На днях умер Дэвид Линч, легенда и один из самых моих любимых режиссеров. В широких массах он известен сериалом «Твин Пикс», но у него много и других прекрасных работ. Все они очень разные, но объединяет их мистичность и символизм, особая атмосфера и эстетика. На самом деле, в картинах Линча нет ничего сверхзагадочного. Все ответы можно найти в подсказках и деталях, которые наполняют его фильмы. Шаг за шагом картинка складывается воедино. В его фильмах множество сцен, образов и персонажей, которые остаются в памяти навсегда.
В этой статье хочу поделиться своими впечатлениями о самых любимых фильмах маэстро. Не буду останавливаться на «Твин Пиксе», расскажу именно о полнометражных картинах и парочке короткометражек. Знатоки кино заметят, что в списке нет «Дюны» и «Внутренней империи». Это не потому, что я про них забыла, просто я их не люблю. Кстати, сам Линч считает «Дюну» своим провалом и всю жизнь пытался сознательно дистанцироваться от данного фильма. Что ж, пора переходить от лирики к кино.
1. Простая история (1999)
Пожалуй, мой самый любимый фильм Линча. Это действительно очень простая история, но при этом трогательная, светлая и проникновенная. А самое главное – понятная. Здесь нет сложных загадок и нелинейных сюжетов. Это очень теплое, доброе и атмосферное кино о силе семьи и духа, прощении, преодолении и неравнодушии. Основано на реальной истории американского пенсионера, совершившего путешествие на расстояние 400 км, кто бы мог подумать... на обычной газонокосилке.
Это классическое роуд-муви, когда герой отправляется в дорогу. Сложность в том, что это уже достаточно пожилой человек с серьезными проблемами со здоровьем. Но он очень хочет увидеть брата, с которым не виделся 10 лет. Его не останавливает отсутствие автобусов, и он отправляется в путь на газонокосилке. Герой преодолевает расстояние и препятствия, встречает разных людей и становится свидетелем обыкновенных чудес, общается и делится своей мудростью.
Интересный факт: "Простая история" очень сильно отличается от других фильмов Линча. Один из критиков так писал о ней: «Сравните это с „Малхолланд Драйв“. Это день и ночь».
Фильм получился очень спокойным, философским и медиативным, с тонким шлейфов меланхолии и ностальгии. Здесь нет экшна и особого развития, но смотрится кино легко, интересно и на одном дыхании.
2. Малхолланд Драйв (2001)
Именно с этого фильма началось мое знакомство с Линчем. Да-да, и даже «Твин Пикс» я смотрела позднее. Мне очень понравилась подача и атмосфера в этом фильме. А сцена «Silencio» навсегда осталась в моей памяти и является одной из самых любимых в кинематографе. Очень мощная и впечатляющая.
Признаюсь честно, суть фильма и сам сюжет я поняла не сразу. Периодически пересматриваю его, и каждый раз мне открываются новые тайны. Каждый новый паззл, каждая деталь, каждый символ будто открывает новый уровень загадок. Можно смотреть этот фильм бесконечно, и снова находить что-то еще.
На самом деле, история стара как мир. В Лос-Анджелес приезжает молодая актриса, чтобы покорить Голливуд. Новое здесь в том, как подана эта история. Здесь переплетаются реальность и фантазии, а персонажи сталкиваются с иллюзиями. При просмотре этого фильма просто нужно задать себе вопрос: «Что происходит на самом деле, а что лишь мечты персонажа?». И не забывайте, что реальность всегда хуже, чем фантазии и счастливые сны.
Интересный факт: изначально данный фильм задумывался, как сериал. Однако пилот был настолько запутан и длился два часа, что заказчики не взяли его. В результате Линч решил сделать полнометражную картину. Для этого ему пришлось отказаться от многих второстепенных персонажей. А актрис для фильма (Наоми Уоттс и Лауру Хэрринг) Линч выбрал по фотографии.
