Найти в Дзене

Константин Бесков: Техника. Тактика. Труд (часть 2)

В. В. - У нас обычно больше всего говорят о недостатках техники. Увеличилось ли наше отставание? Можно ли ликвидировать его хотя бы на высшем уровне? К. Б. - Вне борьбы, в спокойной обстановке многие наши футболисты не уступят лучшим зарубежным мастерам в выполнении отдельных технических элементов, приемов. Но техника у нас хромает при выполнении сложных тактических действий. В середине поля все идет нормально, и различие в выполнении технических приемов мало заметно. А вот в районе штрафной площади, где ной борьбе особенно необходимо высокое индивидуальное мастерство, тут-то и появляются погрешности. Дело в том, что каждое тактическое действие требует для своего осуществления конкретных технических элементов. Вот, например, комбинация, которая состоит из трех технических приемов: обводка — пас — удар. Выполнить такую комбинацию обязаны, предположим, два- три игрока. Удалась, например, обводка, удался пас, но — брак при ударе. Или брак при пасе, или при обводке. или при ударе. И получа

В. В. - У нас обычно больше всего говорят о недостатках техники. Увеличилось ли наше отставание? Можно ли ликвидировать его хотя бы на высшем уровне?

К. Б. - Вне борьбы, в спокойной обстановке многие наши футболисты не уступят лучшим зарубежным мастерам в выполнении отдельных технических элементов, приемов. Но техника у нас хромает при выполнении сложных тактических действий. В середине поля все идет нормально, и различие в выполнении технических приемов мало заметно. А вот в районе штрафной площади, где ной борьбе особенно необходимо высокое индивидуальное мастерство, тут-то и появляются погрешности. Дело в том, что каждое тактическое действие требует для своего осуществления конкретных технических элементов. Вот, например, комбинация, которая состоит из трех технических приемов: обводка — пас — удар. Выполнить такую комбинацию обязаны, предположим, два- три игрока. Удалась, например, обводка, удался пас, но — брак при ударе. Или брак при пасе, или при обводке. или при ударе. И получается, что игрок, хорошо владеющий ударом, не получает паса, а тот, кто хорошо дает пас, ошибается, нанося удар. Словом, нет единства в выполнении технических элементов, и отсюда общее впечатление низкого уровня техники. И здесь проявляется взаимосвязь техники и тактики. Мастер — это тот, кто свое правильное намерение четко претворяет в жизнь.
Подготовка футболистов главным образом протекает в клубах. С точки зрения сборной, игрок должен получить в клубе 80% физической готовности, 70 - технической, 20-30 - тактической. Работа в сборной должна позволить игроку довести все эти показатели до 100%. Так можно ли ликвидировать техническое отставание на уровне сборной? Я считаю, что можно, но только в том случае, если футболист будет находиться как бы в едином тренировочном процессе в клубе и в сборной. Его индивидуальный план надо разбить на две части, за выполнением первой будет следить тренер клуба, за выполнением второй тренер сборной. Кроме того, в сборной у игрока будут другие партнеры, подобранные таким образом, чтобы способствовать раскрытию лучших качеств друг друга, и тогда, например, в приведенной комбинации появится больше шансов на удачное ее выполнение: меньше ошибок при обводке, пасе или ударе, а значит, высокое техническое мастерство.

В. В. - Десять лет прошло с тех пор, как вы работали со сборной. За это время методика ее работы менялась. Как вы считаете, нужны ли длительные отрывы игроков от клуба или кратковременные перед матчами сборной?

К. Б. - Тут нельзя дать однозначного ответа. Все зависит от степени готовности команды. Если у нее уже сложилась игра, она выступает несколько лет в одном составе, налажены взаимосвязи, словом, игра, что называется, клеится, длительные совместные занятия не нужны. Да, я забыл еще упомянуть о том, что у футболистов, составляющих костяк сборной, должно быть и необходимое индивидуальное мастерство. А если всего этого нет, без длительных совместных тренировок не обойтись. На протяжении многих лет существования нашей сборной, к сожалению, так и не выработалось определенной системы работы. Помню, что в 1952 году мы, игроки сборной, тренировались вместе полгода и провели 48 тренировочных матчей. С тех пор в практике сборной бывали и такие же длительные отрывы игроков от клубов, и совсем небольшие, как в прошлом году. Практика и наука подсказывают: для того, чтобы действия, для того чтобы в каких-то элементах выработался стереотип, нужны стройная система работы, последовательность в выполнении учебных задач. Работа сборной должна протекать так, как формируется, образно говоря, снежный ком.
Оптимальные сроки совместных тренировок и разрыва между ними, между встречами игроков сборной друг с другом необходимо еще определить. Главное, чего на надо добиваться, чтобы в каждых последующих совместных занятиях не начинать с нуля, а продолжать с той точки, где мы остановились. Поэтому длительность занятий должна быть такой, чтобы можно было закрепить намеченное, а интервал между встречами, который игроки проводят в клубах, был такой длительности, чтобы за это время они не отвыкли друг от друга, не теряли навыков сыгранности.
Но уже сейчас нам ясно, что в начале подготовительного периода, тогда, когда начинают учебно-тренировочную работу клубы, причем, подчеркиваю, не во вред клубам, игроки сборной должны собираться, чтобы заложить основу для проведения в дальнейшем эффективных совместных тренировок в течение года.

В. В. - Какой, в связи с этим метод комплектования сборной, на ваш взгляд, должен быть основным: базов команда, блочный (по связкам и звеньям) или лучше игроки на каждом месте? Считаете ли вы, что состав должен быть постоянным или надо привлекать тех, кто в данный момент лучше играет в чемпионате страны?

