Найти в Дзене
Живопись

Моя маленькая слабость: художник Мориц фон Швинд

Мориц Людвиг фон Швинд (1804 Австрия — 1871 Бавария) — австрийский и немецкий живописец, акварелист, рисовальщик и литограф позднеромантического периода и бидермайера

Картины Морица фон Швинда — моё маленькое постыдное удовольствие. Так уж сложилось. И я не собираюсь комплексовать по этому поводу.

Ну а что? Некоторым филологиням нравятся почитывать бульварные романы. Некоторые фито спортивного вида девушки заедают стрессы конфетами. Многие балерины за кулисами дымят как паровозы и слушают сомнительный репчик. А одна моя знакомая эксперт(ка/эсса/иня?)-культуролог, известная широкой публике исключительно прямой осанкой и изящным слогом, умеет ругаться нехорошими словами пять минут подряд, ни разу при этом не повторившись!

Мориц фон Швинд, «Роза, или Путешествие художника», с 1846 по 1847, холст, масло, 216 х 134 см, Старая национальная галерея, Берлин
Мориц фон Швинд, «Роза, или Путешествие художника», с 1846 по 1847, холст, масло, 216 х 134 см, Старая национальная галерея, Берлин

Так что добро пожаловать в мир некрупных, неброских, не впечатляющих техникой исполнения картин, написанных одним из самых слабых последователей Жака Луи Давида и Кронаха.

Мориц фон Швинд, «Виланд Кузнец и принцесса», 185, холст, масло, Музей Георга Шефера,  Швайнфурт
Мориц фон Швинд, «Виланд Кузнец и принцесса», 185, холст, масло, Музей Георга Шефера, Швайнфурт
Мориц фон Швинд, «Лунная фея», 1822, акварель поверх графита, Национальная художественная галерея
Мориц фон Швинд, «Лунная фея», 1822, акварель поверх графита, Национальная художественная галерея

На этих полотнах не счесть заимствований. Работа с цветом в лучшем случае посредственна. Работа с линией? Хм, скажем так: случаются достаточно интересные контуры. Но и только. Если фон Швинд брался за широкие планы — дела его шли совсем печально. И мастерство банально не поспевало за амбицией. А амбиции художника порой толкали его отвечать на творческие вызовы, которые ему никто вообще-то и не думал бросать. В результате оммажи фон Швинда не всегда считаются даже опытным глазом. Как следствие — пафос и логос картины начинают вызывать вопросы. Ну а бытовые зарисовки этого живописца... Ох. Судите сами, дорогой читатель. Вот пример.

Мориц фон Швинд, «Абигайль пред Давидом», 1830, холст, масло, 58,8 х 92,2 см, Баварские государственные коллекции живописи
Мориц фон Швинд, «Абигайль пред Давидом», 1830, холст, масло, 58,8 х 92,2 см, Баварские государственные коллекции живописи
Мориц фон Швинд, «Четыре времени суток. Полдень», 1860, холст, масло, ∅ 37,5 см, частная коллекция
Мориц фон Швинд, «Четыре времени суток. Полдень», 1860, холст, масло, ∅ 37,5 см, частная коллекция

Так за что же я люблю «неумёху» Морица фон Швинда? В первую очередь — за сочетание немецкого простодушия и немецкого же упрямства. Пока всякие там Корнелиусы и Овербеки (при всём уважении) низкопоклонствовали перед южной (итальянской (римской)) школой; пока его соотечественники млели от романского классицизма, неунывающий германский дух нашёл себе прибежище в наивном романтизме его полотен! Фон Швиндту и даром не сдалось величие эффектных линий и продуманных, аки шахматные партии, контрастов. Вместо этого он ухитрялся подружить меж собою вычурность и уют. «Деревянную» пластику своих героев и однообразие цветовых решений — с органичностью образов и искренней доброжелательностью автора по отношению к своему зрителю. Косматую первобытность германской пущи — с популярными теистическими сюжетами. Умел превратить очередную скучную фоновую растительность в жутковато-обаятельный ковен дубов-колдунов, собравшийся на шабаш. Полуслучайное скопище грибов, приглашённое художником на роль контрастной массовки, — в делегацию степенных гномов, обряженных в широкополые шляпы. Туман над озером — в зыбкую магическую завесу, едва ли способную укрыть от пытливого взора весёлые пляски эльфов...

Мориц фон Швинд, «В доме художника», 1830, холст, масло, 51 х 71 см, частная коллекция
Мориц фон Швинд, «В доме художника», 1830, холст, масло, 51 х 71 см, частная коллекция

Словом, главным козырем творчества фон Швиндта была безудержная фантазия, помноженная на немецкую народную непосредственность и возведённая в степень вдохновения. Дикорастущие, крутоскальные и пенноводные уголки родного края своей нечёсаной дикостью выгодно оттеняли им же написанных архитипичных рыцарей, крестьян и святых.

Мориц фон Швинд, «Император Максимилиан I в Мартинсванде», около 1860, холст, масло, 60 х 43 см, Венский музей истории искусств
Мориц фон Швинд, «Император Максимилиан I в Мартинсванде», около 1860, холст, масло, 60 х 43 см, Венский музей истории искусств
Мориц фон Швинд, «Приключение художника Джозефа Биндера», 1860, холст, масло, 65 х 37 см, Старая национальная галерея, Берлин
Мориц фон Швинд, «Приключение художника Джозефа Биндера», 1860, холст, масло, 65 х 37 см, Старая национальная галерея, Берлин

Не знаю, как Вы, дорогой читатель, а я готова многое простить художнику, шедшему навстречу зрителю с открытым сердцем и охапкой творческих экспериментов. Это сегодня всякое авторское высказывание, не похожее на работы коллег, автоматически воспринимается как нечто ценное. В эру противостояния классицизма с романтизмом такого благодушия не было и в помине. Для меня Мориц фон Швинд долгое время остаётся кем-то навроде любимого актёра второго плана. Его работы оттеняют суровую эпоху. Наивно? Да. Не слишком перспективно с точки зрения художественной ценности? Опять же- да. Но не всё же время нам с Вами стоять на страже хорошего вкуса и высоких ценностей, не так ли? Иногда можно позволить себе немного живописи категории «бэ», если того предполагает нахождение в зоне комфорта. Из которой, вопреки уверениям всяческих психологов, не так уж и полезно выходить)

Мориц фон Швинд, «Лесной царь», 1830, дерево, масло, Галерея Бельведер, Вена
Мориц фон Швинд, «Лесной царь», 1830, дерево, масло, Галерея Бельведер, Вена
Мориц фон Швинд, иллюстрация к стихотворению Гёте «Король эльфов», 1849, перо, тушь и акварель, 26,5 x 38,5 см, коллекция рисунков Национальной галереи, Прага
Мориц фон Швинд, иллюстрация к стихотворению Гёте «Король эльфов», 1849, перо, тушь и акварель, 26,5 x 38,5 см, коллекция рисунков Национальной галереи, Прага

Кстати говоря: у Вас случайно нет на примете собственного любимого непопулярного художника? Ну а вдруг? Было бы очень занятно обменяться секретиками. Тем более что свою небольшую пикантную тайну я Вам раскрыла)

Приятного Вам просмотра, уважаемый читатель! Буду рада Вашим комментариям.

Автор: Лёля Городная