Не могу сказать, что это мой любимый фильм Линча. Но то, что я не забуду его никогда, это точно. А вообще, когда разгадываешь какой-то очередной символ или загадку в этом фильме, испытываешь особое удовольствие.
3. Синий бархат (1986)
Еще одна сцена из фильмов Линча, которая навсегда останется в памяти – отрезанное ухо, лежащее в красивой зеленой траве. Это кино переполнено контрастами: эстетичная яркая картинка и жуткие находки, борьба сил зла и добра, идеальная фасадная Америка и одновременно такая жестокая, демоническая, извращенная, но притягательная. Несмотря на все "ужасы", фильм показался мне милым и уютным.
Главным героем картины является студент, который и находит то самое таинственное ухо. Он начинает свое расследование и понимает, что эта находка связана с загадочной певицей и роковой красавицей Дороти. Юноша начинает следить за ней и, узнав страшную правду, пытается помочь Дороти.
Интересный факт: именно в «Синем бархате» впервые появляются знаменитые красные занавески. Вообще данный фильм считают хрестоматийным кино Линча, так как здесь задействованы все его фирменные приемы.
4. Шоссе в никуда (1997)
«Дик Лоран мертв»… Именно эта фраза сподвигла Дэвида Линча создать столь таинственный и запутанный фильм. По легенде, однажды неизвестный позвонил в дом режиссера и произнес эту фразу, которая пройдет красной нитью через всю картину.
В основе сюжета находится семейная пара. Муж играет джаз по ночам в клубе, подозревает свою жену в изменах и видит тревожные сны. Однажды кто-то звонит в домофон и произносит ту самую фразу. Позднее они начинают находить конверты с видеокассетами. На пленке – съемки героев снаружи и внутри дома…
Интересный факт: фильм снимался в самом доме Линча, что позволяет заглянуть хотя бы одним глазком в его частную жизнь.
Кино наполнено тревожной атмосферой и напряжением. Имеет необычную, запутанную и сложную структуру повествования. Чтобы во всём разобраться, возможно, придется посмотреть фильм несколько раз. Отдельно отмечу шикарный саундтрек – классики Рамштайн и Мэрилин Мэнсон, роскошная I’m Deranged от Дэвида Боуи и, конечно, незаменимый спутник Линча в сфере музыкального сопровождения Анджело Бадаламенти.
Кстати, в фильме появляется не только песня Мэрлина Мэнсона, но и он сам. Мэнсон играет здесь второстепенную роль порноактера – идеальный выбор для данной персоны.
Этот фильм – настоящий лабиринт сознания, который исследует темы вины, памяти, ревности, прощения и двойной идентичности. Здесь также поднимается проблема сталкерства, которая с каждым годом становится всё популярнее. В прошлом году Netflix выпустил на данную тему необычный сериал «Олененок». О нем я писала здесь.
5. Дикие сердцем (1990)
Один из самых романтичных фильмов Линча. Удивительно было увидеть здесь Николаса Кейджа. Хотя он известен своими экспериментами и съемками в самом разном кино. Причем иногда это настоящий шедевр, а порой – полный кринж. Считаю, что эта роль ему удалась, а его образ в змеином пиджаке с песнями а-ля Пресли навсегда остались в памяти.
Это история о страстной, рок-н-ролльной и криминальной любви, которая проходит через испытания. Главные герои здесь словно Бонни и Клайд, только их мир еще более безумный. Они бегут от проблем, а на пути их ждут сложности, угрозы и странные встречи. Картина полна сюрреалистическими элементами и эмоциями героев, которые хлещут через край. Лично мне очень нравится эта парочка.
Интересный факт: младшая дочь Линча получила имя Лула Богиния в честь главной героини фильма «Дикие сердцем».
В картине есть очень много отсылок к фильму «Волшебник страны Оз» 1939 года. Например, в мотеле главная героиня Лула щелкает красными туфельками, словно Дороти. Здесь прослеживаются очевидные сходства персонажей и темы прощания с простым невинным миром с дальнейшим погружением в более темные и странные пространства. Кстати, «Волшебник страны Оз» входит в число самых любимых фильмов самого Линча.
