- Как происходит ввоз автомобилей в Россию по схеме параллельного импорта, чем отличаются действия перекупщиков от работы официальных дилеров и какие изменения ожидаются в 2025 году.
- Что представляет собой параллельный импорт автомобилей
- Список автомобилей, ввезённых по схеме параллельного импорта в 2025 году:
Как происходит ввоз автомобилей в Россию по схеме параллельного импорта, чем отличаются действия перекупщиков от работы официальных дилеров и какие изменения ожидаются в 2025 году.
Что представляет собой параллельный импорт автомобилей
Параллельный импорт — это процесс ввоза в Россию оригинальных товаров иностранного производства, включая автомобили, юридическими лицами без согласия правообладателей, которые ранее зарегистрировали свой бренд в нашей стране.
С 2002 года параллельный импорт был запрещён для товаров, которые входят в реестр объектов интеллектуальной собственности (РОИС). Возобновление этой практики стало ответом на уход с российского рынка в 2022 году зарубежных компаний, которые ранее работали в России. Это было сделано с целью предотвращения дефицита товаров определённых категорий и, как следствие, роста цен на них.
Ввоз автомобилей физическими лицами для личного пользования по-прежнему не считается параллельным импортом и регулируется другими правилами.
Термин «параллельный импорт» используется, поскольку наряду с этим механизмом поставок из-за рубежа для ряда товаров продолжает действовать прежний, с участием правообладателя и официального дистрибьютора.
Однако в России под параллельным импортом стали понимать также автомобили, которые ввозятся частными лицами или небольшими компаниями по упрощённым схемам.
До 29 октября 2023 года было выгодно ввозить в Россию автомобили, оформленные на физических лиц для перепродажи новым владельцам. В этом случае действовали сниженные ставки на различные платежи. Кроме того, при оформлении таких автомобилей в России можно было платить сниженный утильсбор — 3,4 тысячи рублей за автомобили с двигателями объёмом до 3 литров. После вступления в силу изменений льготный утильсбор можно было сохранить только в том случае, если владелец автомобиля не перепродавал его новому собственнику. Если же автомобиль, оформленный на промежуточное физическое лицо, перепродавался конечному владельцу в России, такая операция считалась коммерческой деятельностью. В этом случае утильсбор начислялся по повышенным ставкам, как для юридических лиц.
Перечень марок автомобилей, которые можно ввозить по схеме параллельного импорта, содержится в списке, который периодически обновляется и утверждается приказом Министерства промышленности и торговли № 2701 от 21 июля 2023 года. Если иностранный бренд официально возвращается в Россию, его продукцию исключают из списка.
Для тех марок автомобилей, которые не указаны в перечне Минпромторга, но остаются в системе регистрации объектов интеллектуальной собственности (РОИС), механизм параллельного импорта не применяется. В эту категорию в настоящее время входят китайские марки, имеющие представительства в России.
Постановлением правительства № 152 от 13 февраля 2024 года были внесены изменения в постановление № 1291 от 26 декабря 2013 года «Об утилизационном сборе в отношении колёсных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним». С 1 апреля 2024 года вводятся меры, направленные на запрет «серых» схем ввоза автомобилей в Россию через страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Использование таких схем, основанных на разнице в стоимости таможенного оформления внутри ЕАЭС, приводило к сокращению поступлений в федеральный бюджет. Теперь эта разница будет компенсирована за счёт доначисления утилизационного сбора, который уплачивается в России. При этом будет учитываться разница в размере:
- Таможенной пошлины из-за занижения стоимости машины в стране ЕАЭС.
- НДС.
- Акциза.
Также вводится запрет на ввоз в Россию электромобилей и гибридов с силовыми установками последовательного типа (в них двигатель внутреннего сгорания выполняет только функцию генератора и не связан с колёсами), которые были растаможены в странах ЕАЭС. Это связано с тем, что в некоторых из этих стран действуют особо льготные условия таможенного оформления для таких категорий автомобилей.
Расчёт таможенной стоимости по новым правилам будет осуществляться на основе данных о марке и модели автомобиля, предоставленных Минпромторгом на основе информации от Федеральной таможенной службы. Это приведёт к значительному увеличению стоимости автомобилей, ввозимых из стран ЕАЭС с использованием механизма параллельного импорта. Подробнее об этом можно узнать по ссылке.
Долгосрочная индексация утилизационного сбора рассчитана до 2030 года и касается легковых, лёгких коммерческих, грузовых автомобилей, автобусов, прицепов и полуприцепов, а также некоторых видов дорожно-строительной техники (ДСТ). С 1 октября 2024 года ставки выросли на 70–85%, а с 1 января 2025 года индексация составила 10–20%. Ставки будут повышаться ежегодно.
Вопрос о гарантии на автомобили, ввезённые в Россию по схеме параллельного импорта, остаётся открытым.
С одной стороны, Роспотребнадзор, опираясь на закон о защите прав потребителей, утверждает, что продавец обязан соблюдать гарантийный срок, указанный производителем на официальном сайте. Однако не совсем понятно, какие именно ресурсы можно отнести к этой категории.
Тем не менее, можно с уверенностью утверждать следующее:
- Продавец не имеет права отменять гарантию производителя.
- Продавец не может продавать гарантию.
- Если на автомобиль не распространяется гарантия, владелец должен доказать, что дефект возник по вине производителя.
- Принудить продавца отремонтировать автомобиль или компенсировать убытки можно только через суд.
