Найти в Дзене
Zapomni

Великое наследие Ростроповича: музыкальная память о маэстро

«Философ, великолепный менеджер, он мог быть президентом
гигантского концерна, мог быть президентом какой-нибудь
страны, но он посвятил себя русской, а значит – мировой культуре.
А это ноша для гиганта…»
Андрей Вознесенский о Ростроповиче 27 марта, 19:00, в Большом зале Московской Консерватории им. П.И. Чайковского выдающийся российский виолончелист и органист, народный артист Российской Федерации Александр Князев исполнит всемирно известные виолончельные произведения Э. Элгара и А. Дворжака в сопровождении Российского национального оркестра (художественный руководитель н.а. РФ А.И. Рудин) под управлением дирижера Ивана Никифорчина. К этому музыкальному событию наша редакция подготовила статью о творчестве Ростроповича и произведениях, которые были близки великому маэстро и имеют особое значение в истории классической музыки. Мстислав Ростропович – величайший музыкант прошлого столетия. Признание таланта маэстро облетело все континенты и большинство стран мира – он почетный доктор

«Философ, великолепный менеджер, он мог быть президентом
гигантского концерна, мог быть президентом какой-нибудь
страны, но он посвятил себя русской, а значит – мировой культуре.
А это ноша для гиганта…»
Андрей Вознесенский о Ростроповиче

27 марта, 19:00, в Большом зале Московской Консерватории им. П.И. Чайковского выдающийся российский виолончелист и органист, народный артист Российской Федерации Александр Князев исполнит всемирно известные виолончельные произведения Э. Элгара и А. Дворжака в сопровождении Российского национального оркестра (художественный руководитель н.а. РФ А.И. Рудин) под управлением дирижера Ивана Никифорчина.

К этому музыкальному событию наша редакция подготовила статью о творчестве Ростроповича и произведениях, которые были близки великому маэстро и имеют особое значение в истории классической музыки.

Мстислав Ростропович – величайший музыкант прошлого столетия. Признание таланта маэстро облетело все континенты и большинство стран мира – он почетный доктор более 50 университетов, почетный профессор четырех консерваторий, почетный гражданин 28 городов Европы и Америки, более 10 раз назван «Человеком года», а в 2002 признан «величайшим из ныне живущих музыкантов».

Творческий путь Ростроповича связывает современность с прошлым столетием: ученик Прокофьева, Шостаковича и Шебалина, близкий друг Рихтера, Гилельса и Когана, он прожил долгую и насыщенную жизнь, оказав влияние на всех знаменитых музыкантов 21 века.

Мстислав Ростропович с супругой Галиной Вишневской
Мстислав Ростропович с супругой Галиной Вишневской

Мастерство Ростроповича не ограничивается безупречным владением виолончелью: вместе со своей супругой, великой русской оперной певицей Галиной Вишневской он выступал в качестве пианиста-концертмейстера на концертных площадках по всему миру, будучи студентом Московской консерватории посещал занятия по композиции у Шостаковича и Шебалина, а впоследствии сочинил цикл пьес для оркестра, фортепиано, виолончели и два фортепианных концерта, с 1962 года до конца жизни выступал как дирижер в России и за рубежом, исполнив премьеры более 70 симфонических произведений и 9 опер современников.

За годы своего творчества Ростропович исполнил почти весь виолончельный репертуар, конечно же, концерты Дворжака и Элгара не стали исключением.

27 марта, 19:00, Большой зал Московской консерватории

Концертную программу, посвященную 98-летию Мстислава Ростроповича исполнят народный артист России Александр Князев и всемирно известный Российский национальный оркестр под управлением дирижера Ивана Никифорчина.

Выбор программы символичен. В концерте прозвучат произведения Антонина Дворжака и Эдварда Элгара ー национальные танцы для оркестра и виолончельные концерты композиторов, общепризнанные шедевры классической музыки. Эти произведения были важны для Ростроповича, и их исполнение в этот вечер станет особым посвящением великому музыканту.

