Когда заканчивались Рождественские святки, наступал Крещенский сочельник — канун большого православного праздника Крещения Господня или Богоявления. Крещение Господне являлось последним праздником рождественского цикла. В старину в народе его также называли праздником Иордана, так как именно в этой реке в возрасте 30 лет Иисус Христос принял крещение от Иоанна Предтеча. Как только Спаситель вышел из воды, то над Ним отверзлись небеса, раздался с небес голос Божий и явился Дух Божий в виде голубя.
«Поэтому-то день Крещения Господня называется еще днем Богоявления, так как теперь открылось Божество Иисуса Христа и явилась вся Святая Троица: Бог-Отец — говорил с неба, Бог-Сын — крестился в Иордане и Бог-Дух Святый — сошел на Спасителя в виде голубя» (Н. И. Успенский. Крещение Господа нашего Иисуса Христа. 1894). В некоторых центральных губернияx Российской империи канун Богоявления называли «свечками». Это было связано с тем, что в этот день, после вечерни, когда совершалось водосвятие, деревенские женщины ставили к сосуду, в котором освящалась вода, превращаясь в aгиáсму (греч. agiasma — святыня, т. е. святая, освященная вода), перевитые цветными нитями или лентами свечи.
Праздник Крещения Господня праздновался Русской православной церковью торжественно, как и Рождество Христово. Особенностью этого праздника были обряды и традиции, связанные с освящением воды. В церквях в эти два дня служили праздничные службы, вспоминали события Крещения Господня, совершался крестный ход и проводилось два водоосвящения: oдно — в храме 5 января (в наши дни 18 января), а второе — 6 января (19 января) у «Иордани» на открытом воздухе.
КРЕЩЕНСКИЙ СОЧЕЛЬНИК
Крещенский сочельник является однодневным постом, а потому весь день так же, как и Рождественский сочельник проводили в строгом посте и не ели «до святой воды». В этот день обязательно шли в церковь каждый в свою, так же, как и на Рождество Христово. Особенно много людей в церквях присутствовало во время вечерни, так как именно тогда совершалось первое водосвятие. «Сегодня великое освящение воды. Мы собирались в церковь. Мать сняла с божницы сосудец с остатками прошлогодней святой воды и вылила ее в печь, в пепел, ибо грех выливать ее на места попираемые. Отец спросил меня: — Знаешь, как прозывается по древнему богоявленская вода? Святая агиасма! <...> Посредине церкви стоял большой ушат воды и рядом парчовый столик, на котором поставлена водосвятная серебряная чаша с тремя белыми свечами по краям. На клиросе читали „пророчества“. Слова их журчали, как многоводные родники в лесу, а в тех местах, где пророки обращаются к людям, звучала набатная медь: „Измойтесь и очиститесь, оставьте лукавство пред Господом: жаждущие, идите к воде живой…«Читали тринадцать паремий. И во всех их струилось и гремело слово „вода“. <…> При пении „Глас Господень на водах“ вышли из алтаря к народу священник и диакон. На водосвятной чаше зажгли три свечи...» — так описывал службу Василий Акимович Никифоров-Волгин в своем рассказе «Крещение». После того как на чаше зажигали свечи, священник начинал читать молитву, а по окончании ее трижды погружал золотой крест в воду. В это время звучал тропарь «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи», и всех присутствующих окропляли освященной водою.
Во время вечерни в храмах толпилось много народу и каждый после водосвятия старался первым почерпнуть освященную воду, так как верили, что чем раньше почерпнешь освященную воду, тем она святее. Во время освящения воды многие из прихожан перед образом «Богоявления Господня» ставили крещенскую свечу, перевитую цветной нитью или лентой. По окончании службы свечи обязательно забирались домой и сохранялись за образами.
По возвращении из церкви каждый член семьи отпивал несколько глотков принесенной святой воды. Так же было принято окропить весь дом, все хозяйственные пристройки и все имущество, чтобы уберечь всех и вся от беды и дурного глаза.
Кроме этого, желая оградить дом от злых духов, в этот вечер было принято на дверных и оконных косяках, притолках, а также на хозяйственных постройках и даже улиях углем, горящей свечой, специальным мелом, чертить три креста, и к этому могли добавить следующую надпись «C.+M.+B.». «Буквы эти по преданию означают имена трех волхвов, путешествующих со звездою к Предвечному Младенцу: Casper, Melchior, Baltasar. (Надписи эти делаются, впрочем, и не у одних крестьян, но и повсеместно в разных классах общества.) Остаток мела сохраняется, как лекарство от боли в животе» (М. А. Дмитриев. Собрание песен, сказок, обрядов и обычаев крестьян Северо-Западного края. 1869). После этого садились за стол.
