О падении Кадии уже написано достаточно… нет. Не совсем. Одно дело — расписать подвиги с обеих сторон (подозреваю, нас ждут еще книги целиком от лица Абаддона и его команды), а другое — сделать это с участием некронов и с учетом их понимания истинных причин происходящего. Итак, у меня сегодня есть немного очень личного мнения о романе Роберта Рафа «Падение Кадии».
Книжка предваряется небольшим рассказом о Тразине и других некронских владыках «Кровоточащие звезды», и фирменный черный юмор Рафа здесь разгулялся на всю катушку. Сварливые, склочные мудрецы, для которых 60 миллионов лет не срок, а органики — неудачный эксперимент, вот каковы некроны. Один из них прямо говорит, что истребление необходимо, так как уравняет всех. Ну, а Тразин… он Тразин: органическую жизнь истреблять не намерен, ибо что же тогда он будет помещать в свой музей. Однако его амбиции простираются несколько дальше: «Им нужен спаситель, — произнёс Тразин, приняв оружие и с треском эфирной энергии воспламенив его навершие. — И пока их Бог-Император не восстанет, сгожусь и я». Читать этот рассказ я советую обязательно, так как именно в нем раскрывается, почему Абаддон атакует Кадию, в чем состоят его истинные цели и какова опасность его действий для всей Галактики. Иезекиль не мелочится; интересно, что он будет делать, если достигнет целей? Полетит воевать туманность Андромеды?
А потом начинается, собственно, Кадия.
Начинается с хороших новостей: Черный Крестовый поход отступает. Можно и отпраздновать. Даже фейерверки запустить, несмотря на запрет. Урсакар Крид опасается, что это обманный маневр, но к нему, как водится, мало кто прислушивается — до тех пор, пока корабль-часовой не передаст код «разбитый черный».
В небольшом предисловии Раф кое-что проясняет. И он не лукавит с читателем. «Падение Кадии» не лишено остросоциального звучания. Вместо общества повально преданных Империуму людей (непонятно с чего и чем живущих) мы увидим крайне военизированное общество с продуктовыми карточками и жесткой иерархией. Вместо пафосных забронзовелых воителей мы увидим реалистичных людей, страдающих, с хитринкой, а еще — мелочно ловчащих. Например, на Кадии распространен саботаж. И не потому, что кадианцы за Абаддона, а потому что они с этого имеют навар. Возможным это стало из-за жесткой системы социальных лифтов и распределения благ, которые на Кадии в крайнем дефиците. Вероятно, кадианец, который отоваривает поддельную продуктовую карточку, завтра с честью падет в бою с хаоситами. Но сейчас он получает дополнительный кусок мяса, отлично зная, что этот кусок украден у его же товарища…
И все-таки они с честью сражаются и погибают.
Очень показательна в этом плане история одного из кадианцев, который попал в армию только благодаря своему влиятельному отцу, иначе на его легкую инвалидность никто не закрывал бы глаза.
В центре кадианской сюжетной линии стоит, конечно же, Урсакар Крид. Хотя он «неулучшенный» человек, но масштаб его личности позволяет ему быть антагонистом Абаддона. В то же время эта линия — не о Криде, а о кадианцах вообще, поэтому у нас будет много глав, написанных от лица других воинов Кадии. В том числе и настоящих предателей…
Но у книги, как у всякого романа, более сложная структура. Нам расскажут не только о кадианцах, но и о самом Абаддоне. Он показан глазами женщины-псайкера, которая верно служит Разорителю и Губительным Силам. Между прочим, он не всегда бывает ужасающим. С юной псайкершей он прямо-таки ламповая няша. И псайкерша видит Абаддона с «тяжестью на благородных плечах» и сочувствует ему, видя, какой на нем лежит груз ответственности. Замыслы у него действительно весьма масштабные, и в какой-то момент читатель тоже воспринимает эту личность как величественную, исключительную, заслуживающую восхищения… Но надо понимать, что эта исключительная личность всю неестественно долгую жизнь несла только разрушение. Также показаны и его соратники. Иногда они выглядят почти карикатурно, почти комично — пока не вспомнишь, сколько крови на их руках. И в то же время видно, что это грозная сила, только изуродованная служением злу. Вот с ними Абаддон не церемонится, требуя полного подчинения и четкого выполнения своих приказов.
Скажем так: мы в курсе, что Кадия пала, однако на ней было кому хорошенько настучать хаоситам по шее. Раф выводит не только кадианцев: на страницах книги появляются очень выразительные Волки, в частности, их предводитель Свен Кровавый Вой, очень яркие адепта сороритас, хорошо показанные Храмовники во главе с маршалом Амальрихом — один из персонажей находит его самым устрашающим из всех, Темные Ангелы, представители Инквизиции… Согласия им удается достичь не сразу. То, что имперские силы часто напоминают лебедя, щуку и рака, уже давно стало общим местом книг по Вархаммеру, но иначе, скорее всего, и быть не может: когда сходятся силы с таким уровнем самостоятельности в принятии решений, почти всегда получается «кто в лес, кто по дрова». Раф меняет стиль повествования в главах от лица каждого из них: например, глава от лица Свена написана почти былинным языком, как скандинавская сага. А кадианский полковник читает стихи собственного сочинения…
Нет, ну Коул там тоже будет! И Тразин, как без него. Страницы с ними просто шикарны.
Скажем так: если вы открываете книги только ради сцен сражений, то в «Падении Кадии» их предостаточно. И пустотных, и наземных, и воздушных, и с демонами, и с астартес. Однако, как всякая хорошая книга, «Падение Кадии» не втискивается в прокрустово ложе жанровых условностей. Через экшн-сцены Раф показывает очень много чисто человеческих достоинств и пороков, выборов и этических дилемм. Поэтому «Падение Кадии» не стоит читать просто как боевичок, чтобы занять вечер, для разгрузки мозга существует масса проходняка. А это — хорошая книга для вдумчивого чтения, написанная с драйвом и динамично. И да, готовьтесь к уровню стеклища выше среднего.
Худ. FrostLlamzon