Эту статью я написала во время пандемии ковида.
Пока я сижу в режиме самоизоляции, хочу написать свои впечатления о фильме "Анна Герман. Тайна белого ангела"
Этот фильм был обречен на успех только потому, что там звучит божественный голос великой певицы. Но какой же фильм о знаменитости обходится без художественного вымысла! В фильме этого вымысла очень много, и подобран он весьма специфическим образом.
Кратко перечислю основные несовпадения фильма с реальной биографией певицы.
1. В фильме есть главный злодей. Это великий и ужасный сотрудник НКВД Валентин Лавришин, безумно влюбленный в мать Анны, Ирму Мартенс.
От него семья спасается бегством на протяжении всего периода жизни в СССР, да и в Польше он периодически их находит и наводит ужас на Ирму. Из воспоминаний белорусского композитора Валентины Серых: "Мы были по-женски откровенны с пани Ирмой, я многое о ней знала. И могу сказать точно: чекиста, маниакально преследовавшего ее всю жизнь, НЕ СУЩЕСТВОВАЛО"
2. Анна в фильме года на три старше настоящей Герман. Когда арестовали ее отца, ей было полтора года и помнить она его не могла.
3. В Ургенч семью Анны не депортировали. Они приехали туда сами, т.к. Ойгена хотели привлечь по делу убийства Кирова.
4. У отца Анны, Ойгена, была семья. Жена Альма и сын Рудольф. С Ирмой он познакомился позже, и их брак зарегистрирован не был. А почему он бросил семью? Это уже совсем другая история.
5. Арест Ойгена Германа - это просто анекдот. Нехороший чекист Валентин вызывает его в отделение и сообщает, что за ним приедут в 6 ч вечера. (решил побыть благородным и дать ему возможность исчезнуть) У Ойгена куча времени чтобы взять ноги в руки и двигаться в любом направлении подальше отсюда. И что вы думаете, он все это время делал? Сидел и ждал когда его арестуют. И это при том что ему и семья, и сослуживцы на работе хором кричат "Беги!!!" Господа киношники, неужели вы не видите, НАСКОЛЬКО ГЛУПО ВЫГЛЯДЯТ СО СТОРОНЫ ТАКИЕ ВЕЩИ?
В реальной жизни Ойген Герман не был блаженным идиотом. До знакомства с Ирмой Мартенс он работал бухгалтером фабрики-кухни на одном угледобывающем комбинате в Донбассе. Внезапная ревизия вскрыла значительную недостачу, и Ойген оказался перед неминуемым арестом.
Правонарушения, подобные этому, в то время наказывались двумя-тремя годами тюрьмы или лагерей. Но он хорошо знал, что его будут судить не как обычного растратчика: Его отец был арестован как священник и осуждён на пять лет лагерей. два брата «предали социалистическую родину» - бежали за границу. Так что арест означал бы для него верный конец. Поэтому он решил перейти через горные хребты Средней Азии… и перебраться к брату. И он БРОСИЛ ЖЕНУ АЛЬМУ С РЕБЕНКОМ и ушел. Сказал, что вышел на минутку и не вернулся. (Артур Герман "Неизвестная Анна Герман") А тогда, в 1937 году, его арестовали СРАЗУ по ложному обвинению (впоследствии он был реабилитирован, к сожалению посмертно)
6. Маленький Фридрих родился после ареста отца. Умер он в Ташкенте от скарлатины, а не в поезде по пути в Сибирь. Ирма была здравомыслящей женщиной, и когда отправлялась на поиски мужа, детей оставляла с бабушкой. Анна тогда тоже заболела, но смогла выздороветь.
7. У семьи Анны были проблемы скорее с чиновниками, чем с местными жителями. Мальчик, швыряющий в Анну камнями, скорее художественный вымысел, чем правда.
8. Во время войны преподавание немецкого в школах НЕ ОТМЕНЯЛОСЬ.
Семья Анны уехала в Польшу в 1946 году совершенно легально. Ни в какие азиатские национальные костюмы им для этого рядиться не пришлось, на вокзал никакой безумный чекист не звонил и поезд остановить не требовал. У них проверили документы на границе и выпустили из СССР.
9. После автокатастрофы, в которой она чудом выжила, после лечения в Италии Анна возвращается в Польшу и попадает в польскую больницу.
Здесь авторы фильма очень постарались смешать с грязью польскую медицину. Ей не хватает места в палате и ее, в гипсе практически с головы до ног, кладут в коридор!!! И только усилиями жениха Збышека,
который дошел до министра, ее переводят в отдельную палату.
Ничего подобного в мемуарах Анны Герман НЕТ. Да и не могло быть, она уже была в те времена достаточно известной и любимой всеми певицей. (это равносильно тому, если бы у нас положили в коридор вместо палаты какую-нибудь Софию Ротару) После внимательных и чутких итальянских медиков были показаны польские санитарки-мымры и безответственные врачи. Почему безответственные? Сразу после снятия гипса Анна пытается встать с кровати и падает на пол. Дело в том, что врач обязан озвучить пациенту, и не один раз, чего ему можно делать, а чего нельзя после такой травмы! Раз она попыталась встать, вывод только один - врачи ей это не озвучили. ГОСПОДА ПОЛЯКИ, ВАМ САМИМ НЕ ПРОТИВНО ВСЕ ЭТО СМОТРЕТЬ?
Вот что пишет об этом сама Анна в книге "Вернись в Сорренто?" : "С вечной благодарностью буду я вспоминать профессора Вейсса. Он сократил мои страдания на целых десять дней!
Мне было ИЗВЕСТНО, что снятие гипса еще не означает возможность двигаться. Однако я не представляла, что еще в течение многих месяцев все останется практически без изменений, что мне предстоят многомесячные тренировки ..."
"Несмотря ни на что, я растроганно вспоминаю свое пребывание в клинике профессора Вейсса. (Пишу «несмотря ни на что» потому, что больница есть больница. Стоит мне услышать это слово, как на меня и сейчас еще нападает тоска.) Все были добры ко мне, на всех уровнях медицинской иерархии – начиная от врачей и кончая нянечками. Помню старшую медсестру, пани Басю – молодую маму маленькой Агнешки. Помню сестру Терезу, наделенную редким чувством юмора; Мариолу с ее всегда изысканной прической; Весю – маму маленького Кшиштофа, и других, чьих имен я не помню, но их родные фигурки в накрахмаленных халатиках как живые стоят у меня перед глазами.
С особой благодарностью вспоминаю нянечку, пани Адамскую, очень красивую женщину, чья красота не поблекла, несмотря на тяжелую работу. Ко всем больным она относилась с одинаковой добротой и терпением, всегда доброжелательная, милая, улыбающаяся..."
Дорогие телезрители, очень советую вам после просмотра подобных киношедевров почитать настоящую биоргафию Анны, почитать книги, написанные ею самой.
1. Анна Герман "Жизнь, рассказанная ею самой. Гимн любви. Я не вернусь в Сорренто"
2. Анна Герман "Вернись в Сорреното?"
3. Ирма Мартенс "Человеческая судьба"
4. Артур Герман "Неисвестная Анна Герман"