Найти в Дзене
KapToMaHT

Этнические карты Уральской области по городам и сельсоветам, часть 4: северные этносы

Ссылка на все ресурсы. Оригиналы изображений с полным размером и (если есть) без вотермарок доступны на Бусти за две недели до выхода новой работы. Четвёртая и последняя часть. Здесь мы рассмотрим оставшиеся 6 этносов, живших в основном на севере Уральской области, как и в предыдущей части, последовательность идёт не по численности. Напоминаю, здесь будет представлена детализация расселения отдельных этносов без базовой, окружной и районной аналитик, которые уже были при анализе Уральской области по районам здесь и в других частях. Рассмотрим точечно важные и интересные места, соотнесём с районным обзором и иногда с современным положением, не более. Пермяки, они же сегодня коми-пермяки, являются из сегодняшнего списка самым крупным этносом и третьим среди всех этносов региона. Их расселение довольно похожее на сегодняшнее, костяк жил в Коми-Пермяцком округе, который позже получит статус национального и доживёт до 21 века. При этом, есть сельсовет с их большинством и южнее, в Пермском о

Ссылка на все ресурсы.

Оригиналы изображений с полным размером и (если есть) без вотермарок доступны на Бусти за две недели до выхода новой работы.

Четвёртая и последняя часть. Здесь мы рассмотрим оставшиеся 6 этносов, живших в основном на севере Уральской области, как и в предыдущей части, последовательность идёт не по численности. Напоминаю, здесь будет представлена детализация расселения отдельных этносов без базовой, окружной и районной аналитик, которые уже были при анализе Уральской области по районам здесь и в других частях. Рассмотрим точечно важные и интересные места, соотнесём с районным обзором и иногда с современным положением, не более.

Пермяки, они же сегодня коми-пермяки, являются из сегодняшнего списка самым крупным этносом и третьим среди всех этносов региона. Их расселение довольно похожее на сегодняшнее, костяк жил в Коми-Пермяцком округе, который позже получит статус национального и доживёт до 21 века. При этом, есть сельсовет с их большинством и южнее, в Пермском округе, его с сельсоветом западнее также включат в Коми-Пермяцкий округ позднее.

В соседнем, Верхнекамском округе, мы видим несколько обособленную от пермяков общность язьвинцев, у которых было буквально два сельсовета, а также один смешанный. Небольшие доли южнее, это уже приехавшие на работы в растущие как на дрожжах заводские посёлки. На другой стороне Урала, в Нижнетагильском округе, мы также видим точечное присутствие коми по тем же причинам.

-2

Следующими рассмотрим остяков, они же ханты. В целом, расселение очень похоже на то, что мы видим на исторических этнических картах. Остяки населяли большую часть севера Тобольского округа, доли падали там, где уже была цепь русских поселений по реке Иртыш до Остяко-Вогульска (ныне Ханты-Мансийск) и вокруг него. Но на тот момент были видны доли в сельсоветах и южнее, в том же Уватском районе.

Присутствие же в Нижнетагильском округе необъяснимо. У меня есть предположение, что остяков в этом округе перепутали с вогулами, но последние там также в небольшом количестве были учтены, поэтому реально сказать сложно.

-3

Теперь взглянем на зырян, они же коми-зыряне или просто коми сегодня. В первую очередь, хорошо видно присутствие зауральских зырян на севере Тобольского округа. Это коми-ижемцы, которые переселились на данные земли во второй половине 19-го века.

Примерно в похожее время, в основном именно зырянами, были основаны поселения в Тюменском округе, некоторые из которые ещё живут и сохраняют в себе население с самосознанием зырян.

Зыряне в округах близ Уральских гор, это снова приехавшие, остались они там и были ассимилированы или уехали позднее, мне неизвестно, но сегодня их там нет. Небольшая доля в одном из сельсоветов Ныробского района Верхнекамского округа вполне может быть и с жившими там давно зырянами, т. к. это приграничная с их автономией территория.

-4

Самоедами по переписи 1926 года были в основном все самоедские народы. Но в подробных источниках есть внутреннее деление самоедов, потому из них можно извлечь селькупов, а другие самоедские народы жили восточнее. Поэтому, на данной карте представлены исключительно ненцы.

Видно, что из-за особенности деления на тот момент, самоеды жили вплоть до Сургута, но на самом деле, будущие границы ЯНАО в этом месте были построены довольно точно, самоеды кочевали в основном на севере этого сельсовета. В тоже время, на западе близ Обдорска (ныне Салехард), самоедов почти нет. Там и сегодня живут в основном остяки и зыряне, но условная этнограница между ними несколько сдвинулась.

-5

Следующими на очереди идут вогулы, они же манси. Также как и у остяков, у вогулов расселение вполне отвечает этническим картам, которые их отображали. Нет ещё Советского района ХМАО, который будет динамично развиваться за счёт приезжих и разделит расселение вогулов на две части.

Собственно, мы видим вогулов в одном из сельсоветов Нижнетагильского округа, о чём я и говорил. В тоже время, при довольно неоспоримо известной информации, что вогулы были и на севере округа - здесь их нет, что скорее всего говорит о том, что их учитывали в сельсоветах севернее, при том что вогулы были тогда кочевым этносом.

Ещё одна точка, привлекающая внимание - вогулы Тавдинского района Ирбитского округа. Там было село Большие Чандыри, которое под названием просто Чандыри опустело к началу 21 века. Остальные селения были смешанные, но интересно, что в округе были вогулы, которые перешли на татарский язык, переняли ислам и уже учитывались как татары. Это село Илено-Вогульские Юрты Еланского района, которое сегодня называется просто Юрты и существует как маленькое село.

-6

Последними в области у нас остались остяцкие самоеды, они же селькупы сегодня. Но много информации из-за особенности деления на тот момент нам не извлечь. Расселение остяцких самоедов не совсем похоже на сегодняшнее, т. к. мы здесь не видим их на севере Сургутского района. Но тут скорее всего это связано с тем, что на момент переписи, они кочевали несколько севернее.

Как-то так.

Надеюсь вам понравилась статья. Отслеживать выход статей легче в моём телеграм-канале, в котором всегда будет прямая ссылка на полную версию. Из-за множества площадок публикации контента, отвечаю на вопросы в основном там.

Выражаю особую благодарность Михаилу Балабану, Дмитрию Щербакову, kakomizli и Вламимиру Любимцеву за поддержку на Бусти. Увидеть оригиналы работ, отдельные замечания и многое другое, а также просто поддержать меня, можно с помощью подписки на сервисе бусти.

Спасибо