Большинство автодилеров предлагают собственную гарантию на автомобили, ввезённые по схеме параллельного импорта. Кроме того, они предоставляют страховые продукты, аналогичные каско. Это означает, что в случае возникновения проблем с машиной страховщик обязан отремонтировать её по гарантии. Стоимость полиса зависит от стоимости автомобиля: для автомобилей стоимостью от 3 миллионов рублей она составляет около 30 тысяч рублей в год.
Список автомобилей, ввезённых по схеме параллельного импорта в 2025 году:
- Acura
- Alfa Romeo
- Aston Martin
- Audi
- Bentley
- BMW
- Bugatti
- Cadillac
- Chevrolet
- Chrysler
- Daewoo
- Daihatsu
- Daimler
- Datsun
- Dodge
- Ferrari
- FIAT
- GMC
- Honda
- Hummer
- Infiniti
- Jaguar
- Jeep
- Lamborghini
- Land Rover
- Lexus
- Lincoln
- Maserati
- Maybach
- Mercedes-Benz
- MINI
- Mitsubishi
- Nissan
- Porsche
- Rolls-Royce
- Rover
- Saab
- SEAT
- Skoda
- Smart
- Subaru
- Suzuki
- Tesla
- Toyota
- Volkswagen
- Volvo
Как приобрести автомобиль через альтернативный импорт: риски и советы эксперта
Марина Антонова, ведущий юрист компании «Европейская Юридическая Служба», рассказала о том, как правильно оформить заказ на автомобиль, ввезённый в Россию с использованием механизма альтернативного импорта. Она также поделилась информацией о существующих рисках при покупке такого автомобиля.
По словам эксперта, при выборе компании, занимающейся перегонкой автомобилей, всегда есть определённые риски. В большинстве случаев мелкие партии автомобилей ввозятся небольшими компаниями или индивидуальными предпринимателями, а не крупными дилерами. Поэтому важно выбирать компанию с хорошей репутацией и проверенным опытом работы.
Марина Антонова подчеркнула, что есть риск заключить договор, заплатить деньги и не получить ни автомобиль, ни деньги обратно. Также нет гарантии, что у автомобиля не обнаружатся производственные дефекты.
С другой стороны, есть риск доначисления таможенной пошлины и утилизационного сбора, который может составить от 306 тысяч рублей и более. Нередко автомобили ввозятся по параллельному импорту с занижением таможенной стоимости, что приводит к занижению таможенной пошлины. Такие схемы часто используются через Киргизию и другие страны Таможенного союза. Чтобы избежать проблем, необходимо проверять декларацию на наличие полной и реальной стоимости автомобиля. Также нужно проверить электронный паспорт транспортного средства (ЭПТС) на портале.
Эксперт также обратила внимание на разницу в ставках утилизационного сбора для юридических и физических лиц. Для юридических лиц ставки выше. Поэтому при заказе автомобиля у компании, занимающейся перегонкой, необходимо проверить договор и ориентироваться на ставку утилизационного сбора для юридических лиц.
Кроме того, Марина Антонова советует внимательно изучить договор возмездного оказания услуг по ввозу автомобиля в Россию. Особое внимание следует обратить на такие пункты, как описание автомобиля, технические характеристики, условия оплаты, размер таможенных пошлин и возврат денег в случае невыполнения обязательств. Также необходимо проверить срок действия договора.
В связи с отсутствием гарантий на автомобиль и сложностью судебного разбирательства в случае обнаружения производственных дефектов, эксперт рекомендует оформить страховку, покрывающую возможные недостатки товара.
Что изменилось в оплате утилизационного сбора с 1 января 2025 года?
С 1 апреля 2024 года начала действовать обновлённая система проверки, которая позволяет увеличить объёмы доначисления таможенной пошлины. Теперь при ввозе новых автомобилей через российскую таможню необходимо уплачивать все акцизы и налоги. Если автомобиль ввозится через страны Таможенного союза, то также необходимо уплатить утилизационный сбор, который может составить от 306 тысяч рублей.
Ранее была возможность ввозить автомобили с оформлением на физических лиц без уплаты дополнительных платежей. Однако с 1 января 2025 года эта возможность исчезла. Теперь при ввозе автомобилей через российскую таможню необходимо уплачивать все положенные акцизы и налоги. Если автомобиль ввозится через страны Таможенного союза, то также необходимо уплатить утилизационный сбор.
В настоящее время экономия при ввозе автомобилей в Россию обеспечивается благодаря тому, что в странах ЕАЭС отсутствует статистическая таможенная стоимость автомобиля. Все расчёты производятся от суммы, указанной в инвойсе. Также в странах ЕАЭС более низкие процент НДС и другие платежи, которые обязательны при ввозе машины.
При ввозе автомобилей в Россию через страны ЕАЭС будут контролироваться совершённые выплаты. В случае обнаружения «недоплаты» владелец автомобиля будет обязан её возместить.
Специалисты по доставке и продаже автомобилей, опрошенные Autonews.ru, считают, что для клиентов это означает необходимость включения в цену автомобиля всей суммы утилизационного сбора, который зависит от объёма мотора. Сумма может составить от 306 тысяч рублей до 1 235 тысяч рублей.
Небольшие компании, занимающиеся продажей таких автомобилей, могут экономить на оплате дорогих площадей и получении различных сертификатов, что делает автомобили дешевле. Однако с учётом уплаты утилизационного сбора цена становится менее привлекательной. Разница в 300-400 тысяч рублей может привести к тому, что клиенты предпочтут покупать автомобили у официальных дилеров. Это связано с тем, что покупка автомобиля в автосалоне считается более надёжной, хотя это не всегда так.
Таким образом, предложения по цене автомобилей у официальных дилеров будут приближаться к ценам на автомобили у официальных дилеров, что может привести к прекращению работы такой схемы из-за отсутствия спроса и рентабельности.