В конце раздела о развитии мышления мы хотим ещё раз обратить внимание на важное обстоятельство. Интеллигентный ребёнок очень быстро узнаёт, что важнейшим инструментом, при помощи которого можно решать самые разные задачи, является человек. Он узнает, что человек нечто, кто может думать, но он не только может, но даже охотно думает за ребёнка. Вскоре появятся различные действия, как заставить окружающих людей думать и делать за него. Познание этой возможности и особенно успешное использование этого познания может быть для ребёнка трагическим; после этого ребёнок мыслит и действует минимально, т. к. окружение думает и делает за него максимально. Ввиду этого придерживаемся этого очень важного принципа: думаем много о ребёнке, но не за ребёнка, делаем много для него, но не за него; много размышляем и вырабатываем мероприятия, при помощи которых без принуждения будем побуждать ребёнка, чтобы он с радостью думал и делал что-либо.