Виолончельные концерты Дворжака и Элгара написаны с разницей почти в 25 лет на разных континентах. Дворжак создал свой следом за знаменитой «Симфонией из Нового света», но если в симфонии композитор использовал полюбившиеся ему в Америке интонации народной негритянской и индейской музыки, то Концерт для виолончели насыщен славянскими лирическими и героическими красками.

Известно, что Дворжак, как ни странно, не считал виолончель перспективным солирующим инструментом и присутствию в его творчестве целых двух концертов для этого инструмента мы обязаны товарищам композитора – Людевиту Пееру и Ганушу Вигману – благодаря настойчивости которых произведения были написаны и исполнены. Впоследствии автор писал о втором виолончельном концерте так: «Этот концерт значительно превосходит оба мои концерта, как скрипичный, так и фортепианный. Не удивляйтесь, что сам об этом говорю — на собственную похвалу нельзя положиться, — но Вам могу сказать, что произведение это доставляет мне громадную радость, и, думаю, я не ошибусь в его оценке». Действительно, этот концерт стал одним из самых исполняемых творений Дворжака.

Вопреки общепринятому мнению о том, что виолончель инструмент скорее лирический и повествовательный, Дворжак поручает солисту множество виртуозных фрагментов, требующих от исполнителя чрезвычайной филигранности исполнения и мастерства владения инструментом.

Три части концерта позволяют слушателю сполна оценить тембровые и технические возможности виолончели. Следуя классическим канонам, Дворжак сочиняет в первой части так называемую «двойную экспозицию» - двукратное звучание начального раздела формы, сначала только у оркестра, затем у солиста в сопровождении оркестра. Увлекательно проследить тонкую игру характеров между двумя, казалось бы, похожими фрагментами: при первом звучании главная тема волевая и решительная, а побочная, благодаря соло валторны пасторальная, созерцательная. Но во второй экспозиции тембр виолончели как будто придает обеим темам теплоту человеческого голоса, делая главную тему взволнованным стремительным речитативом, а побочную вкрадчивым лирическим высказыванием. Пройдя через множество музыкальных преобразований, именно главная тема триумфально завершает первую часть в совместном звучании солиста и оркестра.

Центр композиции концерта – его вторая часть, с проникновенными, возвышенными, благородными интонациями в полной мере раскрывает виолончель как один из самых мелодичных и задушевных музыкальных инструментов. Финал концерта подводит итог всего произведения, сочетая в себе рыцарский эпический характер главной темы и оттеняющие его лучезарные эпизоды.

Концерт для виолончели с оркестром Эдварда Элгара был создан в 1919 году под впечатлением от последствий событий Первой мировой войны. В то время Элгар почти принял решение оставить сочинение, но пережив операцию и проведя лето на юге Англии он приступает к написанию концерта, который станет его последним крупным произведением. К сожалению, после неудачной премьеры произведение было надолго забыто и 50 лет почти не исполнялось. Именно Мстислав Ростропович впервые в России исполнил это сочинение в 1958 году, а настоящую популярность концерту принесла виолончелистка Жаклин Дюпре, в 1962 Году записав пластинку с эталонным, по мнению критиков, исполнением произведения.

В каждой из четырех частей концерта Элгара сопоставляются, а иногда даже сталкиваются, образы военного и мирного времени. В первой части тяжелый и сосредоточенный характер крайних разделов контрастирует с мягким лирическим средним. Вторая часть – область светлых довоенных воспоминаний, которые появляются не внезапно, но вырастают из вкрадчивого вступительного монолога виолончели. Две последние части исполняются без перерыва: пронзительная, чувственная в духе Шумана третья часть уступает место тревожному величественному финалу. Он начинается и оканчивается темой каденции солиста и в этом встревоженном речитативе слышится голос самого Элгара, переживающего глубокое потрясение от случившейся войны.

Приглашаем вас 27 марта в 19:00 в Большой зал Московской консерватории на уникальный концерт, который станет живым воплощением величайших виолончельных произведений, оставивших неизгладимый след в истории музыки. Исполнение этих шедевров мастерами, столь близкими к наследию Мстислава Ростроповича, подарит зрителям настоящее переживание, которое невозможно передать словами. Не упустите шанс стать частью этого важного музыкального события и почтить память великого маэстро.