О подвиге русского крейсера «Варяг» известно многим. 27 января (9 февраля) исполняется 121 год этому историческому сражению. Но знаете ли вы, что на этом крейсере служил и принимал самое непосредственное участие в том героическом эпизоде русско-японской войны матрос житель города Моршанска Василий Тимофеевич Бусыгин? Да и другие наши земляки тоже участвовали в русско-японской войне. Давайте вспомним тех из них, кого мы знаем…
Но сначала о самом сражении. Утром 27 января (9 февраля) 1904 года «Варяг» вместе с канонерской лодкой «Кореец» находился в нейтральном корейском порту Чемульпо. Там его блокировала японская эскадра контр-адмирала Урну, который угрожал атаковать русские корабли на рейде, если только они не покинут его до 12 часов.
Командир «Варяга» капитан первого ранга В.Ф.Руднев принял решение с боем прорываться в Порт-Артур. В героическом неравном сражении с японской эскадрой, куда входили один тяжелый и пять легких крейсеров, восемь миноносцев, у острова Йодолми «Варяг» повредил два крейсера противника и потопил один его миноносец. К сожалению, тяжелые повреждения получил и наш корабль. Бой продолжался 1,5 часа. 122 человека из команды крейсера были убиты и ранены.
Чтобы не допустить захвата кораблей, экипажи взорвали «Кореец», затопили «Варяг» и через нейтральные порты вернулись в Россию. С тех самых пор крейсер «Варяг» стал символом несгибаемой стойкости и мужества российских моряков.
А теперь о наших земляках-матросах. К сожалению, каких-либо биографических данных о Василии Тимофеевиче Бусыгине не сохранилось, лишь в Моршанском музее хранится фотография, на которой он запечатлен с сослуживцами. Но в русско-японской войне принимали участие и другие уроженцы моршанской земли. Например, Андрей Дмитриевич Радин. Он родился в Моршанске в 1880 году. Умер 5 мая 1969 года. О нем известно, что во время той давней военной кампании 1904 – 1905 годов матрос Радин был пленен японцами. Отвага и мужество А.Д.Радина были отмечены высокой и редкой наградой – крестом «За Порт-Артур». Андрей Дмитриевич проживал в нашем городе на улице Сакко и Ванцетти.
С японцами в то время воевали и уроженец села Новотомникова Ефрем Юдайевич (служил в Порт-Артуре на броненосце «Пересвет»), а также житель села Пеньки Иван Васильевич Котельников. За героизм и отвагу Ивана Васильевича наградили двумя Георгиевскими крестами и несколькими медалями. Об этом человеке известно, что он воспитывал дочь Елену.
Похожая заметка с аналогичными данными под названием «Врагу не сдается наш гордый «Варяг» несколько лет назад вышла в газете «Согласие». И буквально несколько дней спустя я, как ее автор, получила письмо от А.М.Воронина, проживавшего на железнодорожной станции Коршуновка. Он, оказывается, был лично знаком с Ефремом Юдайевичем (оказалось, что это отчество) Юткиным.
Со слов А.М.Воронина, наш земляк Е.Ю.Юткин действительно служил на броненосце «Пересвет» - артиллеристом, участвовал в Цусимском сражении и в память о том героическом времени бережно хранил царскую военную морскую форму. Жил Ефрем Юдайевич в селе Старотомниково, и А.М.Воронин считал, что он был его уроженцем.
Е.Ю.Юткин рассказывал Воронину, что когда новобранцы – все высокие, крепкие, как на подбор, – уходили на русско-японскую войну, граф И.И.Воронцов –Дашков, которому принадлежало село, организовал молебен об их здравии и благополучном возвращении, а потом, при большом стечении народа, объявил, что прощает солдатам их долги.
По завершении русско-японской военной кампании Е.Ю.Юткин вернулся домой. Граф встретился с ним лично, дал согласие на строительство дома. В нем супруги Юткины и прожили до самой смерти, детей у них не было. Кроме того, граф определил Юткина на работу в лесничество. В советское время Ефрем Юдайевич работал там же, выращивал саженцы, ухаживал за посадками деревьев. На пенсию не торопился, здоровье, слава Богу, позволяло. В лесничестве трудился лет до 80-ти.
По словам А.М.Воронина, внешне старый моряк походил на кряжистый сильный дуб – ростом высок, широкоплеч, крепок. Зимой ходил легко одетым, в лаптях и онучах. Шагает, бывало, по лесу – заиндевелая борода до пояса на ветру развевается.
Как говорил А.М.Воронин, что был Е.Ю.Юткин человеком общительным, любил молодежь, всегда был с девчатами и парнями на деревенских гуляньях – на Пасху или на Троицу, в советское время эти православные праздники отмечались в наших деревнях по-старому широко. Некоторых, кому он особенно доверял, Е.Ю. Юткин приглашал домой и показывал царскую парадную военную морскую форму. Среди избранных был и брат А.М.Воронина, тоже военный моряк.
Однажды про Ефрема Юдайевича написала газета «Коммунист». Дело было в самом начале 60-х годов прошлого века. Это вышло так. А.М.Воронин в то время дружил с редакционным шофером В.Н.Яковлевым. Однажды он возьми и скажи ему: «У нас в Старотомникове живет участник Цусимской битвы. Вот о ком надо писать!». Вскоре на место выехал корреспондент и подготовил по такому случаю большой материал. К великому сожалению, впоследствии отыскать эту публикацию в старых газетных подшивках мне не удалось.
После выступления газеты к Ефрему Юдайевичу Юткину зачастили в гости пионеры, ребятам хотелось подробно узнать о давнем сражении, как говорится, из первых уст. Однажды Юткин разоткровенничался с ребятами: «Да, при графе Воронцове мне жилось очень даже неплохо!». С тех самых пор пионеры в гости к нему больше не приходили – не про то Ефрем Юдайевич рассказал ребятишкам!
Ефрем Юдайевич Юткин умер на 93-м году. Жил он честно, с открытой душой, и люди его уважали. К сожалению, не осталось ни одной его фотографии.
Не забывайте ставить лайки и подписываться на канал!
В публикации газеты "Согласия" использовались документы моршанского музея.