее, как выше было сказано, наступление пошло по трём направлениям. Хуже всего для немцев обстояло дело на Варшавском направлении, где их ВВС были представлены наименее боеспособными подразделениями, которые в августовских боях потеряли большинство своих самолетов. Выбывали один за другим и лучшие асы этих групп. Дважды был сбит Шпёте за один день, после чего охота продолжать воевать здесь у него отпала. Сбит и серьёзно ранен был выдающийся ас Фёхтель. Сбит и попал в плен, правда смог бежать, Баройтер, погиб Хартрампф, ранены Лёффлер, Ноакк, Май… Словом, в этих боях немцы выглядели максимально слабо, учитывая, что здесь работали сразу две очень хорошие Воздушные Армии – 4 и 16.
Но, если Польское небо Советские пилоты полностью контролировали, то за небо Пруссии они держались до последнего, и бои здесь шли почти до конца Войны. Сюда даже кидали I группу JG52 на помощь JG51. Немцы здесь отчаянно сопротивлялись. За 44 и 45 год нам известно про поражения всего 14 их асов на этом участке, но данные, конечно, очень неполные, да и самих этих асов было крайне мало. А потери были тяжкие. Осенью 44 года погиб Хафнер, лучший ас JG51. Самый толковый ас I группы JG51 за короткий срок сбит 5 раз и, хотя уцелел, но после этого стал летать меньше. В 45 году сбит и тяжело ранен Шак. Погибли в 45 году Аугуст Мюллер, Хюбнер, Штайникке, выбыли Небель и Штробель. При всем этом, бои эти для пилотов 1 ВА простыми не были, немцы отчаянно сопротивлялись.
Особняком стоят бои в Латвии. Здесь немцы не испытывали больших проблем с матчастью: здесь работала JG54, укомплектованная достаточным количеством авиации, сюда «залетали» и пилоты JG51, плюс вполне грамотно работала SG3, помогая JG54 в воздушных боях. Действующие здесь 15 и 3 ВА далеко не всегда могли похвастаться идеально отлаженным взаимодействием «Илов» и истребителей сопровождения, с этим проблемы были, чем немцы и пользовались. Со своей стороны, пилоты JG54, уцелевшие к тому времени, и многочисленная «молодая поросль» асов, которых удалось эскадре подготовить в краткий период времени, были сильны именно в борьбе против «Илов». Словом, это было именно то направление, где у немцев проблем не было ни с количеством самолетов, ни с качеством личного состава.
Бои эти известны отрывочно, а про 45 год так и вообще почти ничего мы не знаем. Документы JG54 за 45 год совершенно не сохранились. Но нам известно о 22 поражениях немецких асов на этом направлении. Почти все эти поражения понесены в ходе ожесточённых групповых боев. Бои эти, в свою очередь, шли во время отражения налетов Советской авиации.
Здесь погиб целый ряд выдающихся асов. Ещё в августе эскадра лишилась своего лидера на тот момент – Адемайта, в конце года выбыл ещё один выдающийся ас – Вернике, в 45 году – Киттель, лучший из лучших. Помимо них, погибли Хэнляйн, Барц, Буссе, Халлер, Вельш, Талер, Зееферс, ранены Цик, Вильгельм Филипп, фатально ранены Гэртнер и Крошински, попал в плен Кремерс. Сбит, но уцелел, Хуго Брох. Потеря каждого из этих асов сильно била по боеспособности эскадры. Добавим сюда ещё ранение Айзенаха, не связанное с работой в небе. Но благодаря «молодой шпане», которая уцелела в боях, и некоторых «старичков», которых в эскадре осталось больше, чем в той же JG51, эскадра эта до самого конца сохраняла боеспособность и была достойным противником.
Переходим к зимним и весенним боям в небе Северо-Западной Украины. Бои эти имели связь с Винницкой и Проскуровской операцией, в них участвовали JG52 и JG51, однако в целом силы немцев здесь были ограниченные, поэтому и бои эти не были особо масштабными. Если на «северной половине» Советско-германского фронта немцы мало вели свободную охоту, то здесь именно свободная охота была основой их действий. Тактика их сводилась к атакам с вертикали. Однако против 2 ВА она работала с большим скрипом: полки этой Воздушной Армии были весьма хорошо подготовлены, пилоты были внимательны, и зачастую успевали «поймать» немцев во время этих атак. Немецкие асы потерпели здесь 13 поражений, ещё два их незадачливые союзники венгры. Последние потеряли тут своего лучшего аса Кеньереша. Именно во время неудачных внезапных атак погибли видные асы JG51 Фрибель и Хайманн. Кроме того, был ранен в бою и выбыл на некоторое время Кальден. Самой же тяжёлой потерей была гибель выдающегося аса IV группы Гайзера. Отметим также плен Хольца, который не связан с действиями Советских асов. После таких потерь IV группа, бывшая в 43 году чуть ли не лучшим «пожарным объединением», потеряла силу как мощная тактическая единица.
