Самое сложное — издать первый звук.
– Татьяна, вы родились и выросли в этом районе или вы откуда-то приехали?
– Я родилась и выросла в Кировском районе, но у меня в Красносельском дедушка и бабушка жили на Захарова. Поэтому часть моего детства стабильно протекала здесь, и в парке Ленина мы гуляли тоже. Тогда еще не было прекрасной Балтийской жемчужины, но были камыши.
– Почему вы называете Балтийскую жемчужину прекрасной? Чем она вам нравится?
– Мы этот район прям выхаживали несколько лет, пока здесь все строилось. Еще до моей беременности младшей дочерью мы сюда приезжали кататься на роликах. Потом я уже с коляской приезжала, гоняла на роликах с коляской. Восторгалась ровными длинными тротуарами, по которым можно целый день кататься. Ну, потому что мы жили на Голикова, а на Голикова такого раздолья нет. Мы с мужем присматривались, мечтали, потому что этот район похож на такую с хорошей стороны Европу: закрытая, малоэтажная и многоэтажная застройка — то есть не джунгли. И много где гулять можно, и чистенько, и аккуратненько. Ну, а если серьезно мечтаешь, то мечты сбываются. Поэтому через несколько лет сюда и переехали. В Красносельском мы живем уже около восьми лет.
– Мы с вами встретились в вашей домашней вокальной студии. Расскажите об этой деятельности и своем образовании пожалуйста.
– Я с детства любила выступать, ходила в вокальную студию. Хотя в моей семье не было профессиональных музыкантов. Моя мама училась на преподавателя ИЗО в Герцена, [прим.: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена], а папа — радиоинженер. В восьмом классе мы с родителями переехали в Архангельск, и я тяжело это восприняла, рыдала ночами, наверное, полгода. Хотела вернуться в Петербург. В итоге я вернулась. Поступила и закончила музыкальное училище имени Мусоргского, [прим. Санкт-Петербургское музыкальное училище имени М. П. Мусоргского], по классу вокала, где у меня была чудесная педагог — Гаджиева Людмила Кагировна. Самое ценное, что она дала, — это раскрытие внутреннего образа. Это когда ты живешь тем, что поешь, поешь «с душой». Когда слово — не просто слово, а часть тебя, твоя история. Еще я любила психологию. У меня было раздвоение: поступать на музыку или на психологию. Психологическое образование я получила гораздо позже после рождения двух детей. Я пошла работать в детский сад психологом и проработала три года.
– Вы верите в музыкальные гены?
– Я верю, что если человек растет в определенной среде, даже если он не обучается, то будет к этому близок. Например, у художников дети хорошо рисуют, у музыкантов будут близки к музыке. Муж у меня профессиональный музыкант. После рождения второго ребенка, мы с ним и еще одним музыкантом создали свою группу. Дети ездили практически на все наши концерты, и к своим 10 годам они уже объездили кучу клубов нашего города.
– Как вы считаете, любой ли человек может научиться петь?
– Вы слышите звуки окружающих вас людей, голоса различаете? Значит у вас есть слух — и это главное. Ко мне приходит человек, который живет с клеймом бездарности, говорит, что не может петь, что у него «ни слуха, ни голоса». Показывать, открывать в нем эту возможность — для меня это важно. Я искренне верю, что каждый может заниматься тем, чем хочет: танцевать, рисовать, петь.
Научиться петь не может только человек с серьезными органическими повреждениями в мозгу или голосовом аппарате. Даже люди с одной парализованной связкой могут петь, просто нужна определенная техника.
– А есть ли связь между психологией и музыкой?
– Это единая система. Психосоматика сильно влияет на тело и наше проявление, в том числе, на голос. Когда человек распевается, я вижу момент, когда приходит мысль: «Я не могу». Он поет, но это видно на теле и звуках. Как только появляется блок, он говорит себе: «Я не могу здесь петь». Всё, что происходит внутри, очень сильно влияет на результат. Мы каждый день разные. Сегодня у меня давление, сосуды могут быть напряжены, поэтому я буду звучать иначе. Если внутри большое напряжение, то и голос становится напряженным.
– Как вы пришли к голосовой терапии?