6. «Твин Пикс: Сквозь огонь» (1992)
Сначала приквел сериала мне не понравился. Но я дала фильму еще один шанс, и со второй попытки он очень даже зашел. Кино рассказывакт о секретах легендарной Лоры Палмер и раскрывает её как сложного, интересного персонажа. Как и в сериале, здесь есть те самые красные шторы, жутковатые визуальные эффекты и гипнотическая музыка, полутемный бар, любимый карлик и спецагент Купер.
Среди главных минусов – отсутствие Одри Хорн и то, что Донну играет другая актриса. Одри играла Шерилин Фенн (красивейшая женщина!). Она назвала 2-й сезон «Твин Пикса» провальным и отказалась сниматься в полнометражном фильме. По этой же причине не хотел играть и Кайл Маклахлен, сыгравший агента Купера. Но его всё же удалось уговорить. Кстати, и Шерили, и Кайл с удовольствием снялись в 3-ем сезоне «Твинк Пикса», который вышел спустя 25 лет, как и завещал великий Линч.
Донна – не очень приятный персонаж, но актриса Лара Флинн Бойл прекрасно сыграла её в сериале. К сожалению, во время съемок полного метра она была слишком занята другими ролями. И если без Одри еще как-то можно было обойтись, то без лучшей подруги Лоры – уже никак. Пришлось брать другую актрису. Не скажу, что она плохо играла. Но как-то не дотягивала. Да и когда привык к одному типажу, с новым кажется, что всё идет не так, как нужно.
Не могу не высказаться об Одри. Уж очень я её люблю. В первое время кажется, что она заносчивая, эгоистичная и злая интриганка. Хотя она настолько красива, что даже это ей можно простить. Но на самом деле, Одри очень умная, добрая, справедливая и порой наивная девушка с открытым сердцем, пусть слегка вредная и избалованная. Мне нравится, что она знает себе цену, при этом живет сама по себе и держится вдали от всей этой шайки с Бобби, Лорой и Донной. В общем меня очень огорчило, что Одри не было в фильме.
Интересный факт: актриса Шерилин Фенн, игравшая Одри, также снималась в фильме старшей дочери Дэвида Дженнифер Линч. Она играла главную роль в ленте «Елена в ящике» (1993 г.).
7. Человек-слон (1980)
Наряду с «Простой историей» тоже является самым адекватным (если так можно выразиться) и понятным фильмом Линча. Для меня это очень грустное и трагичное кино о сильных людях. Не только о главном герое – Джозефе Меррике, который из-за своего пугающего и необычного вида был настоящим изгоем в обществе. Долгое время он был безмолвным и бесправным артистом цирка уродов. Но и о докторе и его супруге, которые забрали Джона из этого ада.
Джон оказывается не тупым монстром, а очень умным, добрым и открытым человеком со своими мыслями, переживаниями и размышлениями. Это история о дружбе и сострадании, стереотипах и жестокости, осуждении и тупости общественных масс.
Фильм снят на основе реальной биографии Джозефа Меррика, жившего в Британии в XIX веке. У него также была тяжелая физическая деформация и он также подружился с доктором, который поддерживал и помогал Джозефу.
Интересный факт: роль Меррика исполнил актер Джон Херт, который очень тщательно готовился к съемкам. Каждый день он проводил в гримерной по 10 часов, чтобы стать похожим на персонажа. После завершения съемок он забрал слепок головы своего героя. Когда через несколько лет в дом Херта проник грабитель и увидел в шкафу эту голову. Он был настолько напуган, что сбежал без добычи.
Мне кажется, если бы этот фильм был цветным, он бы не получился таким душевным. Черно-белая лента создает особую атмосферу, не отвлекает, заставляет задуматься и помогает проникнуть в историю еще глубже. Этот фильм вдохновляет делать больше добрых дел и быть более внимательным к окружающим людям, быть смелее и не бояться общественного мнения или осуждения.
