В рамках проекта "Гамма" на ВАЗе приступили к созданию нового семейства переднеприводных автомобилей в нескольких вариантах кузова-пятидверный хетчбэк, четырёхдверного седана.
Приоритетной оказалась модель- ВАЗ-2108, казалось бы, странный выбор не очень удобного в использовании трёхдверного хетчбэка. Причина была проста: практически половина ВАЗовской продукции шла на экспорт, в том числе примерно 20% в кап.страны. А там на рубеже 70-х, 80-х годов в особо малом и малом классах авто рынка практически безраздельно господствовали хэтчбеки. Седаны сохранялись в производственных программах только как нишевое предложение.
Следом за ВАЗ-2108 появился ВАЗ-2109 с пятидверный кузовом типа "хэтчбек".
И лишь потом очередь дошла до трёхобъёмного четырёхдверного седана. Разработка этой машины началась ещё в 1980 году, причём до до 1985 года седан проходил в документации под индексом ВАЗ-2110, поскольку поначалу его выход планировался после пятидверного хэтчбека ВАЗ-2109. Позже проект пересмотрели в сторону упрощения, отказавшись от полностью нового кузова. Фактически к девятке приделали багажник. Седан в средней части кузова был полностью унифицирован с ВАЗ-2109, а переднюю часть подвергли небольшой доработке. чтобы увязать её с новым силуэтом....