На каждом холодильнике в семье, которая решила обучать чтению своего малыша, мы найдем алфавит. Часто - это алфавит с опорными картинками для каждой буквы.
Зачастую такие варианты вызывают у меня, как у практикующего педагога, определенные сомнения и вот почему:
Возьмем звук О, для него опорной картинкой в худшем варианте могут быть окно, олень, оса, обезьяна. Почему? Да потому, что мы орфоэпически (по правилам произношения) эти слова мы слышим со звуком А ([акно, алень] В таких алфавитах вам стоит обращать внимание на то, чтобы буква соответствовала звуку в опорной картинке, то есть для буквы О, это будут картинки с облаком, островом, озером или обручем, например.
Кроме этих нюансов Вам нужно сформировать очень четкое правило (при работе с такими алфавитами): добавлять по 2, 3 слова на изучаемый звук дополнительно. Пример: В, нарисован ВОЛК, а Вы добавляете еще слова (вода, вулкан, варенье). Для чего? Чтобы не было жестокой привязки: В - волк, А - акула. Иначе чтения слогов нам не видать, как своих ушей!
Также стоит обращать внимание на то, чтобы все буквы были печатными. Если для каждой буквы даются печатные и прописные, заглавные и строчные варианты написания, то такой алфавит только рассеет внимание ребенка, который только начинает изучать буквы и звуки.
Стоит выбирать алфавиты с одним вариантом написания, где ребенок будет видеть одну графему и ассоциировать с ней звук.
Примером алфавита, который не запутает ребенка, может служить словолодочный алфавит с волшебными капельками.
Здесь один единственный вариант печатания буквы и отражена лишь одна, важная для нас характеристика, – гласность/согласность.
Красным цветом и большой каплей выделен гласный звук. Капля большая, потому что нет препятствия для артикуляционного аппарата, рот у нас открыт широко и гласный звук идет свободно. Согласные же звуки выделены черным цветом и маленькой каплей, потому что при произношении создается препятствие для артикуляционного аппарата.
Такой вариант алфавита не запутает ребенка при изучении букв и звуков, и позволит научиться ассоциировать определенный звук с его графемой, а затем успешно читать слоги и слова.