Найти в Дзене

Зима, одетая в искусство: зимняя накидка (ротонда)

За долгие века суровый, но прекрасный Север научил своих людей не только защищаться от непогоды, но и создавать удивительно красивые и
эстетически привлекательные предметы одежды и быта.
Сегодня мы расскажем о зимней накидке (ротонде) 70-80х годов XIX века. Накидка поступила в музей в 2003 году от архангелогородки Рифтиной Риммы Александровны и принадлежала её свекрови Рифтиной Софье Конрадовне, в девичестве предположительно Гуммерт. По семейной легенде Софья Конрадовна ещё в раннем детстве осталась сиротой. Её удочерила семья немцев Гуммерт. Сам глава семейства был, скорей всего, знатного рода и занимал при дворе русского императора высокий пост. Из рассказа владелицы известно, что накидка принадлежала дочери этого человека, которая была фрейлиной при царском дворе. Фрейлиной могла стать девушка только из знатного сословия или сирота — выпускница Института благородных девиц. Возможно, и сама Софья Конрадовна была фрейлиной.
В 1917 году семья Гуммерта иммигрировала в Финляндию, а Соф

За долгие века суровый, но прекрасный Север научил своих людей не только защищаться от непогоды, но и создавать удивительно красивые и
эстетически привлекательные предметы одежды и быта.
Сегодня мы расскажем о зимней накидке (ротонде) 70-80х годов XIX века.

Накидка (Ротонда)
70-80 годы XIX века (?).
Россия.
Белый пух гагары, шелк, ватин. Коллекция Государственного музейного объединения (Архангельск).
Накидка (Ротонда) 70-80 годы XIX века (?). Россия. Белый пух гагары, шелк, ватин. Коллекция Государственного музейного объединения (Архангельск).

Накидка поступила в музей в 2003 году от архангелогородки Рифтиной Риммы Александровны и принадлежала её свекрови Рифтиной Софье Конрадовне, в девичестве предположительно Гуммерт.

По семейной легенде Софья Конрадовна ещё в раннем детстве осталась сиротой. Её удочерила семья немцев Гуммерт. Сам глава семейства был, скорей всего, знатного рода и занимал при дворе русского императора высокий пост. Из рассказа владелицы известно, что накидка принадлежала дочери этого человека, которая была фрейлиной при царском дворе. Фрейлиной могла стать девушка только из знатного сословия или сирота — выпускница Института благородных девиц. Возможно, и сама Софья Конрадовна была фрейлиной.
В 1917 году семья Гуммерта иммигрировала в Финляндию, а Софья Конрадовна переехала в Петербург и вышла замуж за Рифтина Александра Павловича, профессора Петербургского университета кафедры востоковедения. По воспоминаниям одного из студентов Александра Павловича, их сын «окончил что-то железнодорожное» и уехал в Архангельск.
Реставрацией накидки занималась Шебеко Нелля Константиновна, ведущий художник — реставратор Государственного русского музея.
Фасон этой накидки носил название «ротонда». Назвали её так из-за массового увлечения в XVIII — начале XIX века садовыми павильонами круглой формы, воспоминания о которых возникали, когда дама одевала широкую круглую накидку.
Пух гагары — редкий материал для одежды. В XIX веке существовал промысел на «птичий мех» или «гагарьи шейки». Добывали пух коренные народности Крайнего Севера. В XX веке этот промысел уже не вёлся.
В XIX веке этот вид одежды был очень популярным и предназначался как для повседневности, так и для торжественных выходов в свет. Это определяло не только фасон накидки, но и выбор материала для неё. Кружевные, бархатные, меховые, расшитые шнуром, вышивкой, тесьмой, украшенные бисером и стеклярусом — такие накидки демонстрировали статус владелицы и стоили баснословных денег, порой больше, чем сами платья.
На протяжении веков дамское платье меняло форму, расширялось и зауживалось в разных своих частях, а накидка оставалась неизменной, защищала хозяйку от холода и пыли и почти никогда не выходила из моды вплоть до XX века. Она присутствовала в гардеробах простолюдинок и аристократок.
Книги правил этикета XIX века настоятельно советовали дамам иметь хотя бы две-три накидки на разные случаи жизни. О них много написано в книгах писателей тех времен, в воспоминаниях современников и в работах историков.