Впервые услышав про Пожирателя Грехов, я подумал: «Враки все это. Наверное, придумал кто-то каких-то монстров типа Пожирателей смерти из "Гарри Поттера». Но изучив вопрос, убедился – фантастического тут нет, все происходило когда-то на самом деле, и были такие люди, которые реально съедали грехи.
Съедали они чужие грехи, разумеется, освобождая других от тяжкого груза. Но остальные обыватели почему-то, мягко скажем, не любили их и не привечали в своих домах. Итак, рассказываю, кто такие Пожиратели Грехов: почему их все ненавидели.
Концепция добра и зла стара, как мир. С ней и то, чего не должен делать человек ни при каких обстоятельствах. То, что называют грехом. В Библии перечислены семь основных грехов, которых число семь. Но есть и другие, не такие значительные. И всю историю человечества существовало представление о том, что грехи, которые за свою жизнь совершил человек, переходят вместе с его душой в загробный мир. Не везде это представление было, но во многих конфессиях.
В данном случае мы будем говорить о христианстве. Эта религия давала людям и способ избавиться от своих грехов – нужно просто исповедаться и попросить прощения у Бога. Особенно это важно успеть сделать перед уходом в мир иной. Были и другие способы очищения от грехов, причем почти все они должны быть выполнены еще при жизни греховодника, до того, как он скончается. А как же быть тем, кто не успел сбросить с себя эту тяжесть? Ведь они определенно потянут грешника в Ад…
И такой способ нашли. Как говорится «голь на выдумки хитра» (я под словом «голь» сейчас имел в виду человечество). В период с XVII по XIX века на территории Уэльса, Ирландии и Шотландии (это все Великобритания – ну почти) появились люди, которые помогали решить проблему, если человек не успевал исповедоваться перед смертью. Их и называли Пожирателями Грехов. Причем в самом буквальном смысле.
Проводился определенный ритуал съедания грехов. Он чуть отличался в разных местностях, но суть была одна: грехи почившего человека переносились на какую-то еду или напитки, которые съедал Пожиратель. Чаще всего грехи переносились на хлеб, вино или пиво. Во время ритуала их нужно было положить на покойника (иногда просто пронести над ним), а Пожиратель грехов читал определенные молитвы, звучавшие примерно так:
«Я теперь даю тебе облегчение и покой, милый человек. Не ходите по дорожкам нашим и на наши луга. За твой покой я закладываю свою душу. Аминь».
Затем он выпивал напиток и съедал еду. После этого ритуала считалось, что покойник избавлен от грехов и теперь будет спасен от участи бродить по земле неприкаянным и не попадет в ад. Появилась даже легенда, объяснявшая функционирование этих Пожирателей. Якобы сам Иисус, добровольно пожертвовавший собственной жизнью для очищения и спасения человечества, стал образцом для Пожирателей, ведь и они предлагают свои души ради очищения душ других, уже усопших людей.
Некий Джон Обри, живший в середине XIX века, стал свидетелем подобного обряда и описал его в своем дневнике. Сам обряд был давним, относился еще к началу XVII века:
"В Херефордшире бытовал старинный обычай, применявшийся во время похорон. Родственники покойника нанимали бедняков за еду, и те должны были взять на себя все грехи умершего. Некоторые бедняки занимались этим постоянно. Один такой, насколько мне известно, жил в Коттедже на Росс-Хай-Вэй.
По обычаю, тело выносили из дома к клали на стулья, вслед за этим выносили буханку хлеба и чашу, полную пива и отдавали Пожирателю. Он проносил хлеб и чашу над покойником, затем все съедал и выпивал. Еще Пожирателю давали в руку 6 пенсов. Он брал на себя все грехи покойного, освобождая его от участи стать неупокоенной душой».
Пожирателем грехов мог стать не каждый, кто пожелает. Работа считалась весьма специфичной, и ее могли исполнять лишь некоторые определенные люди. Во-первых. Пожиратели должны быть очень бедными и жить как отшельники, вдали от остального общества.
