Найти в Дзене
Строительный мир

Ни грамма железа: новый мост из алюминия построят в России в 2025 г.

С 2017 года в России построили 17 мостов из алюминиевых сплавов. Причем, большинство таких сооружений ввели в эксплуатацию в последние три года, включая переход через реку Линда (72 м) в Нижегородской области, ставший частью одной из региональных автодорог. В 2019-м в свод правил относительно проектирования и реконструкции мостовых сооружений был внесен ряд изменений, что позволило активно развивать данное направление в стране.

Один из последних реализованных проектов (2024 г.) — 25-метровый пешеходный мост в Рязани общей массой 12,8 тонн. Этот переход примечателен также и тем, что его боковые стены сделаны из каленого стекла, что является довольно нестандартным решением. Готовые детали (самая большая из которых весит всего 30 кг) доставили на площадку, где бригада из четырех человек смогла завершить монтаж без применения тяжелой спецтехники всего за одну ночь.

© Правительство Нижегородской области / nobl.ru (Открытие автодорожного моста из алюминия в Нижегородской области, 2023 г.)
© Правительство Нижегородской области / nobl.ru (Открытие автодорожного моста из алюминия в Нижегородской области, 2023 г.)

В 2025 году пешеходный алюминиевый мост с применением инновационных сплавов и технологий возведут и в Алтайском крае на автодороге «Алтайское – Ая – Бирюзовая Катунь». Его протяженность составит 48 м, а вес — около 20 тонн. Что касается последнего показателя, то, как рассказала «Строительному миру» Председатель Алюминиевой Ассоциации Ирина Казовская, низкий удельный вес при высокой удельной прочности является одной из отличительных черт конструкций данного типа. Аналогичные объекты из стали тяжелее примерно в два раза, к тому же они подвержены коррозии и гораздо чаще требуют проведения текущего ремонта.

© Алюминиевая Ассоциация / aluminas.ru (Алминиевый мост в Алтайском крае, визуализация)
© Алюминиевая Ассоциация / aluminas.ru (Алминиевый мост в Алтайском крае, визуализация)

По словам промышленного эксперта Леонида Хазанова, сооружения, построенные с применением алюминиевых сплавов, не ржавеют, устойчивы к сильным морозам и перепадам температур, а если их элементы подвергнуты анодированию, то и надежно защищены от вредных факторов внешней среды. В разговоре с нами он также подчеркнул легкость транспортировки и монтажа таких конструкций. С учетом той активной работы, которая проводится в данном отношении усилиями Алюминиевой Ассоциации, можно смело говорить о начале нового этапа в отечественном мостостроении.

© Wikipedia / CC BY-SA 3.0 (Arvida Bridge из алюминия в провинции Квебек (Канада), построенный в 1950 г.)
© Wikipedia / CC BY-SA 3.0 (Arvida Bridge из алюминия в провинции Квебек (Канада), построенный в 1950 г.)

Конечно, до Китая в этом плане еще далеко. Поднебесная остается безусловным лидером алюминиевого мостостроения, активно возводя такие объекты еще с середины 1990-х. Например, к Олимпиаде 2008 года в Пекине построили целый комплекс переходов из алюминиевых сплавов. Популярны подобные объекты и в странах Европы. В частности, первый на континенте автомобильный мост из алюминия запустили в ФРГ (Швансбелл) еще в 1956 году. Примерно тогда же несколько схожих проектов реализовали в Северной Америке. Хотя в США алюминий на мостах при замене настилов стали применять еще в 1930-х. А в 1946-м в Нью-Йорке появился целый пролет из алюминия на одном из переходов. В Японии балочный автомобильный мост из алюминия сдали в 1961 году в Кобе.

О возможностях применения алюминия в мостостроении в СССР говорили еще в 1930-х. Но только в 1963-м удалось воплотить в жизнь одну из таких задумок. Правда, первый опыт оказался неудачным. В подмосковном городе Рузы тогда построили автомобильный мост протяженностью 32 м. Но уже через несколько месяцев его пришлось демонтировать, так как объект из-за неправильно подобранных сплавов подвергся коррозии.

© Florstein / Wikimedia Commons / CC BY-SA 4.0 (Коломенский мост в Санкт-Петербурге)
© Florstein / Wikimedia Commons / CC BY-SA 4.0 (Коломенский мост в Санкт-Петербурге)

Тем не менее через четыре года советские инженеры, проведя работу над ошибками, разработали новый проект, оказавшийся вполне успешным. Реализовали его в 1969-м в Ленинграде, смонтировав на канале Грибоедова новый пешеходный Коломенский мост, заменивший устаревшую деревянную конструкцию. Именно это сооружение и оставалось в России на протяжении десятилетий единственным алюминиевым мостом.

«Подобных темпов мир еще не видел»: из истории одной московской стройки
Строительный мир11 января

В статье использованы изображения с сайтов Алюминиевой Ассоциации / aluminas.ru и Правительства Нижегородской области / nobl.ru