Найти в Дзене
ProNestory

КАК ВЫСМЕИВАЛИ АЛКОГОЛИЗМ В СОВЕТСКИХ АНЕКДОТАХ 1950-Х - 1980-Х ГОДОВ

За фасадом относительного советского благополучия и стабильности послесталинского периода развития СССР 1950-1980-х годов скрывалось множество социальных проблем. Среди них особое место занимал алкоголизм. Алкоголизм традиционно являлся одним из основных социальных бедствий российского государства и общества. Парадокс проблемной ситуации заключался в том, что государство, не отрицая наличие проблемы алкоголизма в обществе, рассматривало производство и продажу вино-водочных изделий как одну из значительных частей денежных поступлений в бюджет. Поэтому борьбе с алкоголизмом государство начинало уделять внимание только тогда, когда его употребление принимало катастрофические последствия для советского общества. В частности, при проведении одного из исследований, осуществленных в 1975 году, выяснилось, что 8 % всех смертельных случаев в СССР являются результатом избыточного употребления вино-водочных напитков или непосредственного отравления алкоголем, а 60% всех совершённых самоубийств я

Анекдот, являющийся одной из самых популярных и востребованных форм устного фольклора, позволял советскому человеку в условиях тотального, идеологического контроля критически оценивать негативные тенденции развития советского государства. Одной из серьёзных социальных проблем советского общества второй половины ХХ века становится алкоголизм. В статье рассматриваются особенности восприятия в советском обществе 1950-1980-х годов алкоголизма, как социальной проблемы, через призму смеховой культуры анекдота.

За фасадом относительного советского благополучия и стабильности послесталинского периода развития СССР 1950-1980-х годов скрывалось множество социальных проблем. Среди них особое место занимал алкоголизм. Алкоголизм традиционно являлся одним из основных социальных бедствий российского государства и общества. Парадокс проблемной ситуации заключался в том, что государство, не отрицая наличие проблемы алкоголизма в обществе, рассматривало производство и продажу вино-водочных изделий как одну из значительных частей денежных поступлений в бюджет. Поэтому борьбе с алкоголизмом государство начинало уделять внимание только тогда, когда его употребление принимало катастрофические последствия для советского общества. В частности, при проведении одного из исследований, осуществленных в 1975 году, выяснилось, что 8 % всех смертельных случаев в СССР являются результатом избыточного употребления вино-водочных напитков или непосредственного отравления алкоголем, а 60% всех совершённых самоубийств являются следствием алкоголизма.

Естественно советская власть не могла оставаться безразличной к этой социальной проблеме. Во второй половине ХХ века в СССР последовательно проводились антиалкогольные кампании, самыми известными из которых стали кампании 1958, 1972 и 1985 годов. Одним из средств, позволявших акцентировать внимание на этом социальном зле и обличать порок, являлся юмор. Десятилетиями существующий в условиях тотального политического контроля, советский народ в повседневной жизни формировал своё отношение к событиям внутри- и внешнеполитической жизни. В сознании народа наиболее важные события, связанные с развитием государства и общества, находили своё отражение в фольклоре, формы которого были самыми разнообразными. Значительное место в устном творчестве советского человека занимал анекдот.

В анекдотах, создаваемых народом, отражался повседневный уровень восприятия различных социально-бытовых проблем общественной жизни и алкоголизм, как одна из таких проблем, рассматривался более объёмно.

Например, в анекдоте 1957 года история о традиционных буднях алкоголиков, которые приглашают к ним присоединиться третьего, связывается с событиями, произошедшими 21 июня 1957 года, когда на заседании Президиума ЦК КПСС В.М. Молотов, Л.М. Каганович и Г.М. Маленков попытались сместить Н.С. Хрущёва с поста лидера государства. Министр иностранных дел СССР Д.Т. Шепилов также выступил с критикой Н.С. Хрущёва. На последовавшем за этими событиями, 22 июня 1957 года Пленуме ЦК КПСС появилась формулировка «антипартийная группа Молотова, Маленкова, Кагановича и примкнувшего к ним Шепилова», которая практически сразу ушла в народ в качестве повода для шуток с алкогольной составляющей.

Участники антипартийной группы 1957 года, члены Президиума ЦК КПСС: Л.М. Каганович, Г.М. Маленков, В.М. Молотов (слева направо).
Участники антипартийной группы 1957 года, члены Президиума ЦК КПСС: Л.М. Каганович, Г.М. Маленков, В.М. Молотов (слева направо).

В одном из самых популярных вариантов анекдота на эту тему двое алкоголиков, стоявших у ларька звали третьего, чтобы он примкнул к ним и стал, таким образом, подобным «примкнувшему» к оппозиции Шепилову.

