ВСЕ ВЫПУСКИ ЦИКЛА "КИНОТЕАТР ПОВТОРНОГО ФИЛЬМА "РОМАНТИКА" - В ИЛЛЮСТРИРОВАННОМ КАТАЛОГЕ "РУССКIЙ РЕЗОНЕРЪ ИЗБРАННОЕ"
Всем утра доброго, дня отменного, вечера уютного, ночи покойной, ave, salute или как вам угодно!
- Наверное, у каждого коренного обитателя (я бы даже поумничал, и назвал бы нас "эндемиками") СССР был такой "свой" кинотеатр. Не из тех, куда спешили на громкие премьеры, отстаивая змеившиеся сложносочинённо очереди в кассы. Не из тех, куда надо было "ехать". А - свой, пусть небольшой, кинозальчик - со старыми скрипучими деревянными креслами, в котором вечно шли уже прошедшие "первым экраном" картины, в котором непременно показывали на детских утренниках фильмы по абонементам для соседних школ, в котором знал каждый закуток, куда шёл почти как домой... Сегодня двери одного из таких вновь открыты... В нём каждый месяц мы будем смотреть старое доброе советское кино, и каждый сеанс будет продлённым: перед показом нам предстоит вспомнить год, когда вышла та или иная лента, обязательно - одну из песен, бывших тогда на слуху, помянуть кого-то, да и просто - поностальгировать. Недаром наш кинотеатр называется "Романтика"
Второй сезон удлиненных кинопоказов в нашем ностальгическом зале продолжает свою работу. И пусть здесь невозможно - к сожалению (формат 10D ещё не придуман) - поиграть перед сеансом в "Морской бой" или почувствовать на языке вкус того самого мороженого в вафельном стаканчике, думаю, сама атмосфера поможет нам заново пережить год, в котором все мы ещё очень молоды, а родители - ещё живы, и солнце светит как-то иначе, а прямо с 1 января все дети (и не только дети) будут напевать "Бу!.. Ра!.. Ти!.. Но!.." И ещё - в сегодняшнем выпуске будет много, очень много хроники и фрагментов из фильмов. Как говорится - "Делать - так по-большому!" Начинаем?
... 1976-й - год очередного XXV съезда КПСС. Хорошо его помню: Леонид Ильич уже переносил клиническую смерть и инфаркты, а неудобные зубные протезы придавали его речи откровенно неприличный для положения лидера огромного государства комический оттенок, когда слово «систематически» звучало примерно как «сиськимасиськи». Почти полторы недели вся страна вынуждена была смотреть по телевизору скучнейший спектакль, в котором определяли основные направления развития народного хозяйства на 76-80-е годы. Причем, заставляли это смотреть даже в школах! Да-да, усаживали детей перед экранами и... Не повсеместно, конечно, в большинстве своем разум преподавателей всё же возобладал над веяниями эпохи, но - было, было, черт возьми!.. Чрезвычайно познавательно, знаете ли! Ожидаемого эффекта решения съезда не принесли. Повторения успеха «золотой пятилетки» 1966-1970 годов не получилось, страна неумолимо погружалась в застой, дряхлея вместе с вождём, ВВП «неуклонно» не рос, а снижался, во всём главенствовала «система», а не здравый смысл. Грустная история...
В мае 1976-го Леониду Ильичу присваивается звание Маршала Советского Союза. Что тут добавить? Разве что ещё один факт: в сентябре председатель КГБ Андропов и министр МВД Щёлоков становятся генералами армии. Когда власть неутомимо увешивает сама себя наградами, возникает закономерный вопрос – это точно так нужно? Например – применительно опять же к современности – девушка генерал-майор в 26 лет... Или 23-хлетний певец, которого кроме его родителей, кажется, никто и не знает, награжденный несколько лет назад с поражающей воображение мотивировкой «за большой вклад в развитие отечественной культуры и многолетнюю плодотворную деятельность». Это ли не властная самодискредитация и откровенное презрение к своим гражданам? А началось всё именно тогда...
В сентябре 1976-го в КНР – траур. Уходит из жизни «великий кормчий» Мао Дзедун.
