Найти в Дзене
Вещь вне себя

Скульптурные лампы Дэвида Линча

«Не пытайтесь бороться с темнотой. Даже не тревожьтесь о ней. Просто зажгите свет, и темнота уйдёт. Зажгите свет чистого разума, и всё отрицательное исчезнет»

Вчера, за три дня до своего 79 летия скончался американский режиссер, художник, музыкант и фотограф Дэвид Линч. Его работы всегда заставали зрителей врасплох, увлекали в сюрреалистичные миры, полные тайн и загадок, ответы на которые всегда надо было находить самостоятельно. Мне нравится открывать для себя разные грани его таланта и находить малоизвестные произведения. Такова серия скульптурных ламп, созданных на основе различных комбинаций стали, дерева, смолы, оргстекла и гипса, которые он создавал в период с 2002 по 2022 годы.

-2

Впервые об этом направлении творчества Линча стало известно, благодаря короткометражке "Лампа" 2003 года, в которой он подробно рассказал о создании одноименной функциональной скульптуры в своей мастерской: о том, как рождается форма и возникает цвет.

Его ранние лампы 2002-2011 можно отнести к органической абстракции, где природа занимает место человека, словно обрастая вокруг мертвой материей. Основание или главный визуальный элемент почти всегда выглядит словно из жевачки, налепленной вокруг глаголя, Г-образного элемента, создающего дополнительную опору для основания в скульптуре из глины. Также обращает на себя внимание необычное обращение Линча со шнуром лампы: он выглядит как собачий поводок или как пуповина, придающая мертвому объекту жизненную силу в виде электричества.

Светильники, созданные в локдаун, 2020-2022 ближе к геометрической абстракции. Благодаря использованию регулярных элементов, чистых цветов и ясных форм, становятся переосмыслением функциональной архитектуры и наследия Баухауза. Шнур, будучи свободным и дряблым материалом, дисциплинируется металлическими стойками, что открывает еще одно прочтение: шнур как символ подавления воли.

«Я люблю электричество. Я люблю лампочки, особенно старые стеклянные лампочки с нитью накаливания и разной формы. А еще мне нравится моя столярная мастерская, где я люблю делать вещи из дерева. Я могу проектировать эти лампы благодаря моему другу Альфредо - мастеру по металлу: он делает основу из металла, а я работаю с деревом, пластиком или гипсом. Это скульптуры, но у них также есть свое предназначение в доме, и мне это очень нравится».

Прежде всего лампы Линча вызывают ассоциации с кадрами из его собственных фильмов, где лампы, занавески и персонажи растворяются в всепоглощающем настроении, заставляющем зрителей забывать о сюжете. Например, в "Внутренней империи" зловеще-янтарные абажуры создают чувство угрозы. Его лампы излучают ровно столько света, чтобы не казаться бесполезными, что соответствует стилю Линча, в котором настроение важнее ясности происходящего. В той же мере они являются продолжением или еще одним расширением его картин, точнее масштабных объемных коллажей - ассамбляжей - со светящимися элементами.