15 декабря 1958 года выходит постановление Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР «Об усилении борьбы с пьянством и о наведении порядка в торговле крепкими спиртными напитками», в котором в качестве главных причин алкоголизма в советском обществе отмечались пережитки буржуазной морали. В тексте постановления констатировалось, что «у части населения проявляются ещё вредные пережитки помещечье-буржуазного строя, старого быта. Одним из таких позорных пережитков является … пьянство…». В качестве одной из мер борьбы с пьянством в этом же постановлении утверждалась «предельная норма отпуска водки в ресторанах не более 100 граммов на посетителя». Спустя некоторое время по стране стал «гулять» следующий анекдот: «Н.С. Хрущёв выпустил закон против алкоголизма – отныне запрещалось в одной рюмочной наливать человеку больше ста грамм. Чтобы выпить следующие сто грамм он должен идти в другое питейное заведение. Пока идёт – протрезвеет! В связи с этим в СССР создаётся комиссия в состав которой вошли представители различных советских республик: от Белоруссии – Стограмович, от Украины – Наливайко, от Армении – Сутрапьян, от Грузии – Опохмелидзе, от Казахстана – Закусанбаев, от Латвии – Выпивайтес. Председателем комиссии назначен представитель от РСФСР – товарищ Рыгалов».

В 1970-е годы советское правительство, осознавая катастрофичность проблемы с пьянством, выпустило сразу несколько постановлений, направленных на искоренение этого социального зла – «Постановление о медицинских вытрезвителях при органах внутренних дел. № 275 от 22 июня 1970 г.», «Постановление Совета Министров СССР. О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма. 16 мая 1972 г.», «О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма. 13 июня 1972 г.», «Положение о комиссиях по борьбе с пьянством. 21 августа 1972 г.», «Указ президиума Верховного Совета РСФСР о принудительном лечении и трудовом перевоспитании хронических алкоголиков, 1 марта 1974 г.».

Советская карикатура, посвящённая проблеме алкоголизма в СССР (Крокодил. 1973. № 17. С. 1).
Советская карикатура, посвящённая проблеме алкоголизма в СССР (Крокодил. 1973. № 17. С. 1).

Результатом этих постановлений становится, в том числе и значительное повышение цен на вино-водочные изделия, как одна из мер борьбы с пьянством. Советский народ прореагировал на такие меры появлением следующих анекдотов:

«Армянскому радио задают вопрос:

– Можете ли Вы назвать химическую формулу воды?

– Конечно, Аш два о.

– А формулу коньяка?

– А коньяка – Аж восемь двенадцать. О!». (Здесь подразумевалась стоимость бутылки коньяка, обыгранная в такой шутливой алкогольной, химической формуле).

Ещё один анекдот на злободневную алкогольную тему, связанную с повышением цен на алкоголь, вследствие вышедших в начале 1970-х годов указов, обыгрывал также аспекты правозащитного движения в СССР. В анекдоте один рабочий обращается к другому:

"– Знаешь, скоро повысят цены на мясо!

– Это, паршиво!

– Кроме этого, повысят цены на хлеб!

– Совсем паршиво!

– И самое главное – скоро повысят цены на водку!!

– Ну, это полный бред: академик Сахаров такого не допустит!».

Советская карикатура, посвящённая проблеме алкоголизма в СССР (Крокодил. 1974. № 2. С. 14).
Советская карикатура, посвящённая проблеме алкоголизма в СССР (Крокодил. 1974. № 2. С. 14).

Реакцией на одно из положений «Постановления Совета Министров СССР. О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма. 16 мая 1972 г.», в котором отмечалось, что «продажа водки и других алкогольных напитков крепостью 30 процентов и выше может производиться в розничной торговой сети не ранее 11 часов утра и не позднее 19 часов вечера», становится появление следующего остроумного анекдота:

«–Кто такие семиты и антисемиты?

– Первые покупают водку до семи часов вечера, вторые после семи вечера водку нигде достать не могут и при этом во всём винят евреев».

В период апогея застоя алкоголизм принимает действительно катастрофические масштабы. По данным статистики к началу 1980-х годов в СССР насчитывалось около 40 млн. алкоголиков. Во многом это социальное бедствие было спровоцировано неудовлетворённостью от провозглашаемых официальной властью лозунгов о ближайшем построении коммунизма и реальным положением дел. Желая отключиться от несовершенства политического строя, многие советские люди погружали своё сознание в омут алкогольной зависимости. В начале 1980-х годов популярными становятся следующие анекдоты, отражающие особенности этого социально-психологического состояния советского общества:

«Армянскому радио задают вопрос:

– Почему мы до сих пор не достигли коммунизма?

– Дело в том, что в соответствии с последними положениями теории диалектического материализма, между социализмом и коммунизмом сформировалась новая стадия – развитый алкоголизм».

Ещё один анекдот начинался со следующего вопроса армянскому радио:

«– Что мы понимаем под коммунизмом?

