Найти в Дзене
Пристальный взгляд

Недетская литература

Недавно что-то потянуло перечитать «Овод» и Гайдара: «Школа» и «Судьба барабанщика». Т.е. прочитать первый раз, т.к. ничего в памяти не осталось кроме смутных ощущений – и то неверных. Давно не читал ничего столь интересного и актуального – видимо, сближаются фазы исторического процесса. Почему это считается детской литературой, что может в этом понять ребенок? «Школа» Описан механизм поддержания школьной дисциплины, работавший как часы – кому это могло быть интересно в советское время? Некоторые строки первой части пропитаны едкой иронией салтыковской концентрации – ребенок ее просто не считывает. Напр., рассказ о битве на плотах из досок (единственное, что «зашло» в детстве) подан в стиле серьезных газетных (нынешних диванных) аналитиков, рассуждающих о флотах и военных финансах. Поразительная (наверное, не имеющая аналогов) честность автора. Попадает к белым – отмечает, что выучка и дисциплина не в нашу пользу. Предмет долгой рефлексии – собственный выбор. Выходцы из некоторых слоев

Недавно что-то потянуло перечитать «Овод» и Гайдара: «Школа» и «Судьба барабанщика». Т.е. прочитать первый раз, т.к. ничего в памяти не осталось кроме смутных ощущений – и то неверных. Давно не читал ничего столь интересного и актуального – видимо, сближаются фазы исторического процесса.

Почему это считается детской литературой, что может в этом понять ребенок?

«Школа»

Описан механизм поддержания школьной дисциплины, работавший как часы – кому это могло быть интересно в советское время?

Некоторые строки первой части пропитаны едкой иронией салтыковской концентрации – ребенок ее просто не считывает. Напр., рассказ о битве на плотах из досок (единственное, что «зашло» в детстве) подан в стиле серьезных газетных (нынешних диванных) аналитиков, рассуждающих о флотах и военных финансах.

Поразительная (наверное, не имеющая аналогов) честность автора. Попадает к белым – отмечает, что выучка и дисциплина не в нашу пользу.

Предмет долгой рефлексии – собственный выбор. Выходцы из некоторых слоев тогда с одинаковым успехом могли оказаться на любой стороне, а также и менять сторону (такова гражданская война). По большому счету выбор был случаен. Автор как раз из таких.

Если кадровые белые – тяжелый противник, то немцы – просто необоримы.

Вступление в партию в 15 лет.

«Судьба барабанщика».

Описана поразительная податливость детской психики: вчера приличный пионер, завтра таскает чемоданы ворам.

Вопреки названию мы не видим барабанщика – роль ГГ в пионерском отряде. Эта организация показана как никчемная с самого начала.

Опять финансы.

Характерные, документальные черты времени.

Сталинские облигации по стоимости равны мусору, как лотерейные билеты. Это было настолько очевидно, что все проглотили, не заметив – и цензор, и доносчики из читателей, и сам Главный читатель. Я обратил внимание только из-за контекста современных сталинистских наяриваний.

Опять честность. Союз шпиона и вора – это курам на смех. Кто у нас кровавые бандиты, склонные к шпионажу? – Троцкисты, так и задумывалось. Но даже в самый разгар общего психоза автор не смог. А вот автор «Как закалялась сталь» – смог (если та пара страниц – не редакторская вставка).

«Овод» надо бы подсунуть какому-н. депутату из неадекватных – почему ЭТО до сих пор не запрещено?! Там еще и описание конспиративной деятельности.

Но да, настоящим атеистом может быть только по-настоящему веривший.

Но я выцепил неприятное и для левой повесточки: Овод ужасный расист – и есть от чего. Он был в Ю. Ам. рабом негра, рабом раба, рабом в квадрате, второго порядка! А вот в Северной Америке такого не было. Отсюда понятно, что в обществе, где каждый может оказать на самом дне, этот расизм – защитная солидарность именно трудящихся белых (богатым она не нужна). Американская мечта – это такая утопия: страна будет свободной, все люди будут равны и у каждого будет по 5 рабов.

Стоит ли удивляться бывшим возвратным формам у нас, если тут такое – рабовладение в капитализме, прямо-таки полисный строй!

Но в худ. отношении роман вторичен, «монте-кристовщина», потому значения не имеет.