Найти в Дзене

Гендиректор «Флит Автолизинг» Алексей Смирнов о рынке автолизинга в 2025 году

В 2025 году рынок лизинга будет во многом зависеть от социально-экономической и политической ситуации. Если ЦБ пересмотрит свою политику в отношении ключевой ставки, т.е. она будет снижена, то это, безусловно, может привести к прекращению падения рынка лизинга. И, наоборот, если ставка будет оставаться на том же уровне или расти, то, скорее всего, весь следующий год лизинг будет жить в условиях экстремально высоких процентных ставок. Уже сейчас ставки фондирования лизинговых компаний со стороны банков достигают 30%, что соответствует доходности по ряду выпусков облигаций достаточно крупных лизинговых эмитентов. Если такой уровень ставок сохранится большую половину следующего года, рынок ждет неминуемое падение на 15-20%. Соответственно, лизинговые компании будут испытывать проблемы с генерацией нового бизнеса, портфели могут начать сокращаться, что в совокупности с ростом плохих долгов приведет к падению рентабельности лизинговых компаний, а у некоторых игроков рынка - к убыткам. В эти
«Флит Автолизинг» входит в лизинговую группу «Инсайт лизинг»
«Флит Автолизинг» входит в лизинговую группу «Инсайт лизинг»

В 2025 году рынок лизинга будет во многом зависеть от социально-экономической и политической ситуации. Если ЦБ пересмотрит свою политику в отношении ключевой ставки, т.е. она будет снижена, то это, безусловно, может привести к прекращению падения рынка лизинга. И, наоборот, если ставка будет оставаться на том же уровне или расти, то, скорее всего, весь следующий год лизинг будет жить в условиях экстремально высоких процентных ставок. Уже сейчас ставки фондирования лизинговых компаний со стороны банков достигают 30%, что соответствует доходности по ряду выпусков облигаций достаточно крупных лизинговых эмитентов. Если такой уровень ставок сохранится большую половину следующего года, рынок ждет неминуемое падение на 15-20%. Соответственно, лизинговые компании будут испытывать проблемы с генерацией нового бизнеса, портфели могут начать сокращаться, что в совокупности с ростом плохих долгов приведет к падению рентабельности лизинговых компаний, а у некоторых игроков рынка - к убыткам. В этих условиях вероятна дальнейшая консолидация рынка.

Кроме того, будет происходить консолидация и на стороне поставщиков автомобилей. Думаю, что ряд китайских марок может уйти с рынка, так как со временем для потребителей становится понятно, какие марки являются достаточно качественными и готовы инвестировать в сервис, а какие - нет. Полагаю, что продолжится рост цен на новые автомобили из-за падения курса рубля и повышения утилизационного сбора. А вот будет ли рост цен на автомобили с пробегом, особенно на коммерческий транспорт, пока непонятно. Дело в том, что на рынке уже происходит затоваривание, число изъятой техники пока продолжает расти, что двигает цены вниз. Однако рано или поздно сток изъятой техники будет распродаваться, в том числе, за счет «пересаживания» клиентов с лизинга новой техники на лизинг коммерческой техники с пробегом. На б/у технику и цена более привлекательная, да и лизинговые компании готовы предоставлять для своих изъятых автомобилей более выгодные условия по лизингу.

Необходимо развивать механизмы государственной поддержки отрасли. Очень важна программа Минпромтога по субсидированию лизинга локализованной колесной техники, которую уже подтвердили на 2025 год. Также было бы очень уместно субсидирование процентных ставок по кредитам для лизинговых компаний.