Их звали в деревни лишь только когда там умирал кто-то, не успевший исповедаться перед кончиной. Впрочем, таких было немало – к ним относились погибшие насильственно и умершие слишком рано, неожиданно. За вызов Пожиратель получал деньги: 4-6 пенсов. Это мизерная сумма, на которую можно было раза 2-3 скромно пообедать.
Еще одно свидетельство о работе Пожирателей есть в письме Джона Бэкфорда, писателя, антиквара и библиографа из Англии. Он пишет:
«Пожиратель грехов – это человек, за маленькую оплату или награду в виде пищи бравший на себя грехи погибшего человека. Как правило, в каждом населенном пункте был свой Пожиратель или несколько. Как только кто-то умирал, это своеобразное должностное лицо уведомляли, и он приходил к покойнику.
Я стал свидетелем, как уведомление дали пожилому отцу. Он пришел в дом покойного, кто-то из семьи вышел и принес ему низенький табурет. Отец сел лицом к дверям. Родственники дали ему несколько горстей крупы, которую он положил себе в карман, корку хлеба – он ее тут же съел, и чашу с элем, выпитую им с одного глотка. Потом отец встал с табурета, заявив, что дело закончено, а душа усопшего упокоена с миром.
Была еще более ранняя и достаточно грубая форма этого обряда. Раньше Пожирателя вводили в комнату, где лежал умерший и там он получал (иногда за деньги) еду, лежавшую на теле. Пожиратель ел эту пищу в присутствии покойника. После его выгоняли из дома, ругая и проклиная, кидая в него золу, палки и вообще все доступные метательные снаряды».
К общем, как вы уже догадались на этом этапе статьи, Пожирателей все ненавидели. Хоть эта должность для «темных» обывателей и была важной, но человека этого презирали, считали грядным и ненавидели. Хотя XVII-XVIII века уже не относятся к Средневековью, но в глубинке тогда о Раннем Возрождении ничего не знали… да и потом не знали, что уж тут… Суеверные жители были убеждены, что Пожиратели грехов – это колдуны, занимающиеся черной магией.
Многие считали, что все грехи, которые съел Пожиратель, впитались в него, исказили ему душу, извратив ее, сделав злой и навечно проклятой. То есть, Пожиратели были какими-то недочеловеками, общавшимися с демонами и самим Сатаной. Бытовало поверье: если ему посмотреть в глаза – он заберет душу и нашлет проклятие. Потому многие жители деревень старались вообще не смотреть на Пожирателя грехов, избегали любой ценой, и те были вынуждены вести жизнь прокаженных, иногда вызываемые для осуществления услуг…
И этих людей отвергало не только общество. Церковь тоже на одобряла эти практики посмертного отпущения грехов. Одна из причин: забирая чужие грехи и неся их тяжесть на себе всю оставшуюся жизнь, Пожиратель тем противоречил многим догматам христианства. Кроме того, он получал власть над духовными событиями, по сути, наделял себя полномочиями самого Господа, и что самое важное для церковников – Пожиратель грехов избавлял людей от обязательного присутствия священника, а ведь именно они были ответственными за все погребальные обряды.
Получалось, что для Церкви здесь была самая настоящая ересь. Правда, она активно не преследовала Пожирателей и тех, кто обращался за их услугами, но делала все, чтобы воспрепятствовать этим практикам.
В основном, Пожиратели грехов «работали» в XVII-XIX веках, но в начале XX века тоже кое-где встречались эти люди. По слухам, последним человеком, предоставлявшим подобные услуги в Европе, был Ричард Манслоу, живший в графстве Шропшир, Англия и ушедший из жизни в 1906 году. Он раньше был фермером, но стал заниматься «темной профессией» после того, как его четверо детей трагически погибли, не успев исповедоваться.
Впрочем, практика эта существовала и в Новом свете, попав вместе с ирландскими переселенцами. И Пожиратели грехов встречались в США и в Канаде вплоть до 1950-х годов. Да и сейчас есть где-то в Аппалачах – отдаленных регионах Северной Америки. Просто это тщательно скрывают – а то мало ли что.