Приняв огромную, но совершенно беспомощную, слабую и экономически, и политически страну, он – подобно Сталину – оставил после себя мощнейшую ядерную державу, с которой вынужден считаться весь мир. Какими методами это было достигнуто – вопрос другой, но фигура Мао навсегда останется на скрижалях Истории примерно на одной странице с Иосифом Виссарионовичем: ведь человеческие жизни никогда не играли для обоих никакого значения.
В октябре 1976-го принимается Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «о мерах по дальнейшему увеличению производства рыбной продукции». Отныне по четвергам в советском общепите - "рыбный день", а в городах появляются магазины фирмы «Океан».
Советское телевидение 1976-го года продолжает удивлять и одаривать зрителя творческими удачами. 1-го января – сразу две премьеры: помимо уже упоминавшегося выше бессмертного телешедевра для детей "Приключения Буратино" показан тот самый фильм, без которого отныне в СССР Новый Год просто немыслим – «Ирония судьбы или С лёгким паром». Но и это ещё не всё. В мае по ТВ премьера экранизации вампиловского «Старшего сына» с молодыми Караченцовым и Боярским, летом – «первый сезон» «Вечного зова», а в декабре – «Небесные ласточки» с Мироновым. Нашему нынешнему ТВ на три года хватило бы, да...
В январе 1976-го в Англии в возрасте 85 лет уходит из жизни Агата Мэри Кларисса Миллер, которую весь мир знал как Агату Кристи. Её проза – самый продаваемый печатный продукт после Библии и сочинений Шекспира, примерный общий тираж – более двух миллиардов экземпляров, точнее никто сказать не может. Правда, есть ещё один «лидер» - цитатник Мао Цзедуна (так называемая «Маленькая красная книжица») и сборники его же статей – тут счет запросто может идти и на 10 миллиардов! Созданные плодами таланта и воображения Кристи Эркюль Пуаро и мисс Марпл – персонажи, скорее, не вымышленные, а вполне реальные, практически осязаемые.
Лидер советского кинопроката 1976-го года – цыганская драма «Табор уходит в небо» с почти 65-ю миллионами зрителей. Детей в кинозалы не пускают: мало того, что "про любовь", так ещё и Светлана Тома топлесс - редчайший случай для советского кино. Надо сказать, замечательно потрудился в том году «Совэкспортфильм», закупив сорвавшие в СССР очень приличную кассу «Зорро» с Аленом Делоном, индийскую «Зиту и Гиту», «Частный детектив» с Бельмондо и «Возвращение высокого блондина» с Ришаром. Только эти четыре фильма посмотрели более 165 миллионов зрителей – в пересчете на рубли, это никак не менее 55 миллионов рублей. А мы с вами сегодня, пожалуй, снова пошалим: не будем вспоминать именно советский фильм того года, а припомним комедию, название которой до сих пор вызывают в душе какие-то приятные ассоциации и впечатления.
«Большие гонки» вышли на мировые экраны в 1965-м году и, между прочим, тогда же демонстрировались на Московском международном фестивале. Впрочем, на такое одиннадцатилетнее «опоздание» с выходом в прокат нам было совершенно наплевать – для советского человека фильм был «как новенький», тем более, как сейчас помню, широкоформатный – отдельный плюсик... Когда после обязательного журнала занавеси экрана раздвигались на всю ширину и высоту, мы привычно ахали... Какой огромный!
В чём же секрет обаяния этой 60-летней (юбилей, кстати!) картины, очень даже годной к просмотру и сегодня? Тут сразу несколько факторов, сработавших единым целым и выстреливших послушно замыслу режиссера Блейка Эдвардса, одарившего мир чудесными «Завтраком у Тиффани», «Розовой пантерой» и очень милой, но почти забытой комедией «Микки и Мод»... Во первых – отсутствие каких-либо четких жанровых границ. Зритель, пришедший на «Большие гонки», погружался одновременно и в трюковый фарс, и в «ретро», и в «фильм-путешествие» вроде «Вокруг света за 80 дней», и в вестерн с его обязательными атрибутами, и в готическую европейскую «замковую» драму, и в прелестнейшую love story с вполне ожидаемым финалом. Весь этот коктейль на основе самого шипучего шампанского, был сработан на совесть рукой крепкого профессионала и разыгран четвёркой актёров высшего класса: Тони Кёртисом, Джеком Леммоном, Натали Вуд и Питером Фальком.
