Сын
Роман-исповедь. Забавно, кстати: обычно считается, что родители непогрешимы, а дети – так просто исчадье ада и самые большие грехи совершают именно они.
Но для героя романа важно было покаяться именно перед сыном. Потому что как раз он оказался тем самым непутевым ребенком, который и наломал дров.
Повествование ведется от первого лица. Жизнь, в общем-то благополучного и преуспевающего человека, чьи родители и деды-бабки со всех были отнюдь не простыми людьми (дипломатами). Отец главгероя – префект в провинции. И сам герой усиленно трудился и даже достиг определенных высот.
Только вот была в его жизни одна история, которая до сих пор не дает ему покоя. Почему только сейчас он о ней раскаивается? Да потому что недавно похоронил своего отца, и теперь сам стал «последним старшим в роду».
Периодически рассказ прерывается описанием событий из настоящего героя – как сын реагирует на те или иные реплики его самого и матери, как относился к деду с бабушкой. Рассказчик довольно подробно и уважительно описывает своих предков.
Но по ходу сюжета все чаще упоминается некое событие 1928 года, которое кардинально изменило жизнь всей семьи и главного героя в особенности . Но рассказать о нем невозможно ,если постепенно не подвести читателя. Этим автор и занимается.
Так на страницах романа появляется одноклассник, без участия которого ничего бы не случилось. На момент основного события герой был уже студентом, и тот самый бывший одноклассник познакомил его с подружкой своей подружки. У одноклассника была интимная интрижка, а у главгероя случилась любовь к девушке по имени Мод. Он даже с отцом этой новостью поделился (отношения у них были довольно теплые и хоть не самые открытые, но такой новостью было приятно и безопасно поделиться). Он даже сказал, что без этой девушки не сможет жить.
Случилось так, что девушка от него забеременела, а бывший одноклассник учился на доктора и сам, якобы, дважды делал аборт своей даме сердца. Он вручил главгерою врачебный инструмент, инструкции и… через несколько часов девушка была мертва.
Отец, уважаемый в городе человек и вообще лицо при власти, взял на себя всю вину. Конечно, его сместили с должности и посадили в тюрьму. Карьера других родственников тоже пошла косяком. Вся семья смотрела на главгероя «как-то не так». Правда, он больше ничего подобного не совершал и вообще жизнь вел законопослушную. Однако тот надлом, что случился внутри семьи, уже никогда невозможно было «починить».
И вот рассказчик на протяжении всего романа пытается переубедить сына и начать относиться к дедушке с большим уважением. Что, мол, это человек, который был «самым чистым из нас». Как будто таким образом он пытался очистить имя отца, который взял на себя его вину.
От романа у меня довольно странное впечатление. С одной стороны- попытка оправдать деда перед внуком, рассказав ему правда (какой бы страшной она ни была). С другой стороны, - нежелание принять на себя ответственность за содеянное. Понятно, что сам рассказчик с тех пор вел себя очень аккуратно и даже почти два года учился, не поднимая головы. Но ведь подобное «отличное поведение» не перечеркнет смерти девушки, которую он убил своими же руками. Из трусости, потому что боялся ее отца. И потому что не хотел жениться именно теперь. И потому что не стал искать помощи опытного врача. И потому что стыдливо спрятался за спиной отца…
Повзрослел ли этот мужчина?.. Или просто постарел от чувства вины?..
Гнев Мегрэ
Пока Мегрэ пытался насладиться аперитивом, его помощник Люка рассказал об Антонио Фарано, итальянце, который разыскивал своего зятя. Зять владел 4 кабаре, которые находились недалеко друг от друга. Накануне ночью он вышел из одного кабаре, но домой не вернулся. И ни в одном кабаре его также не видели.
Мегрэ расспросил сотрудников – танцовщиц, швейцара, бухгалтера, побеседовал с женой и свояченицей, но ничего интересного не узнал.
Пропавшего – а звали его Эмиль Буле – нашли через день, ранним утром, на дороге, неподалеку от кладбища. Он был задушен как раз в тот день, когда вышел из кабаре, и все это время труп где-то хранили. Но кто и где мог его хранить?
