Эвакоприёмник военных санаториев Крыма. Автобус ЛАЗ 695 Н
Водитель Владимир С. Общий стаж вождения автомобилей 18 лет, из них вождения автобусов ЛАЗ 695, ИКАРУС 55 ЛЮКС, всего – 9 лет.
Симферополь Ж. Д вокзал. Прибыл поезд Москва – Симферополь.
Отправляемся в 11.30 Маршрут Симферополь - Алушта - Гурзуф - Ялта - Алупка.
Едем по живописным местам. Скоро нам будет не до красот. До Ялты обошлось без происшествий. Проехали Ялту, переходим на верхнюю дорогу. Так её ялтинцы называют. В этих местах, от Ялты до Севастополя горных дорог здесь три. Не знаю кто как, а я их разделяю по степени опасности.
Дорога Ялта - Севастополь «Южнобережное шоссе» самая безопасная, без крутых поворотов и прочих серпантинов, ну разве что каменюка какая сверху слетит. В 1970 году там был мощный обвал в районе Фороса, я там как раз пребывал недолго, движение было долгое время перекрыто, но подробности стёрты из памяти. Впрочем, зимой 1972 года я вёз тоже на автобусе группу литовцев – экскурсантов по тем местам, проезд там уже был открыт.
Верхняя, Севастопольское шоссе. Раньше была основная, до постройки Южнобережного шоссе. Здесь уже не так комфортно, повороты, подъёмы, спуски.
Нижняя, Алупкинское шоссе. А вот тут имеются сюрпризы, но тоже в меру терпимые. Самое неприятное – (это мои личные заключения, с позиции водителя автобуса) переход с Верхней дороги на Нижнюю. Здесь, в случае чего, нет возможности притереться к бетонной стене (притирались, знаем) по причине её отсутствия (через 30 лет начали таки возводить). Четыре «тёщиных языка» - поворота на 180 градусов. Ну, на легковой машине это преодолеть проще, если конечно новичку перед этим не перегреть тормоза на спуске с Ангарского перевала в Алушту с закипанием тормозной жидкости.
Вот мы подъезжаем к перекрёстку – переход на Нижнюю дорогу, нам налево, брызнул дождь, а вот это покруче гололёда! Включаю третью передачу – это самое то, и «на тормозе нога» - (1966 год инструктор вождения Люлин, авто техникум), да, нога на тормозной педали, но тормозить надо нежно, точнее притормаживать, прислушиваясь к работе двигателя, если тахометра нет, потому как - дашь «лишку», мотор глохнет, а это «лыжи» - машина идёт юзом, тормоза не действуют, а ещё если и давишь на них, то и рулить бесполезно, передние колёса не вращаются, заблокированы.
Повернули одновременно с жигулёнком, ВАЗ 2101, он впереди нас, до первого поворота метров сто, в него входит ЛАЗ 699 Турист, повернулся левым боком, видно – полный, а это 40 пассажиров, экскурсия. «Копейка» мне не нужна, её ремонт мне обойдётся дороже, чем ремонт «Туриста». Нажимаю воздушный сигнал и успеваю сделать обгон до поворота. Теперь мы идём с «Туристом» парой, я стараюсь увеличить дистанцию, а это нелегко, - скользко. Проходим предпоследний крутой поворот – начинается прямой, затяжной спуск. Дистанция небольшая, и тут как в замедленной съёмке, этого "Туриста" медленно так, не торопясь, начинает заносить на встречную полосу. Ну, не иначе, двигатель заглох! И вот автобус уже поперёк дороги, а вот уже и нет. Но едет, точнее скользит, он задом наперёд! И скорость не маленькая! Перед нами, метрах в двадцати лица водителя и экскурсовода, но какие – то застывшие, может мне и показалось, но никто и из пассажиров не вскочил, хотя мне, скорее всего и видно то было плохо. Мои пассажиры никак себя не проявили, во всяком случае истошных криков не издавали.
Некоторое время мы таким образом проехали какое - то расстояние, но вот, вероятно включились высшие силы. Автобус начинает уходить левее, с грохотом переваливается через бетонный водосток и задней частью буквально насаживается на громадную кучу камней. При этом его передние колёса остались на проезжей части, и мы проезжаем мимо буквально в двух метрах от водительской кабины.
Водитель разводит руками – мол, ничего не мог поделать, развожу руками и я, мол – извини, ничем помочь не смогу.
А вот и реакция моих пассажиров – впереди сидевший пожилой мужчина кричит
– Да что это такое! Гололёд, что ли?
А я, высовываясь из-за загородки, полу язвительно так (наивный )
– У нас летом не бывает гололёда, приезжайте зимой к нам на гололёд!
Едем, проехали полтора километра, вот санаторий «Золотой пляж», останавливаемся, но как – то уж слишком неторопливо, хочу открыть переднюю дверь, не слушается. У нас пневнопривод дверей, взгляд на манометр – 2 атмосферы, практически 0! А надо 7! Открываю вручную переднюю дверь, лезу под капот – опа! На компрессоре раскрутились гайки «солдатика» – регулировочного клапана давления воздуха, вот и причина низкого давления в пневмосистеме.
А вот теперь поразмыслим.
Мне, нам, всем нам! «Хватило давления» в 2 атмосферы, чтобы безопасно спуститься с этой горы!
Так же всем нам (мы в одной «лодке» находились!) «не хватило давления» в 7 атм, чтобы бы у нашего автобуса тоже заблокировались колёса, соответственно заглох двигатель, повторили бы судьбу экскурсионного автобуса. А ведь могли бы сообща, после столкновения, пойти не влево, а прямо, до моря оставалось 400 метров. На фото море виднеется.
Автобус пошёл влево, а если вправо – глубокий откос – и не приведи господь!
Остановила его куча камней – строители совсем недавно насыпали – делали бетонный водосток. Стояла эта куча одиноко, вблизи подобных ей не было.
Вот и будем гадать, высшие силы или нет. Относительно удачно (хотя, почему относительно!) закончилась эта история, ну и ладно.