Давайте обо всем по порядку, дислексия — это особенность восприятия текстовой информации, при которой у человека возникают трудности в прочтении текста. Буквы могут прыгать, слоги могут выпадать из слова или же меняться местами. Дисграфия — это особенность, при которой человек испытывает серьезные проблемы при написании слов и текстов. Часто эти особенности сопровождаются СДВГ.
Коррекцией дислексии и дисграфии занимаются различные специалисты: логопеды, дефектологи, нейропсихологи и специалисты по коррекции дислексии. Отличие в том, что каждый подходит к коррекции по-своему. Одни достигают успехов быстро, другим требуется не один год для достижения устойчивого результата.
Кто такие нейропсихологи?
Нейропсихология — сравнительно молодое и прогрессивное направление в науке, изучающее свойства и особенности развития головного мозга, способность к запоминанию информации. Предмет её исследования — психические процессы когнитивной психологии (в том числе память, мышление, письмо и чтение, особенности поведения). Нейропсихолог помогает при задержке речевого развития, нарушении навыков самообслуживания (застёгивание пуговиц на верхней одежде, воспроизведение движений в игре и пр.), координации и развития мелкой и крупной моторики.
С какими проблемами обращаются к нейропсихологу?
Чаще всего нейропсихолог работает с детьми, поскольку многие проблемы намного проще и эффективнее решить в раннем возрасте, чем во взрослом. Родителям стоит проконсультироваться со специалистом, если у ребёнка наблюдаются такие симптомы, как:
● трудности с адаптацией в школьном коллективе;
● плохое запоминание информации на слух;
● нарушение моторики;
● быстрая утомляемость;
● резкие перепады настроения;
● проблемы с чтением и/или письмом (ребёнок заменяет слоги в словах, пропускает буквы или невнятно произносит слова);
● плохое развитие речи;
● проблемы с освоением школьной программы;
● неразговорчивость и замкнутость;
● проблемы со сном.
Как работают нейропсихологи с дислексией и дисграфией?
Работа нейропсихолога направлена на коррекцию дисграфии и дислексии через активизацию работы мозга, налаживания нейронных связей между полушариями.
Нейропсихолог:
● определяет, как организованы психические процессы мозга при развитии ребёнка (внимание, восприятие, речь, моторика, мышление, память);
● разрабатывает индивидуальную программу нейропсихологической помощи;
● выявляет причины появления возможных сложностей в учёбе;
● занимается тренировкой зрительной и слуховой памяти, развитием логического и пространственного мышления, повышением концентрации внимания и развитию межполушарных связей.
Говоря о работе нейропсихолога при дислексии, стоит упомянуть об использовании специально разработанных методических материалов, инструментов для творчества. Специалист может использовать и компьютерные программы, разработанные для лечения нейропсихологических расстройств. В рамках коррекции дисграфии и дислексии могут применяться:
● нейробатут;
● интерактивная платформа Wii Fit;
● нейролабиринт;
● интерактивные Smart-доски;
● БОС для развития активного внимания Play Attention;
● оборудование для нейроакустической стимуляции.
Вывод
Коррекция дислексии и дисграфии у нейропсихолога — на практике длительный процесс, результаты которого могут быть неустойчивыми. Тем не менее в перспективе 1-2 лет решаемые, но если учесть, что дети не готовы работать на отдаленный результат, а у значительной части дислексия и дисграфия сопровождаются СДВГ, через месяц – полтора мотивация ребёнка, скорее всего, упадет и эффективность занятий останется под сомнением. Детям нужны короткие дистанции и быстрый результат. Поэтому при наличии трудностей при чтении и письме рекомендован тщательно продуманный, индивидуальный подход. Именно поэтому лучше обратиться непосредственно к специалистам по коррекции дислексии, которые выберут одну из современных методик и добьются быстрых результатов.
Предлагаем пройти онлайн-тест на дислексию для детей и взрослых. Вы сами сможете сделать первые выводы и при необходимости обратиться к нам в Центр коррекции дислексии.