Стол в Крещенский сочельник был обязательно постным и напоминал стол на Рождественский сочельник. Присутствовали кутья, взвар, постный борщ или щи, постные блины, рыба, вареники и другие постные блюда. Стол накрывали празднично на определенное количество кувертов. «Печеную картошку ели с солью, кислую капусту, в которой попадались морозинки (стояла в холодном подполе), пахнущие укропом огурцы и сладкую, медом заправленную кашу. Во время ужина начался зазвон к Иорданскому всенощному бдению» (В. A. Никифоров-Волгин. Крещение). Всенощное бдение на Крещение Господне начиналось, как и рождественское, великим повечерием.
Вечером дома подготавливали и все необходимое для праздничного крещенского стола и встречи гостей на следующий день.
В НОЧЬ С 5 (18) НА 6 (19) ЯНВАРЯ
В полночь, особенно в деревнях, ходили к рекам и водоемам, поглядеть как «купается Иисус» и, конечно же, в ночь с 5 на 6 января гадали, веря, что именно в эту ночь гадание отличается особой точностью. Несмотря на неодобрение и порицание со стороны церкви, в крещенскую ночь на суженых и на будущее гадали все: от мала до велика, в деревенских избах и великосветских салонах.
Спали в эту ночь мало. Невозможно не отметить, что купание в прорубях в Крещенскую ночь, которые мы наблюдаем в наши дни, до революции не практиковались. Тогда верили, что в это время в воде находится сам Господь и мешать ему нельзя. Те же, кто решался, погружался в прорубь днем 6 января и только после водосвятия.
КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ
Праздник Крещения Господня начинался с праздничной службы с обязательным крестным ходом к «Иордани» (в народе чаще называли «Ердань»), где совершалось водосвятиe. На заранее выбранном водоеме, обычно это были реки и озера, располагающиеся в непосредственной близости к церкви, во льду старательно вырубалась сама «Иордань» — прорубь в форме креста, и устраивалась выносная часовня — «иорданская сень». «После Литургии с святым крестом, святыми иконами, хоругвями священники, со своими прихожанами, идут на реку, где и совершается водоосвящение, с пением тропаря празднику: „во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Тройческое явися поклонение…“ Трогательное торжество водоосвящения переносит мысль верующих к тому времени, когда И. Христос крестился в Иордане… поэтому и крестный ход на реку называется ходом на Иордан», — писал Василий Никольский в книге «Двунадесятые праздники Православной церкви, или Цветник церковного сада».
Крестный ход сопровождался звоном колоколов. Когда священнослужитель погружал крест в воду, то начинался водосвятный перезвон, а на словах «во Иордане крещающуся Тебе, Господи...» начинали палить из пушек.
После водосвятия верующие черпали святую воду, умывались ею и пили. В проруби окунались единицы, в основном те, кто во время святок увлекался ряженьем, или тяжело больные люди, которым оставалось лишь одно — надеяться на чудо.
В Москве главное «шествие на Иордань» совершалось от Успенского собора Московского Кремля до Москвы-реки. A самая главная «Иордань» страны проходила в тогдашней столице — Санкт-Петербурге, на Неве, с участием высшего духовенства, императора, членов императорской семьи и свиты.
После возвращения из церквей и водосвятия верующие разговлялись за праздничным столом, на котором присутствовал запеченный поросенок, щи или борщ с мясом, дичь, заливные и студни, пироги с мясной, рыбной, ягодной и другими начинками, торты, мороженое и пр.
Родственникам и близким знакомым наносили праздничные визиты, которые, в связи с обязательным посещением церкви и водосвятия, начинались значительно позже обычного. Гостей могли пригласить на обед или угостить чаем.
Частью праздничных традиций в этот день являлось посещение театров.
После Крещения Господня череда зимних праздников оканчивалась, и праздничная суета сменялась на повседневную размеренную жизнь до самой Масленицы.
------------------
Поздравляю с Крещенским сочельником и наступающим светлым праздником Крещения Господнего!
Пусть чистая, крещенская вода унесет с собой все горести, беды, болезни и печали. Желаю мира, добра, достатка и благополучия во всем и, конечно же, внутреннего спокойствия, теплоты, уюта и мира вашему дому!
По материалам книги «Традиции и истории Рождества».