Найти в Дзене
PROАвто

Дефицит и цены. Автозапчасти в 2025 году.

Оглавление

В 2025 году россияне могут столкнуться с трудностями при ремонте и обслуживании автомобилей. Вторичные санкции, проблемы с логистикой и платежами препятствуют своевременному появлению на рынке автозапчастей.

Многие автолюбители уже ощутили нехватку оригинальных запчастей в начале 2025 года. Предложение по фирменным позициям для европейских, японских, американских и корейских моделей сокращается, а на смену им приходят в основном китайские аналоги.

Обходные пути, по которым раньше поставлялись комплектующие, частично закрываются, что усложняет логистику и влияет на стоимость товаров. Представители отрасли рассказали Autonews.ru о трудностях, с которыми столкнулись автосервисы и продавцы запчастей.

Ситуация с поставками

По состоянию на начало 2025 года проблема с поставками автозапчастей в Россию всё ещё не решена. Некоторые позиции всё ещё в дефиците или отсутствуют. Однако с расходными материалами, используемыми при плановом техническом обслуживании, ситуация лучше.

«С момента разрешения параллельного импорта запчастей западных производителей в Россию прошло почти три года, но сроки поставок всё ещё не стабилизировались», — комментирует Максим Давиденко, руководитель отдела развития дополнительных продуктов ГК «Альфа-Лизинг».

Специалист отмечает, что на поставки запчастей негативно влияют несколько факторов:

  • периодическое введение новых санкций;
  • колебания курса рубля;
  • опасения вторичных санкций со стороны зарубежных компаний в странах-транзитёрах.

По словам Давиденко, всё это усложняет, удлиняет и делает более дорогим путь запчастей к российским автовладельцам.

Татьяна Овчинникова, директор сети автосервисов Fit Service, работающих по франшизе, считает, что в ближайшем будущем ситуация может ухудшиться. Однако на данный момент, по её словам, дефицита автомобильных компонентов нет. Владельцы автомобилей могут найти и купить практически любые запчасти для популярных марок.

Специалист связывает новые вызовы с высокой ключевой ставкой, установленной Центральным банком.

«Из-за роста стоимости кредитов мы ожидаем, что некоторые производители запчастей не смогут выполнить свои заказы в прежнем объёме. Поэтому, вероятно, к лету возникнет дефицит продукции», — сказала Овчинникова.

-2

Как обстоят дела с оригиналом?

Вторичные санкции в отношении стран и компаний, участвующих в транзите автомобильных компонентов в Россию, уже в 2024 году привели к усложнению импорта дефицитных деталей. До трети общего объёма контейнеров с компонентами застревали на границе. Это часто происходило из-за невозможности проведения платежей за товар.

Основным поставщиком оригинальных дефицитных деталей в течение последних трёх лет были Объединённые Арабские Эмираты и Турция. Однако сейчас этот канал значительно сузился, о чём говорят представители отрасли.

Роман Тимашов, директор по послепродажному обслуживанию «Автодом Алтуфьево», подтвердил, что в настоящее время сроки поставок автомобильных компонентов через ОАЭ увеличились примерно вдвое — с одного месяца до двух. По его словам, пока удаётся доставлять детали срочно самолётом, но стоимость может увеличиться в несколько раз. Кроме того, не все позиции можно доставить воздушным транспортом.

-3

«Что касается поставок через ОАЭ, есть проблемы с переводом денег, из-за чего меняется схема оплаты и, как следствие, стоимость самой услуги по переводу средств. Из-за этого также увеличиваются сроки поставок», — пояснила Татьяна Овчинникова.

Максим Давиденко, представитель ГК «Альфа-Лизинг», подтвердил информацию об увеличении сроков поставки автомобильных компонентов. По его словам, это связано с проблемами, вызванными вторичными санкциями. Они усложняют схемы поставок и оплату, что приводит к увеличению сроков и стоимости деталей.

Эксперт также отметил, что при покупке оригинальных деталей необходимо быть особенно внимательными, так как риск приобретения контрафакта в последнее время значительно вырос.

Что по ценам

По мнению опрошенных специалистов, в настоящее время нет предпосылок для снижения цен на автокомпоненты в России. По прогнозам, к концу 2025 года стоимость деталей для ремонта и технического обслуживания автомобилей значительно вырастет.

Максим Давиденко отметил, что уже сейчас наблюдаются последствия снижения курса рубля, произошедшего в конце 2024 года. Он считает, что из-за сохраняющейся волатильности валют в 2025 году запчасти европейских производителей подорожают на 40%. Владельцам автомобилей из Китая повезло больше, хотя и их детали уже подорожали примерно на 2% в конце прошлого года, а в этом году могут стать дороже ещё на 15–20%.

Татьяна Овчинникова уверена, что цены будут следовать за курсом. По её мнению, у запчастей, как и у любого импортируемого товара, есть прямая зависимость от курса рубля к основным валютам. В последние 2–3 месяца наблюдается рост цен в среднем на 10–15%. Это связано с сохраняющимися сложностями в логистике и проблемами с перечислением денежных средств. Крупным дистрибьюторам приходится менять логистические цепочки и корректировать схемы оплаты, которые перестали работать.

Некоторые автозапчасти остаются дефицитными. К ним относятся лобовые стёкла, кузовные детали и оптика. Роман Тимашов отметил особые сложности с электронными компонентами — ключами, блоками, системами безопасности и мультимедиа. Многие из них можно достать, но сложно адаптировать к работе на автомобиле, так как требуется программирование и привязка к бортовым системам.

-4

По словам Романа Тимашова, дефицит сохраняется по заказным позициям, особенно по VIN-номеру автомобиля, особенно если это номер для российского рынка. Цены на кузовные позиции растут, особенно на премиум-сегмент — на 21%, а на массовый сегмент — на 32% (2023 год к 2024 году). В слесарном направлении рост цен составляет 10% и 7% соответственно.

Однако переживать за наличие в магазинах расходных материалов не стоит, так как они представлены в большом количестве. В основном это не оригинальные расходные материалы, а аналоги хорошего качества по более низкой цене, чем у оригинала.