Еще больше фильмов о сильных людях и сильном духе в этой подборке
8. Алфавит (1968)
Если в полном метре Линч еще периодически вспоминает о реалистичности, то в короткометражных фильмах бросается во все тяжкие. Здесь сюрреализм, сверхстранность и символизм определяют структуру и сюжет. Здесь Линч экспериментирует и оттачивает свое мастерство. Здесь граница между реальностью и кошмарами стирается полностью.
«Алфавит» представляет собой такой сюрреализм и кошмар, от которого еще долго отходишь. В основе сюжета – девочка, которую преследуют ожившие буквы алфавита. В ленте сплетается анимация и живая съемка. А звуковой ряд включает перечисление английского алфавита, шум ветра, звук сирены и плач.
Короткометражка создает очень сильную атмосферу тревоги и дискомфорта. В общем вам повезет, если после просмотра этой картины ночью вам не приснится этот жуткий алфавит.
Интересный факт: 2/3 небольшой короткометражки составляет анимация. Линч сам нарисовал её примерно за два месяца.
9. Бабушка (1970)
Именно «Бабушка» становится для Линча переходным элементом от любительского увлечения съемками к большому кино. Кроме того, она оказала большое влияние на легендарную ленту «Голова-ластик».
Это странная и грустная история о мальчике, который страдает от жесткого обращения со стороны родителей. Чтобы спастись от ужаса, одиночества и непонимания, он придумывает для себя любящую бабушку, посадив семечко…
Интересный факт: в фильме снимались знакомые Дэвида Линча. Например, мальчика сыграл соседский мальчишка, а его родителей – друзья режиссера по художественной школе.
10. Голова-ластик (1977)
Одновременно мерзкий и милый, пугающий и притягивающий. Так можно сказать об этом фильме. После серии короткометражек Линч раскрывается во всей красе. Это его первое полнометражное кино. В нем можно явно проследить влияние «Бабушки». Тема существ, появляющихся из неоткуда, раскрывается здесь в более масштабном ключе.
Главный герой – замкнутый и скромный сотрудник фабрики Генри (кстати, внешне он мне напоминает Александра Пушного). Он живет в маленькой квартирке без окон и встречается с Мэри. Как это часто случается, девушка забеременела. Однако родился у неё пугающий мутант, который постепенно сводит Генри с ума. Вот такой незамысловатый сюжет. Если бы не ребенок – мутант, то вообще проза жизни.
Считается, что фильм основан на личном опыте Линча. Таким образом, он рассказывает о собственном детстве и страхе отцовства. В детстве ему с семьей пришлось провести 5 тревожных лет в не самом благополучном районе Филадельфии. Отсюда мрачный, грязный, гнетущий и беспросветный мир Генри. А сюжетная линия связана с рождением первого ребенка – Дженнифер Линч, которая в будущем также станет режиссером.
Фильм наполняют интересные и завораживающие образы, отсылки и аллегории. Конечно, звезда этой ленты совсем не Генри, а появляющаяся из батареи блондинка. Или, как называют её в титрах, «Леди в радиаторе». Думаю, все заметили, что она напоминает Мэрилин Монро. В фильме же она символизирует смерть. Но, нужно сказать, очень милую смерть. Несмотря на жуткие щеки, дама эта очень приятная и располагающая.
Интересные факты: сценарий был написан всего за 20 дней и включал 21 страницу. При этом фильм снимался пять лет при бюджете 100 тысяч долларов. Деньги Линчу дали его друзья. «Голова-ластик» является любимым фильмом Стенли Кубрика. Перед съемками легендарного «Сияния» он дал посмотреть эту картину актерам, чтобы настроить их на нужный лад.
Вот такая объемная получилась статья. Надеюсь, не очень нудная. Больше интересного кино, отзывов о фильмах и сериалах можно найти в моей подборке
Друзья, спасибо за внимание! Всегда рада новым подписчикам и лайкам =)