Мегрэ и его инспекторы связывали исчезновение Эмиля с недавним убийством другого гангстера. В свое время гангстер хотел заниматься рэкетом и обложить Эмиля данью, но тот нанял докеров и те вышвырнули гангстера с товарищами из кабаре. А спустя какое-то время гангстер был застрелен. Однако местные бандиты отрицали, что к убийству мафиозной шишки причастен Эмилль. Мол, его убили другие люди, и даже называли банду. Эмиля, однако, пару раз вызывали в комиссариат на допрос. Ему прислали и третью повестку, но он до нее не дожил. Его не подозревали, просто постоянно задавали одни и те же вопросы, пытаясь найти нестыковки.
Везде был тупик. Мегрэ даже навестил адвоката Эмиля, пытаясь разузнать какие-то детали.
Дело в том, что незадолго до смерти Эмиль снял со своего счета полмиллиона франков в старых купюрах. Этих денег не было ни в кабаре, ни дома. Жена ни о чем не знала.
Адвокат Эмиля по фамилии Гайар тоже сказал, что не в курсе дел. И что вот только вернулся из провинции, где защищал своего клиента. А Эмиль приходил к нему только потому, что его вызывали в комиссариат. Однако приходил он не в день исчезновения.
В итоге на важный вывод комиссара натолкнул швейцар, который сказал, что Эмиль ушел пешком, явно направляясь куда-то недалеко. Что было рядом, помимо кабаре? Кабаре были в другой стороне. А вот в том направлении жил адвокат. И вполне может быть, что невооруженный Эмиль пошел именно к нему. При этом он несколько раз звонил адвокату домой, явно не собираясь откладывать свой визит.
Был еще один нюанс – машина адвоката. Обычно он оставлял ее возле дома, но несколько дней ее там не было.
И этот факт натолкнул Мегрэ на мысль, что именно отсутствие машины заставило адвоката держать труп Эмиля в доме. А еще – тот факт, что у Гайара не было обширной практики. В суде он появлялся очень редко, но всегда очень удачно защищал своих клиентов. И еще – он очень прилично зарабатывал, о чем не стесняясь говорили его коллеги. Жил он уединенно, жена его была больна неврастенией, и рядом с ней всегда была сиделка.
Проверили по списку дел – точно! Защищал он обычно каких-то мерзавцев небольшого масштаба, но всегда удачно. Мегрэ ткнул на удачу на фамилию парня, которого обвиняли в краже авто, и который успешно выкрутился при помощи Гайара.
Мегрэ вызвал парня к себе и тут-то все и открылось! Парень считал, что все это – часть игры. Но, когда понял, что Мегрэ не собирается ему подыгрывать, обвинил комиссара в том, что тот взял деньги, чтобы все прошло гладко (так ему обещал адвокат). Мегрэ ужасно разозлился.
Ему стало понятно, отчего Гайар так преуспевает. Он брал в работу только те дела, о которых заведомо знал, что выиграет. Но обставлял все так, что клиент его не только оплачивал услуги защиты, но и взятку разным полицейским чиновникам. Видимо, неоднократно использовал и имея Мегрэ.
Понять, что случилось с Эмилем Буле, было несложно. Он тоже обратился к Гайару в связи с тем, что его подозревали в убийстве мафиози. И именно ему он передал полмиллиона франков, поверив, что больше на допросы его не вызовут. Однако взятка предназначалась не для полиции, а была потрачена самим адвокатом, а Эмиля снова вызвали в полицию. Именно поэтому в тот вечер он много раз звонил адвокату домой, а потом отправился туда сам. При встрече он все понял и стал угрожать, что завтра пойдет в полицию и все расскажет о том, что заплатил Гайару денег и что завтра в полиции напомнит им о сделке. После этого участь Эмиля была решена: адвокат его задушил, спрятал труп на пару дней в доме, а когда его машину вернули из ремонта, отвез тело на окраину и бросил на дороге.
Гайар не отпирался. Мегрэ недоумевал, зачем Гайару понадобилось столько денег. И тот ответил, что в его жизни было две страсти: сначала – страсть к жене, которую он пытался сделать счастливой. А потом - страсть к карточной игре, которую он преодолеть не смог.
Мегрэ в виду особого случая разрешил оставить адвокату шнурки и ремень, и ночью тот повесился в камере.
#сименон #детективы