К. Б. - Опять же все зависит от сложившейся ситуации, от того, как укомплектованы клубы. В 1954-1956 - такого вопроса не возникало, потому что за основу сбор мой был взят «Спартак» и восемь спартаковцев играли тогда в основном составе. Интересно, что тогда же в линию нападения привлекалась связка Иванов — Стрельцов. Если же играл не торпедовец Иванов на месте правого инсайда, а спартаковец Исаев, то в центр нападения иногда ставился Паршин из «Спартака», хотя он уступал в мастерстве другим центрфорвардам. Обратите внимание, что использовался одновременно и базовый метод, и блочный. Хотя сейчас у нас нет команды, которую можно взять как базовую для сборной, и этот вопрос не возникает, все же надо учитывать, что даже в идеальном случае использование базовой команды создает труднопреодолимые сложности с внутренним календарем. На мой взгляд, в наших условиях надо по возможности сочетать все способы комплектования. Блочный представляется мне наиболее перспективным, но надо, конечно, иметь подходящие звенья и линии.
Если говорить о выборе тех, кто в конкретный момент хорошо играет в клубе, но еще не привлекался в сборную, то здесь надо быть особенно внимательным. Ведь у нас как бывало: забьет футболист три гола в двух последних матчах и его тут же берут в сборную. Это неправильно со многих точек зрения. На того, кто лучше играет в чемпионате в определенный момент, мы обязаны обратить внимание, но должны в первую очередь оценивать не состояние его спортивной формы, а определить, каковы его потенциальные возможности как классного игрока и способен ли он вписаться в уже существующий состав сборной.

В. В. - Нужно ли подбирать игроков под модель игры сборной или, напротив, собрав лучших, искать для них систему игры?

-2

К. Б. - Системы игры развиваются, естественно, с нюансами, с отклонениями, не в одной какой-то команде, не в сборной команде, а в целом в мировом футболе. Постоянно идут поиски новых вариантов. Наличие тех или иных игроков может даже породить новую систему, как бы неожиданно, вдруг она может проявиться. Мне кажется поэтому, нужно прежде всего исходить из того, каких игроков вы имеете. И ни в коем случае не переделывать их, когда они приходят из клуба в сборную. Тренер сборной может помочь лучшим игрокам в совершенствовании, если добавит к ним партнеров, которые помогут им раскрыть те качества, какие без хорошего партнера трудно реализовать.

В. В. - Должна ли сборная иметь постоянную схему игры или необходимо каждый раз подстраиваться под соперника? Скажем, сборные Италии и ФРГ играют по-разному, но всегда по-своему независимо от того, с кем играют. Должна ли ваша команда играть с командой Италии в такой же манере, как с командой ФРГ?

К.Б. - Игра нашей сборной должна быть самостоятельной, мощной. Игра должна быть устоявшейся. Но в то же время гибкой. Ведь и итальянцы, и немцы по-своему стремятся использовать слабые стороны противника и не дать ему раскрыть свои сильные. Вот и надо так поступать. Создав свою игру, вносить небольшие коррективы в зависимо от того, с кем играешь. И надо навязывать сопернику свою волю. А приноравливаться к каждому нет необходимости, да и времени не хватит, ведь на чемпионате мира встречаются с командами разных стилей через два дня на третий. Не раз уже это желание «приноровиться» подвоз нас.

В. В. - Прежде наша сборная успехов добивалась в атаке, в последнее время если добивалась чего-то, то за прочной обороны. Каким вы представляете себе в этой связи ее будущее?

К. Б. - Уверен, что тренеры никогда не создать команду либо с сильной атакой, либо только сильной обороной. Все мечтают о гармоничной игре. Важно, чтобы это желание отражалось в разумном комплектовании команды. Необходимо, конечно, и иметь выбор игроков. Мне кажется, что сейчас мы вправе ставить вопрос о создании хорошо сбалансированной команды в обороне и в атаке. Добиться этого нельзя создании хорошо только за счет правильного определения состава. У такой команды игра должна быть организована так, чтобы плавно проходил переход из обороны в атаку и обратно. Вот и снова мы возвращаемся к тому, с чего начали, к вопросу об организации игры...

В. В. - Каким мерам воспитания морально-волевых качеств придаете вы особое значение? Каким вы представляете себе лидера команды?

К. Б. - Лидеры — соревнованиях способны выступать с полной выкладкой это такие футболисты, которые во всех соревнованиях способны выступать с полной выкладкой физических и духовных сил и проявляют при этом все стороны своего мастерства. Ответственные матчи зачастую складываются сложно, физически сильные соперники могут навязывать жесткую, смелую, резкую игру, и в такой момент важно не дрогнуть, не уступить. Можно уступить в мастерстве, что поделаешь, если соперник оказался искуснее. Главное — не уступить в характере, иметь право после матча сказать: «Я сделал все, что мог». Не только у лидера, а у любого игрока сборной должны проявляться любовь к футболу и профессиональное отношение к футбольному делу. К режиму, к поведению к коллективу.
Какая существует мера воспитания? Прежде всего труд. Мы, тренеры, должны ставить в пример футболистам наших лучших спортсменов. Ведь какие они проводят титанические тренировки, чтобы установить рекорд! Как самоотверженно они борются за победу! Да, все морально — волевые качества вырабатываются в процессе труда. Но это должна быть не просто механическая работа до седьмого пота с завязанными глазами. Нужно сочетать фанатизм в хорошем смысле этого слова со знанием дела. Осознанное трудолюбие — вот, на мой взгляд, лучшая форма воспитания настоящего спортсмена. 1972. 1973. 1974.