– Мне посчастливилось выиграть в этом году билет на двухдневный фестиваль голосовой терапии. Это была фантастика! У меня был вопрос: вести ли эти тренинги голосовой терапии или нет. И был ответ, что обязательно нужно вести, нужно оставаться в этой сфере. Благодаря фестивалю, [прим. Фестиваль голосовой терапии «В резонансе»], я познакомилась с замечательными людьми, которые много лет занимаются народной песней. Стала интересоваться народной песней: почему она у нас такая на Руси — часто занудная и тяжелая, полная переживаний. А ведь народная песня была способом терапии. Раньше девушки пряли, пели, стирали. Люди собирались, передавали информацию через слово и песню. Не было такого, что кто-то не может петь. На Руси была поговорка: «Кто не поет, того отпевают». Она емко показывает, какое значение песня имела для человека — это была часть жизни.
– Вы пишете на своём канале, что можете помочь «раскрыть голос». Сколько времени на это потребуется?
– Всё индивидуально. Сегодня человек пришёл в хорошем настроении, и мы можем сделать много. Завтра он может прийти с какими-то проблемами и не сможет сосредоточиться. К этому процессу нужно относиться как к эксперименту: быть частично участником и частично наблюдателем. Это, во-первых, спасает от чрезмерной критичности, а во-вторых, помогает запоминать. Я всегда говорю своим ученикам: «Вот это сработало — запомни». Иногда ученицы не могут найти нужные слова, и я использую образы и метафоры. Например, я могу сказать: «Представь, что ты — тетя Мотя, готовящая котлеты», и они сразу понимают, о чем речь. Это помогает им раскрепоститься и начать звучать.
Почему я говорю о вашем личном голосе, а не о подстраивании под кого-то? Потому что чем лучше вы себя чувствуете и понимаете, тем больше можете контролировать свои ощущения и не терять связь с собой. Вы постоянно изучаете свои ощущения: голос — это не клавиши или струны, а нечто более сложное.
Голос помогает найти гармонию между душой, телом и разумом. В обычной жизни каждый из нас находится в большом информационном потоке. Связь с телом уходит на второй план. На первом мозг и обработка информации. Это может привести к состояниям, похожим на панические атаки, когда мозг теряет ощущение тела. Голосовая терапия предлагает способы быстро вернуть эту связь: через звучание и простукивание своего тела вы посылаете импульсы в мозг и осознаете: «Я здесь, мое тело здесь». Когда вы начинаете звучать, можно подключиться к чему-то большему — к коллективному бессознательному. В этот момент вы входите в резонанс с окружающими, понимая, что находитесь на одной волне, независимо от цвета глаз или размера одежды.
– Были ли какие-либо необычные случаи в вашей практике?
– Самый запоминающийся случай из практики произошел с моей коллегой, у которой были серьёзные проблемы с голосом. Она вообще не пела, и её речевой диапазон не работал. Она не могла исполнить даже тестовую распевку. В течение первых шести месяцев мы восстанавливали её голос. Здесь очень помог Грег Энрикес, [прим. Ведущий преподаватель вокальной техники в профессиональной индустрии. Работал с такими известными артистами, как Solange Knowles, Britney Spears, Courtney Love, Keala Settle, Celine Dion, Cirque du Soleil productions], у которого я тогда проходила мастермайнд (обучение педагогов). Он показал, в каком русле работать с ней для наиболее эффективного результата. И сейчас моей ученице намного легче дается пение. Она кстати отличный педагогом вокала. Солистка мюзикла "Матильда", куда я ходила в Лондоне, — её ученица.
– Как найти своего педагога?
– Кому-то нужна критика, кому-то — поддержка. Я считаю, что было бы полезно сходить на концерт и послушать, как поют ученики рассматриваемого педагога.
– А как вы познакомились со своим известным педагогом Грегом Энрикесом?
– Я увидела рекламу школы Грега, показала её мужу, и он подарил мне поездку в Москву на мастер-класс на Новый год, [прим. Интенсив The Singing Artist Грега Энрикеса и Ронды Карлсон]. Это был 2018 год. На мастер-классе были актерское мастерство и техника вокала. Для меня это было настоящим шоком: казалось, что все вокруг просто великолепно поют, а я даже толком не знала песен.
– Чему научил вас Грег?