– Коммунизм – это советская власть плюс алкоголизация всей страны».

Советская карикатура, посвящённая проблеме алкоголизма в СССР (Крокодил. 1985. № 19. С. 9).
Советская карикатура, посвящённая проблеме алкоголизма в СССР (Крокодил. 1985. № 19. С. 9).

С утверждением курса на перестройку политической и социально-экономических сфер общественной жизни советское руководство во главе с новым генеральным секретарём М.С. Горбачёвым приняло целый ряд радикальных мер, направленных против алкоголизма. Начиная с 1985 года, были сокращено производство вино-водочных напитков и время их продажи, ужесточены административное и уголовное наказания за их незаконное производство и торговлю. В мае 1985 года в газете «Правда» публикуется постановление «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма», в котором «признавалось необходимым в планах экономического и социального развития СССР предусматривать начиная с 1986 года ежегодное сокращение объемов производства водки и ликеро-водочных изделий, а к 1988 году полностью прекратить выпуск плодово-ягодных вин».

Центральная полоса газеты "Правда" (17 мая 1985 г.).
Центральная полоса газеты "Правда" (17 мая 1985 г.).

Ответом на антиалкогольную кампанию становится появление целой серии анекдотов с алкогольно-политическим подтекстом. Тем более что политика гласности способствовала раскрепощению народного сознания. В одном из анекдотов, например, обыгрывалась традиция подготовки лозунгов к статусным партийным мероприятиям.

«К XXVII съезду КПСС были придуманы новые лозунги: На красный террор ответим белой горячкой, а на безалкогольные свадьбы ответим непорочным зачатием!».

Сократившееся количество продаваемой алкогольной продукции в государственных магазинах, компенсировалось увеличивающимся объёмом её продаж на чёрном рынке. Кроме этого, люди, страдающие алкоголизмом во второй половине 1980-х годов, всё чаще стали употреблять самогонный алкоголь. Всё это только усугубило положение с алкоголизмом в СССР. Одним из популярных анекдотов этого периода, в котором высмеивалось увеличивающееся производство самогона, несмотря на его запрет, становится следующий анекдот:

«Два алкоголика договорились: если кто-то достанет пива, сразу же позвонит другому и сообщит, что купил газету; если достанет вина – говорит, что купил брошюру; достанет водку – говорит, что купил книгу. На следующее утро раздаётся звонок: – Петя, срочно приезжай. Из села приехал Дядя Вася и привёз рукопись!».

Ограничение продажи вино-водочной продукции с 14:00 также стало популярной темой анекдотов этого периода. По традиции в анекдоты включался политический подтекст. В это время, например, очень популярны были следующие анекдоты, обыгрывающие различные парадоксальные аспекты антиалкогольной кампании 1985 года: «Красноармеец Сухов идёт по пустыне и видит М.С. Горбачёва, который зарыт в песке. Горбачёв взывает к Сухову: «Пить…». Сухов взглянул на часы и ответил: «Михаил Сергеевич, а у нас, кстати говоря, пить разрешается только с двух часов».

«В СССР приехал с государственным визитом президент США Р. Рейган. После окончания переговоров он попросил провести ему экскурсию по Москве. Проходя по московским улицам, он увидел большую очередь около магазина «Вино». «Что это за люди и почему они здесь собрались?» Переводчику неудобно, но он начинает разъяснять: «Термин «Вино» в СССР расшифровывается как «Высший институт народного образования». Как видите, у нас от желающих получить высшее образование отбоя нет». – «А почему они все трясутся?» – спрашивает Рейган. «Дело в том, что у них с двух часов дня начинаются вступительные экзамены».

Очередь в вино-водочный магазин в СССР (Фоторафия второй половины 1980-х годов).
Очередь в вино-водочный магазин в СССР (Фоторафия второй половины 1980-х годов).

Антиалкогольная кампания 1985 года оказалась неэффективной. Её декларативный характер не подтверждался реальными и продуманными мерами, направленными на борьбу с алкоголизмом. В сознании советских граждан эта кампания ассоциировалась только с бездумной вырубкой ценных виноградников и с увеличением производства самопального алкоголя. В целом, ни одна кампания 1950-х - 1980-х годов не привела к реальному уменьшению потребления вино-водочных изделий в стране. Почему же эти кампании не привели к улучшению ситуации? Дело в том, что лозунги, угрозы и призывы к трезвому образу жизни вызвали непонимание у народа. В сознании советских обывателей алкоголик оставался несчастным человеком, который был ничтожным и опустившимся, но своим - в отличие от советской власти, которая постоянно к чему-то призывала, но при этом продолжала оставаться чужой. Анекдот в условиях тоталитарного строя и жёсткой цензуры выполнял функцию неформального института гражданского общества, который создавал удачный юмористический акцент на самых неэффективных мерах официальной борьбы с алкоголизмом.