В 2000 году профессор Корнеллского университета провёл эксперимент. Томас Гилович попросил своих студентов прийти на лекцию в футболках, на которых было изображение одного известного американского певца. Профессор предположил, что участники эксперимента будут считать, что этот элемент одежды привлечёт к ним больше внимания окружающих и сделает их более заметными в толпе. Результаты опроса подтвердили гипотезу Томаса Гиловича. Испытуемые переоценили внимание к себе на 23%. Таким образом, впервые было экспериментально подкреплено когнитивное искажение под названием «эффект прожектора». Его суть заключается в том, что люди склонны к переоценке того, насколько их действия и внешний вид заметны для окружающих. Название психологического эффекта хорошо подчёркивает состояние человека, который полагает, что он находится в центре внимания: как будто на него направлен луч прожектора и подсвечивает его положительные или отрицательные проявления. Данное когнитивное искажение формируется у человека
"Эффект прожектора": все на вас смотрят или так только кажется?
17 января17 янв
39
3 мин