Кроме них, выбыли Дреккер, Бартош, Бек, Бреннер, Флюгге, тоже асы хорошие.
JG52 потеряла здесь сильного аса Даммерса, также погиб Оберхофер. Отделалась, что называется, меньшей кровью, но ведь тут и асов её можно было посчитать по пальцам. Бои эти стоит признать для советской стороны очень удачными, во 2 ВА грамотно сопровождали «Илы» и хорошо работали в группе.
В июле грянули недолгие, но довольно ожесточённые бои в небе Львова и Ковеля. В этих боях с Советской Стороны принимали участие 2, 16 и 8 ВА. Немцы пригнали сюда две группы JG52, а также подразделения JG51, 54 и даже JG11. Бои были сложные для них, хотя нелёгкие и для советской стороны. В целом, советские пилоты вели бои очень хорошо, исключая некоторые случаи, о которых поговорим позже. У немцев асов, способных создать советским пилотам ощутимые трудности, не хватало. А эти бои ещё сильнее проредили их ряды. За отсутствием реальных успехов немцы сильно завышали результаты в ходе этих боев.
Немецкие асы потерпели здесь не менее 14 поражений. Самым серьезным из них было тяжёлое ранение Вольфрума, после которого он надолго выбыл. Вольфрум был выдающийся ас, и эта потеря была невосполнима, успехи немцев разом после этого упали. Досталось здесь и другим видным асам – Батц, Липферт, Хафнер были сбиты, но без серьёзных для них последствий. Ранен был Хаас. Погибли два аса из IV группы JG54 – Деттера и фон Олен, а, учитывая, что в этой группе асов было немного, эти потери сильно снизили её боеспособность. Погиб также сильный ас штурмовик Пресс. Выбыли такие хорошие асы, как Люнебург, Пухбергер, Пройссгер, Рудольф Хоффманн, Вендт.
Следующий этап – Сандомирская операция, который I и III группы JG52 откровенно провалили. Они скатились в самое наглое вранье. Известно мало, сколько асов в её ходе терпели поражения, но по кое-каким данным, весьма часто, даже Хартманн был сбит дважды, Шалль четырежды. Известно доподлинно, что в её ходе тяжело ранен Антон Реш, также Рудольф Вальтер, последний выбыл, погибли Брахмайер, Вештер, Буххайт. Вроде это и немного, но, опять же, вспомним контекст этих боев.
Перейдём к Молдавии и Яссам. Конечно же, основные бои здесь шли в конце мая и начале июня, но и до этого было много всего интересного. Здесь поначалу работали румынские истребители, SG10, которая использовалась и как истребительная сила, часть JG52, IV группа JG54. Постепенно сюда перетаскивались силы из Крыма, весьма потрепанные. Немцы к тому времени уже перестали соблюдать пунктуальность в подсчёте побед. Это, конечно, показывало, что успехи их были «так себе».
До того, как грянули большие бои за Яссы, немцы уже потеряли таких асов, как Плюккер и Визе, последний был серьезно ранен. Оба были весьма серьёзными боевыми единицами.
Бои в небе Ясс интересны тем, что это был «бенефис Кобр» - большинство боев вели именно эти самолёты. У немцев здесь скопились все ведущие на тот момент асы JG52, но реально значимых успехов добился лишь Вольфрум, который демонстрировал огромное умение. Тактика его представляла серии коротких и результативных ударов, причём часто он выбирал целью ведущих советских групп и никогда не останавливался после одной атаки. Более простая тактика остальных асов, заключавшаяся во внезапных атаках, давала сбои. Как истребители здесь работали и пилоты SG2. Каждая победа давалась немцам с трудом, советские истребители грамотно опекали штурмовики. Сами советские истребители весьма грамотно страховали друг друга, кроме того и сами применяли тактику свободной охоты. В небе Ясс несколько раз опытные немецкие асы страдали именно от внезапных атак советских охотников. Радужные доклады Хартманна и Батца об успехах никакого основания под собой не имели.
Немцы понесли тут ряд тяжких потерь. JG52 надолго лишилась своего лидера – Баркхорна. Погиб Шумахер, Хане, тяжело ранен и более не воевал Нордманн. SG2 потеряла Блекманна, своего выдающегося аса. Всего здесь зафиксировано 6 поражений немецких асов.
После Ясс здесь особо серьёзных боев не шло, дело в основном сводилось к действиям охотников, причём обоюдных. Успехи, однако, были: тяжело ранен Захсенберг, ранен Фённекольд, сбит румынский ас Дырджан.
Осенью начались бои в небе Венгрии, которые в 45 году перетекли в бои в небе Австрии, закончились они лишь в апреле 45 года. Пожалуй, наряду с Латвией, это было единственное направление, где немцы имели достаточно сил в небе, чтобы противостоять Советским пилотам. Можно, конечно, ещё вспомнить Выборг, где действовали финны.