Каждый из них оторвался, что называется. «по полной», при этом не нарушив ансамблевой целостности, но смотрясь на экране «на миллион долларов». Кёртис с головой искупался в самоироничном амплуа героя-любовника, Вуд сверкнула красотой, умопомрачительными стильнейшими нарядами (мы тогда воочию увидели, что такое настоящий sex-appeal) , комедийным и вокальным талантами, а Леммон, казалось, просто был рожден для роли буффонадно-опереточного профессора.
... А когда Великий Лэсли раздевался по пояс в сцене поединка с демоническим красавцем бароном Рольфе фон Штуппе, по женской половине зала проносился восхищенный шепоток
Всё это вместе сопровождалось изумительной по мелодизму музыкой Генри Манчини – постоянного соавтора Блейка Эдвардса и «крестного отца» эпохи саундтреков, начавшейся с его Moon River. Послушайте - прошу!
Устоять против такой неслыханной смеси самых убедительнейших аргументов у советского зрителя не было ни единого шанса, Голливуд в очередной раз продемонстрировал нам тогда, в 1976-м звездную стопроцентную улыбку, приобщив к той самой легенде, о которой мы только немного слышали и очень хотели спросить, но строгая гомеопатическая дозировка, контролируемая Партией и Правительством, лишала нас такой возможности. Парой лет спустя советскому зрителю вновь позволили причаститься голливудских тайн, выпустив на экраны легендарную "Клеопатру" с Элизабет Тейлор.
Пройдёт каких-нибудь пару десятков лет, и понемногу мы объедимся и Голливудом, и Европой до оскомины, но тогда... Тогда это был незабываемый аттракцион, чётко обозначавший границы между «мы» и «там». «Там» снимали неслыханные и невиданные нами боевики, «пеплумы», вестерны и комедии. А «мы» брали духовностью, наследием отцов и авторской концептуальностью. Что оказалось ценнее – наглядно продемонстрировало Его Величество Время. Многое из советского кинонаследия актуально и сейчас. Что-то из «Большого Голливуда» стало любопытной синефильской архаикой. Что-то благополучно пережило пять и больше десятилетий. «Большие гонки» - пережили.
Напоследок – несколько цитат из этой искрометной комедии, переносящих нас прямиком в 1976-й – когда мы от души хохотали на ней и хотели, чтобы двухсерийный фильм шел хоть на пять минуточек больше!
- — Вы уроженка Борачо? — Какая уроженка?! Я здесь родилась!
- — Гениально, Макс, положительно гениально! А кто следующий? — Следующим будет машина номер пять, у нее вылетит мотор. — Ха, машина номер пять!.. Но Макс, машина номер пять — это наша машина!
- - Макс, кто там? – Дети, профессор! – Глупые дети!!!..
- - О, господи, Макс! Что за кнопку ты нажал?..
- - Вы эмансипированная женщина, я эмансипированный мужчина...
В нашем кинозале зажигается свет. Не спеши расходиться, добрый зритель! Хоть музыки сегодня было достаточно, давайте послушаем ещё одну песню... как никакую иную отражающую смысл и идею нашего цикла. Да... Как молоды мы были!
В следующий раз абонемент в "Кинотеатр повторного фильма" "Романтика" ждёт нас уже в мае. И я понятия пока что не имею, в какой год и на какую картину нам предстоит попасть, но надеюсь, что мы непременно соберёмся как минимум в прежнем составе.
С признательностью за прочтение, мира, душевного равновесия и здоровья нам всем, и, как говаривал один бывший юрисконсульт, «держитесь там», искренне Ваш – Русскiй РезонёрЪ
Всё самое любопытное на канале - в иллюстрированном каталоге "РУССКiЙ РЕЗОНЕРЪ" LIVE