– Грег организует интенсивные мастер-классы на один-два дня. Изюминка Грега — это возможность за одно занятие достичь с голосом невозможного. На протяжении 30 лет он раз в неделю летал на занятия к Сету Риггсу — человеку, который разработал методику, которой мы обучаемся, известную как Speech Level Singing — пение в речевой манере. Эта методика была создана на основе итальянского бельканто и адаптирована под стиль Майкла Джексона. Бельканто — это умение проходить по всему диапазону голоса единым звуком. Конечно, мастер-класса недостаточно. Через два года Грег и Ронда разработали полноценную трехгодичную программу для преподавателей. Которую я прошла. Я прониклась методикой достаточно глубоко.
Недавно на обучении у Ронды в Лондоне, она меня пригласила выступить перед учениками. Это не было запланировано. Я не готовилась. Для меня это было исполнением мечты: просто возьми и делай. Я вышла на сцену и пела на русском, потому что мне очень хотелось, чтобы Ронда послушала эту песню. Это была моя знаковая композиция на стихи Цветаевой — сильная, о боли и смерти, и я много пела именно о себе. Большая часть зала была англоговорящей, они не знали русского, но понимали смысл песни абсолютно точно.
– Как бы вы сказали, в чем уникальность Татьяны Гапак?
– Со мной не страшно в первый раз попробовать свой голос. Самое сложное — издать первый звук. У меня сейчас немного учеников, но раньше, когда было больше, я организовывала им выступления в клубе "Грибоедов" и в Money Honey. Мы совмещали ученические с моими личными концертами, а также проводили благотворительные в доме престарелых в Стрельне. В прошлом году вот записали красивый новогодний клип с моими ученицами.
– Какие вредные привычки мешают вокалисту?
– Конечно, алкоголь и курение влияют на голос и общее состояние. Когда я училась в училище, нам говорили, что молочные продукты лучше избегать, да и мед может подсушивать голос. Точно хорошо бы выспаться и быть сытым перед занятием.
– Какие вокальные техники вы используете на занятиях?
– Это ряд техник. Например, знаете такую актерскую технику, как джибридж? Я узнала о ней от Ронды — это техника, когда ты выражаешь свою экспрессивность и чувства без слов, используя набор любых звуков. Ты начинаешь коммуницировать с оппонентом через какие-то непонятные слога, но зрители все равно понимают, что происходит. Видно, что люди ругаются или знакомятся — неважно, как ты говоришь и что именно, это все равно считывается.
Удивительным образом я недавно узнала, что джибридж также является психологической техникой. Ее используют для выражения эмоций, и это важная тема, связанная с голосом. Когда ты можешь выразить свои эмоции без подбора слов, это помогает избежать трудностей в коммуникации. Эмоции гораздо шире и объемнее словесных конструкций — это своего рода стихия. Слова и эмоции плохо взаимодействуют друг с другом. Когда человек находится на эмоциональной волне, ему трудно подбирать слова, но через джибридж можно легко выразить состояние без слов. В этот момент голос работает на подсознательном уровне, позволяя нам выразить наши внутренние блоки и проблемы, которые трудно озвучить в разговоре. Это действительно мощный целебный эффект нашего голоса.
– Как же почувствовать свой настоящий голос?
– Я думаю, поскольку голос — это часть тела, речь идет о свободе внутреннего проявления. Иногда бывает так, что тело, разум и душа находятся в конфликте. Когда ты внутренне согласен со своим телом, мыслями и чувствами, то нет противоречий между тем, что ты думаешь, что делаешь и что чувствуешь. Это значит, что ты не прячешься за масками, а можешь спокойно показать себя таким, какой ты есть: быть уязвимым в одних моментах и сильным в других. Мы часто прячемся за масками из-за страха быть уязвимыми. С точки зрения психологии, тело и голос — это про единство.
– Говорю ли я сейчас своим настоящим голосом или нет? Должна ли я говорить иначе? Как раскрыть свой истинный голос?
– Всё это можно узнать на Тренинге голосовой терапии, который я провожу на улице Катерников в «Пространствии». Приходите, будем звучать и разбираться.
Беседовала Александра Лахтина
Специально для канала Это тоже Питер! Красносельский район.
Канал Татьяны Гапак Музыкальное погружение
Видео