Здесь работали части JG52, также здесь очутилась JG53, которая с 42 года на Востоке не появлялась, и III группа JG51, которая долго находилась на Западе. Чуть севернее, в небе Словакии и Чехии, работали ещё одни «старые знакомцы» - JG77, правда бои здесь не отличались особым накалом. Чего не сказать про Венгрию и Австрию. Кроме того, за немцев здесь воевали венгерские истребители.
С количеством был полный порядок, но, если в Латвии качество немецких пилотов было на высоком уровне, то здесь этого сказать нельзя. «Пиковые» были далеко не те, что в 42 году, в основном здесь были новички. JG77 тоже понесла большие потери. У JG52 асы были, но их было не слишком много, и на каждого выпадала повышенная нагрузка.
Тем не менее, бои были нелёгкие. В отличие от Латвии, где бои носили характер массовых схваток, здесь обе стороны применяли тактику малых групп, внезапных атак, даже при групповом бое действовали обычно резко и неожиданно, не стараясь «перевиражить» друг друга. Советские пилоты переняли немецкую систему, и их самолёты для этого теперь вполне годились.
В ходе этих боев найдено 25 случаев поражений немецких асов и ещё 4 – венгров. Само собой, это далеко не всё: информации мало. Но и эта цифра впечатляет. В ходе этих боев поражения терпели почти все лучшие асы JG52 - и Батц, и Дюттманн, и Липферт, и Эвальд, последние по два раза каждый. Погиб сильный ас Хаас. JG51 лишилась Таубенбергера, Раммельта, Цимма. Выбыл навсегда лучший на тот момент ас Венгрии Дебродь. Особенно, конечно, страдал немецкий «средний слой» асов.
Осталось рассмотреть бои в небе Керчи и Крыма. В небе Керчи сражались в основном пилоты II группы JG52 и пилоты SG2 против 4 ВА и пилотов ВВС ЧФ. Эти бои прекрасно описал Марченко. Практически это были бои равных противников, очень хорошо себя показали 42 гиап, 57 гиап, 66 иап. Мы нашли 17 случаев поражений немецких и хорватских асов на этом участке фронта. Безвозвратно выбывших асов, правда, было немного, но здесь и в принципе было немного топовых немецких асов. Главной потерей было тяжёлое ранение Эллендта, фактически поставившее крест на его карьере. Других безвозвратных потерь значимых асов здесь не было, но в целом бои, как видим, были для них тяжелые. Конечно же, стоит отметить одно важное качество пилотов JG52: они умели даже в тяжёлых ситуациях спасать свой самолёт и свою жизнь. Ведь и у Ралля, и у Липферта, и у Баркхорна, и у Вольфрума, и у Дюттманна, и у Тренкеля были ситуации, когда они были на грани гибели, но все же спаслись в итоге. Пилоты JG51 и JG54 как-то реже спасались в таких ситуациях. Не зря же и профессиональных спортсменов оценивают не только по результативности, но и по умению избегать травм.
Наконец, рассмотрим бои за Сиваш и Севастополь. Действующие лица с немецкой стороны были те же, а с Советской – 8 ВА. Бои эти шли весной 44 года, они были довольно ожесточённые, немцы придерживались тактики атак с вертикали, своей излюбленной тактики. Но в тех случаях, когда удавалось втянуть немцев в групповой бой, они часто несли потери. Об этих боях и Липферт, и Вольфрум пишут, как об очень трудных. Оба аса были сбиты в ходе этих боев, Вольфрум ранен, был сбит и Баркхорн, не менее трех раз – Дюттманн, после чего решил на время покинуть фронт. Всего зафиксировано 13 побед над немецкими асами, но по личному составу потерь было немного. Отметим разве что гибель Классена, ранения Билфингера и Кра, тяжёлое ранение Дуковаца. Все же потери советских асов, и это надо признать честно, в ходе этой операции были существеннее, причина, конечно же, в том, что немцы старались атаковать внезапно, а советские пилоты ещё не получили здесь достаточно самолётов новейшего типа, которые могли бы тягаться на вертикали с немцами. Основу авиапарка 8 ВА составляли «Яки», которые показали по итогам этой битвы, что нуждаются в модернизации.
Если подвести итоги боев 44 года, часть из которых продолжались и в 45 году, то мы видим, что для немцев были самыми проблемными участками Белоруссия, Варшава, Волынь, Сандомир. Здесь перевес советских асов был очевиден. На остальных участках немцы оказывали ожесточённое сопротивление.
Тактика JG54 оказалась более эффективной в борьбе с «Илами», но более затратной, более опасной, стоила им тяжёлых потерь. Тактика JG52 была менее губительна для их асов, но и менее эффективна, и, если в небе Латвии и Финляндии ни один вылет советских штурмовиков не проходил без боев, то на юге немецкие истребители обычно не представляли большой проблемы для штурмовиков.